<<
>>

ПРИРОДА

- генетически единая и актуально связанная с Универсумом его спонтанно реализованная часть.

Понятие природы выработано философской и научной мыслью для обозначения той сферы космического бытия, которая находится между вечным и бесконечным в своих превращениях Универсумом, с одной стороны, и смертным, но обладающим поразительной способностью мыслить и творить среду своего обитания человеческим существом - с другой.

В отличие от принципиально непостижимой виртуальности бесконечно возрождающегося Универсума природа сохраняется и умножается в своих формах как космически детерминированная реальность, имею-

щая особое начало во времени и динамически изменяющиеся границы в пространстве (феномен так называемой «разбегающейся Вселенной»).

Реальная несоизмеримость временных и пространственных параметров природы заставляет естественно-научную и философскую мысль вводить множество уточняющих терминов и характеристик, учитывающих исторически возрастающую сложность актуального бытия природы: представления о Мега-, Макро- и Микроприродных Мирах; понятия вещественных, энергетических и информационных преобразований в природе и т. д.

Понятие природы вырабатывалось философской мыслью человечества исторически для понимания уникальной формы своего существования в Универсуме (Культуры) и специфики своего места в самой природе. В отличие от бытовавших вплоть до XX в. представлений о неизменности природы, к настоящему времени в науке утвердилась идея о глубочайших эволюционных процессах, происходивших в природе, начиная с так называемого «Большого взрыва». Одним из результатов этой сложной эволюции, захватившей в свою орбиту сложнейшие процессы неорганической, органической и живой природы, и стало появление на Земле культуры и человека. С этой точки зрения понятие природы всегда вырабатывалось внутри культуры и осознавалось человеком как «путь к себе». Вот почему в понятии природы на первом плане всегда оказывалось все рождающееся по иным законам, нежели рождающееся по законам культуры. Природное - это то, что рождается (а следовательно, сохраняется и умножается) спонтанно, самопроизвольно, без всякого воздействия извне, в том числе и со стороны человека. Вместе с тем понятие природы содержит в себе и второй план: время от времени природное не только воспроизводится и умножается в соответствии с исходной формой своего возникновения, но и радикально обновляется невиданным ранее, необычным способом. Так, на базе неорганической формы бытия природы, для которой характерна неотчлененность вещества и энергии, возникает органическая форма бытия, способная особым образом аккумулировать энергию. Еще более радикальное обновление претерпевает природа в связи с возникновением Жизни. Живая природа становится носителем информации, способной к организации спонтанного возрастания упорядоченности живых систем. Истоки всех этих форм радикального обновления природы коренятся в Универсуме. Рождение Культуры является в этом плане наиболее радикальным обновлением природы, отличающимся от всех предшествующих образцов способностью к творчеству и самопознанию.

В. И. Плотников

<< | >>
Источник: Н. В. Бряник. Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост.и общ. ред. Н. В. Бряник ; отв. ред. О. Н. Дьячкова. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та,2007.-318 с.. 2007

Еще по теме ПРИРОДА:

  1. 1.3. Экономическая природастрахования
  2. ФАУСТОВСКОЕ И АПОЛЛОНОВСКОЕ ПОЗНАНИЕ ПРИРОДЫ
  3.   § 51. Природа в естественнонаучном и гуманитарном познании Понятие «природа»  
  4. Природа как объект естественных и гуманитарных наук  
  5.   ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПРИРОДЕ 
  6. Науки о природе и науки о культуре
  7. V. ПРИРОДА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ЧЕЛОВЕК
  8. Природа как объект философского анализа
  9. Коэволюция как новая парадигма развития системы «природа — общество — человек»
  10. ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ: ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ
  11. Природа и географическая среда
  12. Глава десятая. ТАЙНА МИСТИЦИЗМА ИЛИ ПРИРОДЫ В БОГЕ.
  13. Природа и Человек
  14. Не Дух, не разум, а только природа
  15. 1. Природа как предмет философского осмысления
  16. Платформа природы
  17. Философия природы.
  18. 2. Переход идеи в природу.
  19. Фихте и Шеллинг: проблема природы