Задачи позитивизма и их решение
Для настоящего издания работа сверена с рукописью (ЦГАОР, ф.
1762, оп. 2, ед. хр. 232).- Литтре, Эмиль (1801 —1881) — французский философ- нозитивист и государственный деятель.— 578
- Ложель, Антуан Огюст (р. 1830) — французский писатель, автор книг «Scienceetphilosophie» («Наука и философия»), 1862, «LesEtats-Unispendantlaguerre» («США во время войны»), 1865, и др. — 579
- Таким образом, ошибочно принимая основания позитивизма за «непреложные», Лавров все же видел в позитивизме лишь постановку вопроса, ответ на который только еще должен быть найден; следовательно, по Лаврову, подлинную философию еще предстоит создать. Подробнее об отношении Лаврова к позитивизму см. во вступительной статье к настоящему изданию.—584
- Вместо этой фразы в рукописи имеется текст, публикуемый в настоящем томе в разделе «Из рукописей опубликованных работ» (к стр. 584, 1 сн.).— 585
6 Лавров не был знаком в это время с произведениями Маркса и Энгельса. Как известно, именно марксизм дал научное но- нимание преобразующей ролп практической деятельности людей и органически соединил теорию и практику.— 586
- Вырубов, Григорий Николаевич (1843—1913) — известный русский ученый, один из душеприказчиков Герцена. Вместе с Эмилем Литтре издавал в 1867—1883 гг. журнал «Revuedelaphilosophiepositive» (подробнее см. статью о Г. II. Вырубове в книге К. А. Тимирязева «Наука и демократия». М., 1963).
Фихте, Иммануил Герман (1796—1879)— основал и издавал «Zeitschrift fur Philosophie und philosophischen Kritik».— 597
- Стасюлевич, Михаил Матвеевич (1826—1911)— профессор Петербургского университета; с 1865 г. издавал умеренно либеральный журнал «Вестник Европы», в котором печатался Лавров.— 620
[Людвиг Фейербах. Исторический этюд]
Впервые публикуемая в настоящем издании рукопись этой работы находится в фонде П. Л. Лаврова (ЦГАОР, ф. 1762, оп. 2, ед. хр. 230); там же имеется ее вариант на французском языке. Эти варианты близки между собой ио общему замыслу, но несколько отличаются друг от друга ио изложению; оба они остались незавершенными. Францу некий вариант, судя по вступлению, представляет собой изложение лекции, подготовлявшейся Лавровым в Париже. Рукописи ие имеют дат, однако упоминаемый автором возраст Фейербаха позволяет датировать русский вариант 1868 г., а французский —1872 г.
Сохранились также два черновых и один чистовой варианты общего плана этой работы на французском языке, один из них озаглавлен «Programme d'une conference sur Louis Feuerbach». Чистовой вариант этого плана мы предпосылаем русскому тексту; перевод выполнен В. С. Костюченко.
Как видно из этого плана, Лавров предполагал подготовить обширное исследование о Фейербахе, но осуществил только часть задуманного плана. Несмотря на свою незавершенность, работа представляет интерес для понимания отношения Лаврова к личности и философии Фейербаха и оценки им места Фейербаха в истории философии.
К оценке взглядов Фейербаха Лавров возвращается и впоследствии. См., например, отрывок из неопубликованного «Очерка о развитии науки о верованиях» («Устои» 1887, № 12, перепечатано с книгой «Задачи позитивизма и их решение». Спб., 1906, стр. 79—139).