<<
>>

Е.М. Петренко Творчество как средство развития учащихся


Красота спасет мир, сказал один из мудрейших писателей России, спасет от духовной нищеты невежества, жестокости, насилия и других атрибутов безнравственности. Как «напоить» душу ребенка целительным бальзамом красоты, открыть ему глаза на чарующий, гармоничный мир прекрасного, вобравшего в себя утреннюю нежность рассвета, гомон птичьей стаи, шелест волн, шептание листвы - все то, что повседневно окружает нас?
Дети начинают рисовать задолго до школы.
В школе они целенаправленно осваивают различные формы художественной культуры, при этом осуществляется воспитание и развитие художественного познания детей, эстетического отношения к своей жизни и окружающему миру и способности осваивать его по «законам красоты».
Художественная деятельность органически присуща всей жизнедеятельности ребенка. Именно это положение лежит в основе программы по изобразительному искусству. Потребность рисовать, что-то изображать, рассматривать картинки - необходимый и специфичный способ познание мира. Ребенок не столько создает некое произведение, сколько проживает свое состояние в процессе рисования. В это время учитель имеет уникальную возможность сопереживать вместе с ребенком, на равных с ним создавать особую реальность на листе бумаги или в куске пластили-
на. Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений, на отход от бытующей методики обучения детей: создание конкретных поделок и рисунков по образцам, когда ребенок боится не справиться или нарушить заданное правило исполнения.
Моя задача - научить детей чувствовать особый выразительный характер материала, видеть богатство его форм, разнообразие красок, чтобы на основе этого создать художественные образы. Это развивает у детей воображение и творчество, будит разнообразные ассоциации из сказок, фильмов, из переживаний и впечатлений собственной жизни. Рассматривание своих творческих находок создает у детей умение анализировать форму. Очень важно, организуя общение, сразу нацеливать на выражение характера увиденного персонажа: не только «кто?», но и «какой?» - веселый, хитрый, испуганный.
Для снятия комплекса «не умею» и заниженной самооценки, для особого переживания радости совместного творческого дела и радости от успеха общей работы применяю на уроках методы коллективной работы. Это придумывание сказок, веселых и грустных историй, сочинение и чтение стихов, включение музыки для понимания характера художественного образа и способов его выражения, для внутреннего проживания образа. Каждый свой урок я строю так, чтобы занятие помогло формированию у детей особого типа мышления, которое можно назвать «дизайнерским». Каждая поделка должна быть выполнена с большой фантазией, красиво, доставлять радость не только изготовителю, но и окружающим людям. Подробно знакомлю детей с художественным приемом уподобления, который очень широко и разнообразно отражен в народном творчестве: ковш-птица, корабль-птица, лист-дерево, цветок-дерево. Этот прием помогает понять и почувствовать глубинные связи художественного образа с миром природы.
Происходит знакомство с Хохломой, мастерами Гжельской посуды. Дети представляют себя мастерами, совершают чудесное превращение бумаги и красок.
Важно передать детям то, что по крупицам веками основательно создавалось народом. По завер-
шению работы желательно полюбоваться всем вместе многоголосным звучанием орнаментальной росписи на многочисленных изделиях, поиграть, подвигать бумажные ковши, блюдца, чашки. Я стараюсь обращать внимание родителей на духовную значимость этой небольшой работы, которая помогает установить связь поколений, открыть красоту в праздничных обрядах прошлого. Пусть и в современной квартире найдется место для этой чудо- посуды, созданной ребенком!
Всем известно, что творчество не может возникнуть на пустом месте, само по себе. Поэтому надо заранее все продумать и проанализировать, решить, с чего начать, что и в какой последовательности развивать и формировать, четко представить, из каких приемов и методов складывается работа. Другими словами, для развития и формирования детского творчества нужно составить и разработать целую систему занятий и упражнений, видов изделий с учетом собственного интеллекта, методического багажа и педагогической реалии школы, класса, производственного ок-ружения, потребности в общественно полезном труде, местных художественных промыслов.
В своей работе я применяю разнообразные нетрадиционные формы работы. Это, например, монотипия (создание необычного рисунка с помощью стекла, красок и бумаги). Такая работа развивает воображение, творческие способности и фантазию детей.
Художественная кляксография - это необычно интересная работа, требующая от детей аккуратности, превращение обычных красок в причудливый орнамент или цветок. Такая композиция создается путем выдувания, что вовлекает ребят в волшебный мир красок и превращений. Рисование восковыми мелками дает детям возможность самим составлять удивительные картины на фоне цветного изображения.
Изонить - одна из прекрасных работ, требующая внимания и фантазии детей. Из обыкновенных цветных ниток можно создать орнамент изящной и тонкой формы. Работа с нитками начинается с самого простейшего (пришивания пуговиц). Работа усложняется, и как радуются ребята, когда они создают самостоятельно причудливые нитяные формы!
Цветную и черную кальку используем для изготовления панно-витражей. Дети выполняют рисунок на тонком картоне в двух экземплярах. Затем на листе полученного рисунка с помощью резца нужно вырезать «окошечки». Это и будет основой для витража-панно. С изнаночной стороны «окошечки» заклеиваются цветной калькой. И, наконец, склеив две части основы, получаем так называемый витраж. Изготовленные изделия можно применить для оформления класса. Применение для конструирования витражей кальки и картона позволяет мне найти возможность для детского творчества и установить межпредметные связи. А это один из способов решения проблемы комплексного подхода к обучению и воспитанию.
Изделия, которые я предлагаю ребятам, различны по внешнему виду, но их объединяет общая направленность на творческое развитие детей. Выбрасывая, казалось бы, совершенно ненужные нам предметы, мы часто не подозреваем, что это хороший поделочный материал, например, для изготовления вазочек, карандашниц и других изделий. Скажем, пластмассовый флакон можно обрезать, придав ему причудливую, оригинальную форму.
На уроках трудового обучения дети познают радость выполнения полезной работы. Какой восторг вызывает у детей поделка, изготовленная на уроке, если ее можно использовать дома или в группе продленного дня. Закрепляя приемы сгибания и складывания бумаги, знакомлю детей с загадочным искусством оригами, пришедшим к нам из стран Древнего Востока. В его основе - преобразование плоской формы квадратного листа бумаги. Искусство оригами помогает формировать многогранный и творческий склад мышления. На уроках мы узнаем, что в мире существует 26 стран, где открыты центры оригами.
Удивительно интересный и податливый материал - опилки и стружка. Из них мы создаем массу сувениров и мини-картин. Подкрашенные опилки используем для создания декоративного панно.
Думаю, не надо доказывать, что изготовление любой игрушки формирует у детей много положительных черт: воспитывает трудолюбие, эстетический вкус, аккуратность, развивает творческую активность, фантазию и изобретательность.
Каждый мой урок развивает творчество детей, их воображение, формирует организованность, умение длительное время трудиться, трудиться увлеченно, вдохновенно, ответственно.
Задания для самостоятельной работы
Попробуйте выполнить самостоятельно описанные автором статьи работы. Опишите свои ощущения в процессе выполнения работ.
Выделите приемы развития творческого воображения, используемые учителем.
Е.И. Торбаненко
<< | >>
Источник: Ю.П. Дубенский, И.Г. Тихоненко.. Дидактические методы, активизирующие процесс обучения (из опыта работы учителей гимназии Русско- Полянского района Омской области): Учебно-методичес- кое пособие Сост.: Ю.П. Дубенский, И.Г. Тихоненко. Омск: Изд-во ОмГУ,2004. - 131 с.. 2004

Еще по теме Е.М. Петренко Творчество как средство развития учащихся:

  1. Договор как юридический факт и как средство (инструмент) регулирования взаимоотношений его
  2. 1.3. Органы внутренних дел как средство обеспечения внутренней безопасности страны
  3. 3. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  4. Е.М. Петренко Творчество как средство развития учащихся
  5. Глава VII. Монтаж как средство создания рекламного видеообраза
  6. ПРИРОДА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
  7. 5.1. Эмпирические гипотезы как средство исследования
  8. §2.6. Система подготовки, принятия и реализации решений как система развития
  9. 5.1. Выразительное чтение как эффективное средство развития искусства речи
  10.   Тема 1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
  11.   2. «Разумная» мистика как средство примирения религии и науки  
  12. Грамматические вопросы как средство презентации категориальных значений частей речи и членов предложения.
  13. Глава 30 (1). Выборы во власть как средство достижения геополитических целей
  14. «СОСКАЛЬЗЫВАНИЕ» КАК МОМЕНТ РАЗВИТИЯ
  15. § 1, Коллектив как средство коммунистического воспитаниячеловека
  16. Лекция 2. Язык как средство общения и познания
  17. Философия творчества как предмет исследования В.В. Зеньковского: теоретико-методологические аспекты
  18. 88. РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ
  19. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ИСПРАВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ