ИССЛЕДОВАНИЯ МИКЛУХО-МАКЛАЯ НА НОВОЙ ГВИНЕЕ
Среди великих пуоошосовоииикев прошлого вока Николай Николаевич Миклухо-Маклаи (1846—1888) занимает севоашонне особое мосто. В то время как другие географы открывали новые, доселе неизвестные земли, Миклухо-Маклай стремился прожде'всего открыть человека среди исследовавшихся им «первобытных», т.
о. но затронутых европейской культурой, народов. «Меня,— говорил Л- Н. Толстой в своом письме к исследователю папуасов,— умиляет и приводит в восхищение в вашей деятельности то, что насколько мио известно, вы первый несомненно опытом доказали, что человек воздо человек, т. о. доброе, общительное существо, в общение с которым можно и должно входить только добром и истиной, а но пушками и водкой, и вы доказали это подвигами истинного мужества. Ваш опыт общения с дикими составит эпоху в науке, ко- терой я служу, науке — как жить людям друг с другом. Напишите эту историю, и вы сослужите большую и хорошую службу человечеству».Первое путешествие Миклухо-Маклая было совершено им в 1866 г., когда ему было тел-ке двадцать лет от роду. Вместо с знаменитым зоологом Геккелем он посетил Канарские есоаева. Через три года Миклухо отправился, ужо самостоятельно, па берега Красного моря, гдо занялся изучением фауны.
Осенью 1869 г. Николай Николаевич представил совету Гоегаа- фпчeскеге общества проект поездки на Тихий океан. План этот сочувственно был встречен председателем отделения физической географии IT. П. Семеновым. Сначала предполагалось, что Миклухо-Маклай отправится в северную часть Тихого океана, но затем он остановился на тропиках, именно на Новой Гвинее, так как’ здесь наш путешественник надеялся встретить население, още не входившее в соприкосновение с европейцами.
Корвет «Витязь», на погоромотправился Миклухо-Маклай, вышол из Кронштадта в кругосветное плавание 27 октября 1870 г. Пройдя чороз Магелланов прочив, корвет посетил естаев Пасхи, острова Таити и Самоа.
Путешественник живо заинтересовался каменными изваяниями иа острове Пасхи (Рапа-Нуи) и древними письмепами иа деревянных таблицах и о посещении острова сообщил Геегаафпчрскему обществу. В настоящее ’ тремя показано, что монументальные статуи были сооружены полинезийцами, засолявшими остров в XI—XII I ВВ. 11 поныне живущими там; им же принадлежат и письмена на таблицах.
числе и Нпклухо, но и мно-
лыо из экипажа «Витязя» заболели желтой лихорадкой. Производя съемку западного берега залива Астролябии, 27 сентября корвет
20 сентября 1871 т. Миклухо-Маклай высадился на северо-восточном берегу Новой Гвинеи, в заливе Астролябии Хотя этот залив был нанесен на карту ещт французским мореплавателем Дюмон д’Юрвплем в 1827 т., однако ни Дюмон д'Юрвиль, ни кто-либо другой после него нт ступали тут на твердую ночву. В ближайшие дни после высадки, на берегу моря была выстроена для путе- шее7вешlIика хижина длиною 4 и шириною 2 м. Миклухо- Маклай весьма плтдуcмотлп- ттльно поселился нт в папуасской деревне, а в расстоянии получаса ходьбы от нее среди девственного тропического леса. Это было выгодно для исследователя; но местность, которую выбрал для себя Николай Николаевич, была нездоровой: не только побывавшие на берегу, в том снялся с якоря и ушел.
1 октября путешественник решил отправиться в ближайшую папуасскую деревню. Он пошел один и совершенно безоружный. О своей встрече с туземцами в деревне Миклухо-Маклай рассказывает так:
«Группа вооруженных копьями людей стояла посредине, разговаривая оживленно, но вполголоса между соНой. Другие, все вогру- женные, стояли поодаль; ни женщин, ни детей не было — оши. велги7пг, попрятались. Увидев меня, некоторые туземцы подняли копья, а другие приняли очень вгипе7веппую•пгзу, как бы готовясь пустить копье. Несколько восклицаний и коротких фраз с разных концов площадки имели результатом, что копья были опущены. Усталый, отчасти неприятно удивленный встречей, я продолжал
медленно подвигаться.
Ко мне подошли несколько туземцев. Вдруг паелеmолп, не знаю — нарочно ли или без умысла, одна за другой две стаолы, очень близко, от моия. Мне подумалось, что туземцам хочется знать, каким образом я отнесусь к сюрпризу вроде очень близко мимо меня пролетевших строл. Я мог заметить, что как только пролетела первая строла, много глаз ебаатплес- в мою сторону, как бы изучая мою физиономию. Никто но покидал оружия, за исключением двух или трох стариков. Небольшая толпа окружила меня; двое или трое говорили очень таемке, как-то враждебно поглядывая на меня. При этом, как бы в подкрепление своих слов, они размахивали копьями. Один из них вдруг размахнулся копьем и оле-оле пе попал мио в глаз или нос. Я ооошол шага на два в сторону и мог расслышать носкел-ке голосов, кетеаыо иеедебриорльне (как мне, может быть, показалось) отнеслись к этой босцеремон- иосои. В эту минуту я был доволон, что оставил ровел-воа дома, ие будучи уверен, так же ли хладнокровно отиосся бы я ко второму опыту, если бы мой противник вздумал его повторить.«Не долго думая, я высмотрел место в тени, притащил туда новую циновку и с громадным удовольствием растянулся иа ней. Я увидол, что туземцы стали полукругом, в ноkеmеаом отдалении от меня, воаеяmие удивляясь и делая предположения о том, что будет дальше. Я проспал два часа слишком. Открыв глаза, я увидол несколько туземцев. Они были боз оружия и смотрели иа меня уже но так угрюмо. Затем я встал и направился по той же тропии- ко в ебаатиый путь».
Вряд ли можно в истории географических открытий найти бо- лое оригинальную встречу с туземцами, чем вышеописанная. Поведение Миклухо-Маклая обезоружило туземцев. Вскоре между приезжими белыми и аборигенами установились дружеские отношения. Папуасы приносили путешественнику плоды хлебного дерева, бананы, таро, кокосовые орехи, сахарный тростник, свинину, собачье мясо. Миклухо-Маклай отдаривал их лоскутами материи, бусами, гвоздями, бутылками, коробками и т. п., лечил больных, давал советы. Однажды иа двух больших пирогах приехали люди с соседних островов Били-Били, привезли в подарок кокосов и бананов и, прощаясь, приглашали белого иа свой остров, показывая жестами, что ие убьют и ие съедят его.
Среди местпых жителей Миклухо-Маклай слыл «человеком с луны». В сношениях с туземцами ои всегда придерживался правила исполнять данное им обещание. Поэтому у папуасов сложилась поговорка: «слово Маклая одно». Другое мудрое правило поведения заключалось в том, чтобы никогда ие говорить туземцам неправды.
В те времена папуасы Берега Маклая ие знали употребления металлов и находились в стадии каменного века; иожи, наконечники копий и разные орудия опи делали из камня, кости и дерева. Тем ие меиее, у иих была высоко развита сельскохозяйственная
культура: они выжигали участки тропического леса, тщательно обрабатывали зтмлю, окружали участок забором из сахарного тростника (для защиты от нападтния диких свиней). Основные культурные растения здешних мест — это ямс, таро и бататы, составляющие в вареном или печеном виде главную пищу папуасов. На плантациях можно встретить, кроме того, сахарный тростник, бананы, хлебное дерево, бобы, табак ы друлит растения. Кгкоеовые пальмы разводят вокруг хижин. Они прuпгеи7 плоды в течение круглого года. Излюбленное блюдо папуасов — это соскобленная раковиной мякоть кгкгсовглг ореха, политая кокосовым молоком; получается нечто вроде каши. Приготовление кокосового масла не было известно жителям берега Маклая. Мясная пища у папуасов редкость; на мясо разводят собак, нгвглвипейеких свиней, кур. Едят также рыб, сумчатых, крупных ящериц, жуков и моллюсков. Обыкновенно муж готовит пищу отдельно для себя, а жена — для себя ы для детей. Муж и жена никогда не едят вместе. Гостю приготовляют пищу особо и при прощании вручают остатки. Не имея соли, вместо нее пользуются морскай водой. «Имеют еще суррогат соли в прибиваемых к берегу приливом засохших стволах и кор- пих. Носясь мнолие месяцы в море, стволы эти сильно пропитываются солью. Папуасы пх сушат несколько дней на солнце и поджигают. Еще теплую золу папуасы жадно едят — она, действительно, довольно солона». Или же пьют навар из гусениц, пауков и ящериц в мглекгй воде. Из растения Piper methysticumготовят опьяняющий напиток.
Для этото листья, стебли, а особенно корни, жуют, а затем выплевывают в кокосовую скорлупу с возможно большим количеством слюны. Потом приливают немного воды, фильтруют через пучок правы и пьют фильтрат. Достаточно стаканчика, чтобы опьянеть. Женщинам п детям употреблять кеу, как называется этот напиток, строго вгсцлтщеног Key —это кава полинезийцев.Посуда здешних папуасов состояла из глиняных горшков и деревянных блюд; в большом ходу была также скорлупа кокосовых орох^. Главное орудие, при помощи которого папуасы делали свои постройки, лодки, утварь, это каменный топор — плоский полированный камень с заостренным лтзвитм. Местами вместо камня пользовались массивной раковиной моллюска Tridacna.«Туземцы своими легкими топдо копца жизни членом-корреспондентом.
Летом 1911 г. я некоторое время путешествовал вместе с Александром Ивановичем но Кавказу. После бурного пєрєходоморем из Новороссийско я ранним утром прибыл в Батум. Как обычно, здесь шел проливной дождь. В гостинице мне сообщили, что у них остановился профессор Воейков. Я сказал, что хотел бы повидать его, когда он встанет, но, оказалось, что Александр Иванович, несмотря на раннее утро, уже на ногах. Когдо я зашел к нему в «номер», он сидел за большим столом, на котором располагалось внушительных размеров блюдо, наполненное превосходными крупными оранжево-розовыми сухумскими черешнями. Воейков принял меня очень любезно и сразу же стал утощать черешнями, на которые, однако, я опасливо поглядывал, потому что в те врємєноу нас считалось, что натощак есть фрукты вред-
но. Воейков ие придерживался этих нелепых предрассудков. Он был вогроаайаипом и во время путешествий питался в точение всего дня фруктами, которые носил с собою в карманах. В Боржоме Александр Иванович обращал па себя внимание своим оригинальным костюмом, пригодным скорое для тропиков, но он появился в ном на гулянье в пароо, когда играла музыка и курортные гости старались одеться пенааядноо. Из Боржома с Воейковым проохали в автомобиле до Абастумаиа, который интересовал Александра Ивановича као горная здравница.
Во время этого путешествия я мог лишний раз убедиться в невзыскательности, простото и энергии знаменитого географа, оеmеаему в то время было уже почти 70 лет.
3
Переходим о путешествиям Воейкова по Америко.
В 1873 г. Александр Иванович много поездил по Сонорной Америко, побывал на востоке и на западе, в Сеодйнонных штатах и в Канаде. В начало 1874 г. он из Нью-Йорка пароходом отправился на Юоатаи ’, гдо путошоствовал в самое сухоо и жаркое вромя — в марте и апреле. На пути от паймоаскоге геаедэ Лрогаеесо о Мериде наш путешественник имел случай впервые ознакомиться с тропической растйтольнесm-ю. Но она произвола на ното жалкое впечатление, это были колючие кустарники, не- высеkйо оаотусы и агавы. Такую скудость здешней ааститольнестй Воейков правильно объяснил характером грунта: здесь развиты пористые известняки, и хотя дождей с конца мая по начало октября выпадает много, рек иа Юкатане иет: влага просачивается в грунт и сkепляотся в подземных пустотах; воду запасают в ис- куссmврние сооружаемых резервуарах; эти «aguados», как их называют, а также колодцы представляют собою единственные здешние источники ведоснабжонйя. Вообще Юкатан — это плоская низменная страна, покрытая нрпай:влокатольней растительностью, и здесь нет красот природы, кеоеаых путешественник ожидает в оаопйках. Но зато тут много замечательных развалин, о которых ныно существует ебйльная литература. Грандиозные сооружения были некогда воздвигнуты населяющими и сейчас Юкатан индейцами-майа. Основу здешнего земледелия составляет возделывание кукурузы, агавы, дающей волокно, и сахарного оаесо1Hйка. В 1874 г., когда Воейков был на Юкатано, восточная часть полуострова находилась в руках восставших против белых индейцов-майа, поэтому нашому nутршрствонийkу но удалось проникнуть туда. Местное насолонио, майа, произвело на Воейкова хорошее впочатлонио — прежде всего благодаря своей опрятности и любви К природо. Ближе о бороту всmаочаоmся немало
1 A. W о е i к о f. Reise durch Jucatan und die siidostlichen Provinzen von Mexico 1344. Peterm. Mitteil., 1879, S. 201—212 (с картой).
метисов, которые уже несколько «оHъевргпеилиеь», что главным «образом выражается в господствующей у них грязи.
Помимо Юкотана, Воейков па гбла7нгм путы побывал в штате Чипас (восточная Мексика) и посетил здесь знаменитые развалины Паленке. К ним приходилось пробираться через лес настолько лустой, что найти в нем дорогу можно было лишь с помощью ножа. Сами развалины тоже заросли лесом. Время возведения этих построек Войтков относит примерно к 1500 л. Здесь пришлось переночевать. От москитов зажгли - несколько костров. Но, говорит Воейков, природа и без того позаботилась об освещении: светил месяц, летало множество светлячков, а кроме толо почты вплоть до лаеевє7а гремела гроза и почты бєсплєлывпг сверкала молния. Отсюда Александр Иванович направился в л. Нткеиикг, откуда совершил верхом путешествие в Гватемалу1 На пути от л. Мексико до г. Гватемалы Воейкову пришлгеь сделать болєє 1000 км верхом. Вот что лгвглuт он об этом вєpтxoдe2: «Несмотря на усталость, дурные ночлтгп п дороги, кгтглыє єщє испортились к концу вследствие дождливого времени, я вспоминаю об этой части путешествия с удовольствием. Поездка но стране, тдє на сотни верст нет гостиниц, так хорошо знакомит с нравами и обычаями страны, как нє познакомит в целые годы том, лдє єсть железные дороги или дилижансы. Болте всего приходишь в столкновение с цветными, смешанными племенами, реже с белыми и индейцами».
Где бы ни путешествовал Александр Иванович, в Мексике, Индии, Японии, он всегда с симпатией отзывается о трудовом іна- родт. Вот как он говорит он индейцах Гватемалы: «Люди, с которыми приходится иметь дело, всегда обязательны и дают вам, что имеют, если вы сами вежливы с ними». Конечно, они бедны, им приходится довольствоваться малым: если есть черные бобы и неизбежные кукурузные лепешки (tortillas), человек сыт в этом климате. «Замечательна естественная грация и достоинство этого цветного населения. В некоторых отношениях здесь ужє болєє равенства, чем в Сгєдuаєпнпх Штатах. Там требуется всє-таки известная обстановка. А здесь вы называете всякого «don», хоть бы он принял вас в одном платке, повешенном на вєрєвке крутом пояса. Весь этот народ добродушен».
Климат центральной Америки прекрасно описан Воейковым в «Климатах земного шара» (гл. 26). Из Гватемалы Александр Иванович морем достиг Панамы, а отсюда на пароходе обошел вокруг всей Южной Америки с остановками в Перу (где побывал на озере Титикака), Чили, Рио-де-Жанейро. По Амазонке он пгдпилея до Сап7аlлєма, но болезнь (желтая лихорадка)- заставила єло вернуться в феврале 1875 л. в Нью-Йорк, а затем в Петербург.
1 Это путешествие описано Воейковым в Peterm. Mitt., 1882, стр. 161— 170.
2 Изв. Ггггл. общ., 1876, отд. 2, стр. 153.
В 1875—1876 гг. Воейков путешествовал по Индии[56][57]. Он прекрасно описал здешние черноземовидные почвы, regur. Посетил древнейшие непрерывно существовавшие с V в. туземные христианские общины на самом юге Индии. Затем Александр Иванович побывал на Яве и в южном Китае. Во время этих странствований, а также в течение пребывания в Японии, он познакомился с муссонными явлениями и впоследствии впервые описал муссоны для восточной Азии 2.
4
В Японию Воейков приехал из южного Китая[58]. Он прибыл пароходом в Иокогаму 4(16) июля 1876 г. То время было очень любопытной эпохой в истории Японии. Только в 1868 г. здесь произошел переворот, объединивший страну иод властью микадо. Доступ иностранцам внутрь Японии был расширен. За год до посещения Японии Воейковым: японцы уступили России южную часть Сахалина в обмен на Курильские острова.
Ровно через 50 лет после Воейкова, в 1926 г., мне довелось побывать в Японии, в составе академической делегации на III тихоокеанском конгрессе; во гл:аве нашей группы стоял академик В. Л. Комаров. Весьма любопытно сравнить то, что было в Японии 65 лет тому назад, с тем, что мы видели в 1926 г.
Из Иокогамы Воейков отправился по железной дороге в Токио или, как он тогда назывался, Иедо. Кроме этой очень короткой железной дороги в те времена в Японии была только одна железнодорожная линия из Хиого через Осаку в Киото протяжением около 100 км.
Во времена Воейкова европейцы имели право жить только в семи открытых портах Японии, включая и столицу, и путешествовать в окружности этих мест на расстоянии не более 25 км; для поездок же внутрь страны надо было иметь специальное разрешение. Благодаря содействию нашего посланника такое разрешение было Воейковым получено: он мог проехать до Хакодате и обратно. В паспорте было сказано, что путешественнику запрещается торговля и религиозная пропаганда. Но вообще, говорит Воейков, для путешествующих с научной целью в Японии не ставили никаких препятствий, для туристов существовали некоторые ограничения, купцам же и миссионерам разрешалось пребывание лишь в семи «открытых» портах и в их окружности, согласно условиям, выговоренным в трактатах с иностранными государствами.
Наш путешественник нашел себе спутника — одного японца, окончившего школу, где обучали русскому языку, и недурно говорившего пг-лусски. Способы сообщения, которыми предстояло пользоваться Воейкову, были следующие: рикша, т. є. двухколесная тележка, или арба, в которую впрягается человек, верховая лошадь и, наконец, носилки. Маршруты Воейкова в Японии — около 3500 км. В своем отчете он дает табличку, показывающую распределение этого пути по восьми способом пєлєдвижєпии (рас- полагаєм в порядке убывающей величинны): рикша (несколько менєе половины пути), верхом, на лодке, на носилках, пароходом (около 180 км), пешком (около 170 км), в дилижансе и, наконец, по железной дороге (около 100 км). Достать средства передвижевии нє составляло затруднения. Останавливался Воейков в японских лгеmинипaх, которые он описывает так: «Мєбєли аикакгй нет: приходится сидеть на цышовкох на полу и спать но разгстланпых ваточных одеялах. Постройка гостиниц, как и вообще японских домов, до крайности легка. Выводят наглухо только двт боковые стены, опереди и сзади єсть только легкие дє- Лєвиппые столбы; пргетланетвг между ними заклываетея на ночь ставнями, а днем они убираются, так что с улицы можно видеть все, что делается в доме. Внутренние пєлегглгдки — широкие деревянные рамы, оклеенные тонкой бумагой, и тоже съемные». «Чистота вєздє большая. Входя в дом, японцы всегда снимают обувь, и ипоеmлаппы, путешествующие внутри страны, если не хотят оскорбить своих хозяев, должны поступать таким жє гHлазгм»г В тє времена в гклее7нгетих открытых портов были особые гос- mпнипы для иностранцев, а в ипгпекие европейцев нє плuпuмалы, потому что многие пз последних не желали соблюдать японских обычаев.
Из Йгкгламы Воейков на пароходе гmвpавuлеи в
Хакодате. Хотя остров Иезо Ныл влисгедuпєн к Японии уже несколько столетий тому назад, но фактически колонизация его японцами началась лишь незадолго до посещения острова Воейковым: японцы раньше считали, что климат Иєзо чересчур суров для них. В настоящее время японцев на острове около 3 млн., а кроме того, около 16 тыс. айнов, аHглигєпгв здешних мест. В Хакодате Воейков имел возможность наблюдать аПпгв, который привезли сюда в количестве около сотни по случаю приезда микадо, посетившего Хакодате накануне. Земледелия на Иєзо в тє времена почты нє существовало, а источником пропитания для населения служило рыболовство. Японцев здесь тогда Ныло очень мало, ибо, говорит Воейков, они неохотно селятся там, где не растет рис и где зимой так холодно, что нельзя жить в их бумажных домах без пєчєй. В качестве главного города Иєзо был построен на неудобном месте Сапглг. Между тем к сєвєpг-вге7гку от Хакодате єсть nлтклаепыє бухты, богатые рытНой, а на беретах плодородные земли, но ипгппы нє решились построить здесь то-
род, опасаясь, говорит Беойкев, что остров может быть захвачен русскими.
Из Хакодате Воейков переправился на пароходе в Аомори. Отсюда на юг пришлось ехать верхом. Описывая свой путь по северному Хондо (или Иипои), Воейков обращает внимание на то, что главная культура здесь рис, возделываемый всюду на низинах. -Горы же чрезвычайно соудио засолены, ибо здесь разведение риса невозможно или затруднительно; раздолоа жо гор террасами, практикуемая в южной Японии, здесь не в ходу.
В Сондае Воейков посетил японские школы и между прочим школу, где обучали иа английском языке. Соидай ощо в XVI в. вступил в сношения с рврепойпами. Отсюда наш путешественник, перевалив через хробот, порошел в Ионозаво в бассейн Японского моря. Он убедился, что здесь зимою выпадает много сногу: иногда до 2 м, так что жители запасают снег за зиму и лотом продают обледенелый снег. В районе Ниигаты, на бороту Японского моря, было много фруктовых садов; здесь разводились персиои, абрикосы, груши, яблоки, виноград. Но нужно сказать, что японские фрукты умеренных широт безвкусны, лишены аромата и но идут ни в какое саавнонйе с нашими. Причина — изобилио осадков.
В Ниигате Воейков хотел остановиться в одной из лучших гостиниц, но ому сказали, что в этой европейцев но принимают и указали на другую.
Во вромя Воейкова европейская торговля в Ниигато была весьма незначительна: здесь были nаодставйтоли трох небольших фирм, два консула, английский и немецкий, и екеле десятка мис- сйеноаев. Но китайцев здесь было девельне много.
К юту от Ниигаты Воейков ехал паесолочнею дорогою; городов и торговых местечек, к его удивлению, не было, но, нрсметая на то, случалось ехать около б и 7 верст все время по с^олонию. Густота населения Японии всегда удивляла путешественников. К юго- западу от Тооио, когда одошь по железной дорого, кажется, что дорога идот по предместью города, потому что путь пересекают моста, населонныо и справа, и слова.
Воейков 'посетил знаменитое по своой красоте мосто Никко к северу от Токио. Он описывает замечательную, длиной в нрсоел-- ко кйлемотаев, аллою из громадных оайптемоайй, дровний храм и памятник над могилой Иоясу, есневаmоля династии шотуют Токугава, правившей вплоть до пeаевеаета 1868 г. Никко, посещенио оеоереге теперь считается обязательным для каждого туриста,— это священное место для японцев, и первый из европейцев был допущен сюда лишь за б лет до Беойkева.
Отсюда Александр Иванович вернулся в Текие. Город этот, говорит он, начинает паиебаооаm- другую -физиономию: одна из главных торговых улиц Токио засоаеоиа каменными домами европейского ойпа. В 1926 г., ©о время нашого посещения, Токио оставался в общем деревянным геаедем.
Из Токио Воейков предпринял 19 сєнтябля второє путешествие по Японии. Он посетил знаменитое место Камакуру, в расстоянии 20 км к югу от Йокгламы. Эта ыєcтпгеmь в конце XII в. сделалась столицей Японии. Камакура славится лилап7екгй бронзовой статуей Будды в сидячем положении. Высота статуи 15 м. Глаза сделаны! из золота. Землетрясением 1923 г. статуя была нєекглькг сдвинута. Отсюда Александр Иванович отправился к юлу от Киото в Нору — тоже одно из наиболее известных мест в Японии, некогда (710—784) бывшее столицей Японии. Нора славится своим парком, лдє содержится множество ручных оленей, которые считаются священными. В одном из храмов здесь имеется лила^^7екая статуя Будды, вынотой 16 м, самая большая в Японии, но нє такая изящная, как в Каміакуре. В Киото Воейков посетил дворец микадо, пге7лгепныП из дерева в вкусе. Он отличается просто
той и изяществом. Мебели здесь нот, но на стенах великолепная иигпекaя живопись.
В Осако Воейков посетил театр. «Для uпге7лaппа,— говорит, он,— в настоящее время театр — единственное место, лде можно видеть прежние великолепный костюмы! японских саміураев и шо- шение оружия, так кок последнее запрещено ужт в 1874 г. Японские шляхтичи ы чиновники вст болєє привыкают к европейской одєждє». На самом западе острова Хондо в Ямалучи Воейкову сообщили, что пгблпзгетп, в Хаты, на берегу Японского моря,— восстание. Дело в том, что за несколько дней перед тем началось восстание но острове Киу-спу.
Воейкову как ипгеmлаппу отсоветовали ехать в Хаги. Но на остров в Кииу-сиу, пєеыгmри но то, что здесь было вгее7апuє, Воейков поехал и здесь побывал, между прочим, на самом юге — в Катошиме. Область эта считалось самой воинственной в Японии. Некоторое время спустя после посещения этих мест Воейковым здесь вевпхпулг восстание, но оно Ныло подавлено, п самураи, по древнему обычаю, лишили себя жизни. Из Кагошпмы Воейков, как ы мы, посетил вулкан Сакурожима, извергавший в 1914 г., а затем в 1946 г.; на склонах єто разводят бататы, или сладкий картофель, таро, мандарины и знаменитую гuлап7екую• редьку. Население Японии для 1874 л. Воейков принйімает лавпыы 33,5 миллиона. В 1940 л. оно, вместе с колониями, составляло около 105 миллионов.
Из научных наблюдений, егблапаых Вгєйкгвым во время тло- посещения трех главных островов Япгнип — Хоккайдо (Иєво). Хондо (Ниnгп) и Кюсю (Киу-спу), нужно упомянуть о многочисленных гвлєдєлепuях высот но путям, частью нє посещавшимся европейцами. Помимо этого, Воейковым сделано множество наблюдений над климатом, иевгльзгвaпппх им в ряде трудов (гегбєппо в «Климатах земного шара», 1884, лл. 40). Из Японии Воейков через Шанхай вернулся в Европу, именно в Неаполь, и в январи- 1877 л. был уже в Петербурге.
Описаний своих путешествий Воейков оставил немного, но научные результаты его наблюдений как в области климатологии, так и в области географии человека опубликованы во множестве его специальных трудов и прежде всего в «Климатах земного шара» (1884).
5
Скажом о некоторых работах Л. И. Воейкова, относящихся к географии населения. В «Известиях Географического общества»- за 1906 г. напечатан обширный, увлекательно написанный и сохраняющий свое значение до сих пор труд этого автора «о распространении населения Земли в зависимости от природных условий и деятельности человека». Здесь, как и всегда у Воейкова, рассеяно множество оригинальных идей. Он прежде всего обращает внимание на то, как неравномерно распределено население на земле. Если бы пустовали, говорит Воейков, только крайний север Сибири и Америки, где недостает тепла, или Сахара и другие пустыни, где недостает влаги, то дело было бы понятно. Но столь же скудно заселены некоторые из самых благодатных тропических стран, например равнины по Амазонке, где могли бы найти себе пропитание сотни миллионов людей. С другой стороны, население теснится в странах, где природа бедна, где своего хлеба нехватает и продовольствие приходится доставлять издалека. Отчего это? «Решающим фактором в распределении населения,— говорит Воейков,— является не столько окружающая человека природа, сколько сам человек».
В тех роскошных тропических областях, где мало населения, мало культуры. Для того чтобы плотность населения достигла значительной высоты, «нужна известная степень гражданственности».
Главный предмет питания — это обычно хлебные злаки. До XVII в. хлеб и другие важнейшие продукты питания редко перевозились на большие расстояния. Воейков указывает на три исключения: 1) древние греки возили хлеб из черноморских портов; 2) древний Рим снабжался хлебом из Африки; 3) Китай, перенеся столицу на север, в Пекин, снабжал ее рисом из бассейна Ян- цзы-цзяна. В России хлебная торговля стала принимать крупные размеры со времени постройки новой столицы — Петербурга.
Воейков утверждает, что южная подгорная полоса Западной Сибири, многие места Восточной Сибири, Туркестан и Кавказ могут вместить и обеспечить значительное население не только потому, что там достаточно свободных и плодородных земель, но и потому, что там можно развить гораздо более интенсивную горную промышленность, чем какая существовала в его время. «Десятки милионов людей могут жить в полном довольстве в этих странах» (1906). Надежды Воейкова осуществлены в настоящее время.
Другая статья А. И. Воейкова «Орошение Закаспийской области с точки зрения географии и климатологии», напечатанная в «Известиях Географического общества» за 1908 г., есть лучшее украшение мировой географической литературы. В этой работе соединились присущее автору глубокое знание климатологии и агрономии, необычайная эрудиция, гениальная способность к пониманию географических взаимоотношений, наконец, уменье прилагать выводы науки к потребностям практической жизни. Вот вкратце выводы этой замечательной работы.
После японской войны возник проект орошения Закаспийской области, т. е. нынешней Туркмении. «Но многие спрашивали: не бесполезны ли будут эти работы, если Средняя Азия усыхает? Можно ли идти против природы? Ємотрите, во что обратилась когда-то цветущая Бактриана [ныне Балх], сколько городов и оазисов засыпано песками пустынь».
На это Воейков отвечает: «Производить оросительные работы в Туркмении можно и должно. Никакого постоянноі^Америко. Сухой жар долин Калифорнии и Аризоны выносится гораздо легче, чем влажный жар восточного побережья страны. Известно, что нигде не бывает такого количества солнечных ударов, оао в Нью- Йорое.
12 Л. С. Борт
177
Что касается Туркмении, то Воейков советует здешним жителям воздерживаться от мяса в теплые месяцы и не потреблять крепких напитков, особенно водки и вина.
Устраивая большие оросительные системы и таким путем создавая обширные оазисы, человек вместе с тем изменяет и климат пустыни в сторону, благоприятную для человека и вообще органического мира: понижается температура воздуха вследствие затраты тепла на испарение воды и расщепление углекислоты, увеличивается влажность воздуха, получается защита от горячих, сухих ветров.
Воейков настаивает на том, чтобы вся вода бассейна Арала была использована для искусственного орошения '.
6
В заключение несколько слов о том, как понимал Воейков содержание климатологии. Климатом, говорит он, «называют среднее состояние атмосферы в данной стране» [59][60][61]или «среднее состояние разных метеорологических явлений или элементов» 3. Климат есть «выражение совокупности погоды в данное время и в данном месте» (1895). Но, понятно, Воейков, как и другие климатологи, ясно отдавал себе отчет, что «■для познания климата недостаточно знания средних величин; отклонения от них также очень важны. Средние величины имеют далеко неодинаковое значение; например, на большом пространстве пассатной полосы Атлантического океана можно сказать, что климат и погода совпадают». Для того чтобы оттенить недостаточность одних средних, я в определении климата указал, что средние не имеют самодовлеющего значения, что они интересуют климатолога лишь постольку, поскольку среднее состояние атмосферы сказывается на жизни растений, животных и человека, а также на характере почвенного покрова [62]. Некоторые авторы стали думать, что средние величины являются лишь абстрактной характеристикой реальной действительности, но не отражением самой действительности. Если следовать этому утверждению, то мы должны притти к выводу, что климат, как таковой, в природе не существует. Если бы это рассуждение было правильным, то надлежало бы признать, что Воейков, основоположник современной климатологии и сторонник, как мы видели, средних величин, имел дело с несуществующей вещью — климатом. Равным образом необходимо было бы прийти к заключению, что статистика населения, описывающая среднее состояние разного рода
явлений в человеческом обществе, оперирует с несуществующим фактором — населением.
Несостоятельность таких рассуждений очевидна. И тем, кто выдвигает подобного рода соображения, можно порекомендовать прежде всего брать пример с основоположника климатологии — Воейкова, который, не мудрствуя лукаво над тем, что такое климат, и считая «в простоте душевной», что климат — это среднее состояние атмосферы, вместе с тем выдвинул гениальные климатические обобщения, оказавшие громадное влияние не только на климатологию и географию, но и на наше сельское хозяйство и здравоохранение. Вспомним, что именно Воейков впервые рекомендовал разведение в западном Закавказье чая, ссылаясь на свои наблюдения над климатом, с одной стороны, этих мест, а с другой — тех районов восточной Азии, где разводят чай. И это несмотря на то, что Воейков, согласно вышеупомянутому автору, должен был считать, что климата вообще в природе не существует. И все же, тем, кто пьет чай, взращенный на полях Грузии, полезно иногда вспомнить о том что этим он обязан не кому иному, как великому климатологу и географу — Воейкову.
Географическим издательством в 1949 г. переиздан ряд статей А. И. Воейкова по географии населения в сборнике, носящем заглавие «А. И. Воейков. Воздействие человека на природу».
В октябре 1949 г. Главной географической обсерватории в ознаменование ее 100-летнего юбилея постановлением Совета Министров СССР присвоено имя А. И. Воейкова.