Глава 11. Башкирские войны-восстания
56. Колонизация Башкортостана и борьба башкир за права и свободы. Имеется множество исторических документов нормативного характера, которые в той или иной степени связаны с башкирскими восстаниями.
Некоторые из них приняты по горячим следам вооруженных выступлений башкир в целях их «умиротворения» и подтверждают условия вхождения в Русское государство. Ho большинство из них имеют цель «обуздать край», подавить сопротивление башкир противоправными действиями правительства. Однако, зачастую, такие меры служили причиной уже других башкирских восстаний, которые подавлялись с особой жестокостью.Период с 1662 по 1798 год является самым драматичным для башкирского народа. Именно события данного времени позволяли В. Ви- тевскому утверждать, что «дорогой ценой приобрела себе этот край Россия, много, даже очень много было пролито инородческой и русской крови на этом пространстве, прежде чем оно было включено в состав Русского государства. Более двух веков, с небольшими перерывами, продолжалась упорная борьба русского правительства с инородческим населением этого края, особенно с главными обитателями его - башкирами»[225].
Ho если В. Витевский, как и А. Доннелли и другие сторонники концепции завоевания Башкортостана, ведет отчет от падения Казани, то мы за условную дату начала «переходного» этапа, или периода, принимаем 1662 год - дату первого крупного вооруженного выступления башкир против противоправной политики правительства. Данный период обозначен «переходным», поскольку он занимает промежуточное положение между периодами автономности и сословного положения башкир, резко от них выделяясь характером исторических событий и политической ситуацией в крае. Аналогичную позицию занимал Порталь Роже, писавший: «Главными причинами столетнего конфликта, отмеченного пятью восстаниями (последнее из которых, Пугачевщина, было особенно серьезным), стали явления экономического и социального порядка.
Протекторат, при котором социальная структура башкирского народа сохранилась нетронутой, был лишь переходным этапом к полному порабощению башкир в ходе индустриализации и заселения края пришлыми народами»[226]. B действительности, восстаний-войн было больше и конфликт завершился не порабощением, а переводом башкир в военно-служилое сословие. Лишенный доступа к архивным первоисточникам[227], исследователь тем не менее сумел верно определить хронологические рамки и сущность «героической эпохи в истории башкирского народа, социальная и экономическая структура которого в течение XVIII века подверглась глубоким изменениям. Башкирская аристократия, которая принимала самое активное участие в восстаниях, была уничтожена... Одновременно шло ослабление межплеменных связей, башкирское общество теряло свою монолитность, в обнищавших деревнях только отдельные семьи выезжали еще на летовки...»[228].Феномен башкирских войн-восстаний ХѴІІ—ХѴІІІ веков всегда был объектом пристального внимания историков, и ему посвящено достаточ-
315
но много научных трудов . K сожалению, в государственно-правовой науке данный вопрос не ставился в качестве объекта исследования, как и особый «переходный» период 1662-1798 годов в истории башкирского народа.
B течение 1662-1798 годов произошло 6 войн-восстаний: 1662-1665, 1681-1684, 1705-1711, 1735-1740, 1755-1756, 1773-1775 годов.
Именно частота данных конфликтов, которые происходили в среднем каждые 20 лет, позволяет констатировать наличие особого периода в истории башкирского народа, в течение которого осуществлялась борьба за сохранение прав и свобод. (Вооруженные конфликты были и до 1662 года: 1572, 1581, 1616, 1645 годов, но участие в них башкир не носило массовый характер.)
Первые войны-восстания (1662-1665, 1681-1684, 1705-1711 годов) заканчивались мирными переговорами, что объясняется не только слабостью правительства в регионе, но и военной мощью башкир. (Исследователи считают, что в XVI-XVII веках русское войско не достигло еще военного уровня конных кочевников[229].)
Война-восстание 1662—1665 годов.
Причиной послужили: противоправный захват башкирских земель, основание Закамской линии крепостей, требования правительства по возврату военной добычи, захваченной в ходе войны с калмыками, поддержка последних в споре за обладание юго-западными башкирскими землями (башкиры являлись более «старыми» вассалами московского царя и считали, что Москва должна была занять пробашкирскую позицию), злоупотребления должностных лиц при сборе ясака и действия по возврату военной добычи.Конфликт в центральном Башкортостане закончился в 1663 году примирением сторон, послы от башкир Ногайской дороги были приняты царем. Еще раз подтверждались условия вхождения башкир в состав Московского государства. Был снят со своего поста не устраивавший башкир уфимский воевода А. М. Волконский.
Ho правовое положение Сибирской дороги оставалось неоднозначным. Дело в том, что вхождение башкир Сибирской дороги в состав Русского государства происходило в процессе завоевания Сибирского ханства. Ряд башкирских родоплеменных организаций (табынцы, сынрянцы, мякотинцы и др.) активно поддерживали кучумовичей. Отношение русского правительства к башкирам Сибирской дороги было соответственным. Так, ясак с жителей Сибирской дороги рассчитывался не с определенной территории, а с каждой родоплеменной единицы, что роднило его, с правовой точки зрения, с данью. Естественно, что и признание башкирами Сибирской дороги сюзеренитета Москвы носило крайне формальный характер. Как показывают события «Тюменской войны»[230], органы государственной власти находились в состоянии перманецтной войны с родоплеменными организациями башкир Сибирской дороги, военными отрядами кучумовичей, а также ногаев и калмыков.
Суть конфликта связана еще с домонгольским политическим наследием. По ярлыку, данному Чингисханом, видно, что Муйтен-бий контролировал территорию, которая включала и значительную часть образованного позднее Сибирского ханства. Конечно, с установлением монгольского управления и приходом связанных с монголами родоплеменных организаций башкирам пришлось «потесниться», но в целом они не утратили своего доминирующего положения в регионе, о чем свидетельствует, к примеру, тот факт, что окружение одних из последних кучумо-
^ 2 j g
вичей - Каная и Азима составляли башкиры-табынцы .
Надо учесть, что основной доход Сибирского ханства составлял ясак пушниной, собираемый в основном с политически пассивных местных народов: вогулов, коми и т. д. Башкирские элиты Сибирской дороги, составляя опору ханской власти, также получали свою долю с данного дохода.
Осинская же дорога возникла в результате миграции части башкирских родоплеменных организаций на север, подальше от монгольской администрации. И было бы наивно полагать, что воинственные башкиры не воспользовались возможностью объясачить местное население.
И вот установившуюся систему отношений ломает русская экспансия. Московский царь требует уплаты ясака уже в свою пользу. Политические элиты Сибирского ханства (в том числе и башкирские элиты) оказывают яростное сопротивление агрессору. И даже после крушения Сибирского ханства не оставляют попыток реанимировать его. Очевидно, что башкиры Сибирской дороги не могли так просто смириться со сложившимся положением, уплатой ясака, русской экспансией и т. п. и были заинтересованы в восстановлении Сибирского ханства.
Башкиры же Ногайской дороги от событий, связанных с вхождением в состав Московского государства, только выиграли, поскольку заняли освободившиеся от ушедших ногаев земли. Правительство еще не приступило к колонизации дороги, поэтому интересы башкир и государства здесь не противоречили друг другу. A стихийная миграция различных народностей, а также крестьян из центральных областей страны, которую правительство пыталось остановить, только усиливало башкир (переселенцы становились арендаторами башкир-вотчинников). C соседними же народами (калмыками, казахами) отношения, напротив, были натянутыми, поскольку имел место прямой конфликт за обладание пограничными кочевьями.
Более активная роль башкир Казанской дороги объясняется тем, что они первыми ощутили негативные стороны правительственной политики в крае (земли под строительство Закамской линии крепостей изымались именно у них).
Внешнеполитические симпатии части элиты башкир Ногайской и Казанской дорог традиционно были отданы Крымскому ханству и Турции (прокрымская партия была сильна и в Казанском ханстве)[231].
И, судя по крымским источникам, башкиры активизировали дипломатическую деятельность, рассчитывая на помощь, а в последующем, возможно, на изменение сюзеренитета в пользу Крымского хана[232].Были установлены и связи с калмыками. Ho позиция калмыков не была последовательной: часть поддержало русских, часть - башкир[233].
Однако среди башкирской элиты были также сильны позиции про- московской партии. He следует забывать, что без ее наличия мирное вхождение башкир в состав Московского государства было бы невозможным. Приверженцы промосковской партии, участвуя в войнах- восстаниях, требовали лишь соблюдения правительством всех взятых на себя обязательств при вхождении башкир в состав государства. После декларации представителей правительства данных намерений, приверженцы промосковской партии, как правило, выступали за прекращение конфликта и начало мирных переговоров, предлагали свои услуги в качестве посредников. А. Доннелли включает деятельность указанной партии в состав основных причин, приведших к прекращению конфликта32-.
C учетом вышеизложенного, война-восстание 1662-1665 годов должна рассматриваться как попытка башкир Сибирской и Осинской дорог восстановления Сибирского ханства. B пользу данного утверждения говорит тот факт, что в начале 1663 года в расположении вооруженных сил башкир Сибирской дороги фигурирует царевич Кучук3- . Как сообщают источники, «царевич Кучюмов с калмаки и с татары и с башкирцы... и Тобольск де хотят взять и служилых людей побить; и договорились на том, что быть де царевичу Кучюмову в Тоболеску и владеть ему всею Сибирью, и ясак де платить со всех городов сибирских тому царевичу Кучюмову»[234]. Очевидно, что башкиры Сибирской дороги, отказавшись от московского сюзеренитета, призвали законного наследника правителей Сибирского ханства. »
Однако зимой 1665 года после переговоров конфликт был улажен. Непоследовательность башкир в поддержке кучумовичей объясняется тем, что они, ориентируясь в сложившейся политической ситуации, прекрасно осознавали, что планы по восстановлению Сибирского ханства являются эфемерными.
По всей видимости, башкирские элиты просто использовали кучумовичей для достижения своих целей. Наличие царевича делало движение политически более значимым, что способствовало привлечению большего числа сторонников, давало дополнительные преимущества в переговорах с московским правительством и т. п.Итак, первая война-восстание закончилась в целом благоприятно для башкир. Стороны вернулись к прежним отношениям. Правительство официально подтвердило условия вхождения, обязалось пресечь имевшие место правонарушения.
Война-восстание 1681-1684 годов[235]. Причина: попытка насильственной христианизации, злоупотребления представителей местной государственной власти, противоправный захват башкирских земель. Как уже отмечалось, согласно правовой традиции региона считалось недопустимым вмешательство властей в духовную жизнь своих подданных, тем более - требовать изменить свою религию или обычаи.
Каких-либо источников о выдвижении кого-либо из лидеров движения в качестве общебашкирского хана или приглашении хана со стороны
не имеется, хотя имеются сведения, что башкиры активизировали ди-
326
пломатические отношения с крымскими татарами .
Башкиры действовали в союзе и с калмыками, и движение приобрело такой размах, что казанский воевода Шереметев, имея в своем распоряжении 5,5 тыс. войска, не решился выступить в поход в Башкортостан и просил дополнительные силы. Однако в 1682 году стрельцы подняли восстание и, хотя оно было подавлено, использовать их против башкир не представлялось возможным.
Правительство 8 июля 1682 года и в октябре того же года обращается к башкирам с официальными грамотами, в которых осуждается христианизация и захват земель, сменяется уфимский воевода Коркодинов. Начинаются мирные переговоры.
Окончательно конфликт прекращается в 1684 году, после дипломатического успеха правительства: разрыва калмыками союза с башкирами и нападения их на бывших союзников.
Война-восстание1705-1711 годов. Причина: попытка правительства установления неправомерных сборов с башкир (деятельность «прибыльщиков»). Данная война-восстание произошла в разгар Северной войны 1700-1721 года, что не случайно: именно военные расходы вынудили правительство усилить фискальный гнет по всей стране, в том числе и в башкирском крае.
Особое возмущение башкир вызвала жестокая расправа комиссара Сергеева над выборными лицами от башкир четырех дорог. Когда же выехавший для переговоров в Москву лидер башкир Казанской дороги Дюмей Ишкеев был доставлен под конвоем в Казань и там повешен, движение приобрело всебашкирский размах. Обман доверившегося или убийство посла, а именно так квалифицировались действия русского правительства, подлежали отмщению как по обычному праву, так и по не потерявшим авторитета в регионе нормам Великой Ясы, а по международному праву того времени давали формальный повод для объявления войны .
Всебашкирский курултай избирает ханом султана Мурата - родственника каракалпакского правителя’28. Ho хан Мурат, ввязавшись в войну с калмыками, теряет поддержку башкир и в поисках военной помощи совершает поездку в Крым и в Турцию. He получив ее, по пути домой поднимает восстание на Кавказе, но его разбивают и берут в плен[236].
Следующим ханом становится, по-видимому, башкир Ногайской дороги Хазий Акускаров. Однако реальную политику башкир определяли наиболее влиятельные старшины - лидеры крупнейших родоплеменных организаций, такие как Алдар Исянгильдин, Уракай Юлдашбаев, Кусюм Тюлекеев, Дюмей Ишкеев и др. Ханы же играли преимущественно «тактическую роль»[237].
B начавшемся конфликте башкиры оказались в составе широкой антирусской коалиции, включающей Швецию, Турцию, Крым, а также выступившими против имперского правительства на стороне Украины во главе с гетманом Мазепой и донских казаков под предводительством Кондратия Булавина. Естественно, что все ее участники имели разный правовой статус и не имели общего руководства.
Однако считать, что башкиры действовали совершенно автономно, было бы неверно. Кроме традиционных связей с Турцией и Крылом, а также родственными народами региона (каракалпаками, ногаями и др.) общеизвестна связь и донских казаков с башкирами. Источники информировали, что «и он, Булавин, божьей милостью состоит в союзе с баш-
33!
кирами» .
Союз башкир и донских казаков, направленный против центрального правительства, является очень показательным в государственно-правовом плане. И он не был единственным. Башкиры и казаки стали союзниками в войне 1773-1775 годов, башкиры участвовали в действиях Разина и др. Дело в том, что правовое положение башкир и казаков было аналогичным. Единственным существенным отличием была этническая принадлежность башкир и казаков: если первые для Москвы были «инородцами», то вторые - своими, соответственно к ним и отношение в ходе военных действий было иным (семьи восставших казаков не подвергались физическому уничтожению, массовой раздаче в крепостные и т. п.).
Практически до 1707 года донские казаки пользовались автономией, которая постулировалась в двух емких формулах: «С Дону выдачи нет» и «Мы не кланяемся никому, окромя Государя». Признавая сюзеренитет Москвы, казаки не терпели никакого вмешательства во внутренние дела. И именно злоупотребления петровских чиновников вызвали булавинское восстание.
Таким образом, можно констатировать факт трансформации государственно-правовой парадигмы русского государства. Московское царство перерастает в Российскую империю. Единство империи обеспечивается не консенсусом элит, а государственным механизмом. Рекрутирование элит начинает осуществляться по «служебной» модели33". Особенность возникающей вертикально интегрированной бюрократии заключается в том, что она не приемлет идеи правосубъектности других организаций, кроме собственной. Поэтому устойчивость системы в целом может достигаться только путем максимального расширения данной модели рекрутирования, с тем чтобы она охватила все структурные части империи.
Данная война-восстание - одно из самых значительных по размаху военных действий: башкиры вплотную, на 30 верст, приблизились к Казани и, по слухам, намеревались двинуться на Москву3'3.
Главная заслуга в военном поражении башкир и союзных им донских казаков, по мнению JI. Гумилева, принадлежит калмыкам[238]. B 1710 году калмыки атаковали башкир с тыла, и последние, не имея возможности вести войну на два фронта, сложили оружие. Таким образом с помощью одних вассалов Москва усмирила других333.
Война-восстание 1735-1740 годов. Причина: действия Оренбургской экспедиции, продолжавшиеся неправомерные захваты земель и злоупотребления властей. Организация Оренбургской экспедиции, несмотря на заявленный протест башкир, означала отказ правительства от условий вхождения башкир в состав Русского государства. Башкирские лидеры, прекрасно осознавая, что новая политика центра направлена на неприкрытую колонизацию края, на ряде всебашкирских йыйынов решают противодействовать строительству Оренбурга . Поводом к началу выступления стала жестокая казнь башкирских послов, направленных к Ки-
3B7
рилову - начальнику Оренбургской экспедиции .
B ходе данной войны-восстания проявилось изменение отношения правительства к башкирам. Издаются указы, прямо нарушающие условия вхождения башкир в состав Московского государства и направленные на ущемление их прав и свобод.
Так, согласно Указу «О мерах к совершенному прекращению бунта башкирцев и о запрещении им генеральных сборов без присутствия военных чинов» значительно ограничивается и ставится под контроль правительственных чиновников деятельность всебашкирских йыйынов'38. По Указу же «О непроведении переписи башкир...» настоятельно рекомендовалось прекратить практику избрания челобитчиков от всего народа и отправлять их от каждой волости отдельно. Данные меры являются первым шагом к ликвидации политической автономии и ломке традиционной политической системы башкир.
Начинается массовый противоправный захват башкирских земель. Указ «О недержании беглецов и о наказаниях Башкирцев...»[239] снятием запрета на куплю-продажу башкирских земель фактически легализирует неправовые (с точки зрения законодательства) захваты земель под заводы и т. д. Также, согласно данному указу, мещерякам и иным «верным» народам-арендаторам башкирских земель занимаемые ими земли переходили в собственность.
По мнению А. Акманова, специально исследовавшего вопрос земельной политики государства в крае, указ от 11 февраля 1736 года «не отменил вотчинное право башкир на землю, но означал существенное его ограничение. Это стало нарушением жалованных грамот Ивана
Грозного. Таким образом, была создана правовая основа для массового изъятия башкирских вотчин. Захват земли стал осуществляться не только путем основания крепостей, заводов, раздачи переселенцам из центральных районов, но и в форме усиления общего контроля государства над всей территорией края. Некоторые совместные владения башкирских волостей, или “дорог”, и расположенные преимущественно на окраинах Башкирии квалифицировались как “пустолежащие”, “празднолежащие”. C этого времени в официальной документации относительно части башкирской территории появляется термин “казенная земля”. Таким образом, 30-90-е гг. XVIII века составляют новый этап земельной политики русского царизма в крае, который привел к крупным социальноэкономическим и политическим сдвигам. Несмотря на сохранение вотчинного права, башкиры потеряли свыше 50 % своих владений»[240]. C правовой точки зрения, показательны именно данные изменения в понимании правительством правового статуса башкирского края. Башкирам как народу фактически отказывается в праве на собственную территорию, то есть башкиры теряют правосубъектность и автономию.
Башкирам запрещается иметь кузницы и огнестрельное оружие, запрещается также ввоз и продажа им любого оружия . B итоге, использовавшие в военных действиях еще в 1662 году пушки и имеющие в каждом
342
дворе «пансер, копье, лук, и сабель, також де ружье...» , к 1812 году башкирские воины вынуждены были сражаться архаическим оружием, показывая при этом чудеса храбрости и героизма.
Однако наиболее реакционным являлся Указ «О посылке войск в Башкирию и скорейшем прекращении башкирского бунта» от 16 февраля 1736 года, открыто санкционировавший геноцид башкир.
Данные указы были направлены также на дальнейшее разделение пришлого населения и башкир и их противопоставление. B этих целях, во-первых, они поощряли тех служилых мещеряков, которые, сохраняя верность царскому правительству, принимали участие в подавлении башкирских восстаний. Им башкирские земли предоставлялись бесплатно, навечно и безоброчно.
Во-вторых, тептяри и бобыли, по примеру мещеряков, подлежали «отрешению от башкирского послушания» и освобождались от уплаты оброка башкирам-вотчинникам. Они должны были платить только прежний ясак в казну. В-третьих, новокрещеные за верность определялись в казацкую службу и освобождались от ясака. В-четвертых, башкиры с казанскими
татарами могли войти в сватовство только по разрешению казанского губернатора. За каждую свадьбу в пользу казны брали по лошади драгунской, а с тех лиц, которые женились без позволения, брали по три лошади драгунских. В-пятых, сохранившие верность татарские мурзы освобождались от корабельной работы и подушного платежа, а поддержавшие башкир казанские ясашные татары несли тяготы корабельной службы и подушной подати.
Ha основании Указа «О посылке войск в Башкирию и скорейшем прекращении башкирского бунта» от 16 февраля 1736 года наряду с регулярными правительственными войсками для подавления башкирского восстания 1735-1740 годов были укомплектованы карательные отряды из числа служилых мещеряков, казанских мурз и татар, калмыков, яиц- ких казаков и дворцовых крестьян.
Согласно пунктам 4 и 5 указа от 11 февраля 1736 года лицам, задержавшим башкир с ружьем, полагалась лошадь пойманного, а виновные подлежали ссылке.
Вышеназванным указом (пункт 13) было ограничено и самоуправление башкир. B каждой волости вместо волостных старост избирались два или три старшины, которые должны были исполнять свои обязанности поочередно. Старшины несли ответственность за преступления и выступления башкир в волости. Иыйыны позволялось проводить всего один раз в год с разрешения царской администрации только в местности Чес- ноковка.
Пункт 14 рассматриваемого указа регулировал и духовную жизнь. B каждой дороге позволялось быть только по одному ахуну, всего четыре. Ахуны назначались на должность царской администрацией и при этом приносили особую присягу на верность властям. Ахунам запрещалось обращение в мусульманскую религию лиц из других вер. Строительство школ и мечетей позволялось только на основе особых указов.
B целях усиления притока пришлого населения, главным образом русского, пункт 16 указа отменил запрет продажи башкирских земель.
Bo многих положениях вышеназванных указов предусмотрены мероприятия по организации новых военных гарнизонов в Башкирии и дальнейшей колонизации края, а также по строительству Закамской линии (Оренбурга и «прочих городков» в целях изоляции Башкортостана от внешнего тюркского мира и превращения его во внутреннюю Россию).
Ha основе Сенатского указа от 17 марта 1738 года мещеряки как сословие в целом «за их нынешнюю верность» могли владеть в дальнейшем башкирскими землями, которыми они в тот период пользовались, безоброчно в пользу вотчинников-башкир343.
Царское правительство особо следило, чтобы башкиры-бунтовщики не смогли «плутовские свои замыслы разсевать в жилищах верно-
344 T7
подданных казанских мурз и татар» . Для этого на основании указа от 26 сентября 1755 года «в целях усмирения и искоренения злодействующих башкирцев» на добровольной основе был создан из числа служилых мурз и казанских татар отряд в количестве 5 000 человек. Им было позволено оставлять у себя и также продавать внутри России «...взятые в плен малолетные и женский пол» и «имения» башкир[241].
B войне-восстании 1735-1740 года башкиры потерпели полное военное поражение. Мирные переговоры не осуществлялись, приведение к присяге было принудительным. Ho башкиры не считали себя связанными обязательствами, взятыми под угрозой оружия, что наглядно показали события 1755 года.
Отдельного рассмотрения требует феномен «верных» башкир. «Верными» считались башкиры, не принимавшие участия в боевых действиях против правительства. Часть из них участвовала в войнах-восстаниях на стороне правительства. А. С. Доннелли с удивлением пишет, что «к 1740 году примерно 40 % воинского контингента русских, находящихся под командованием Башкирской комиссии, составляли так называемые верные башкиры»[242].
Полностью не соответствующим истине является представление, что основу «верных» башкир составляла аристократия, или так называемые феодалы. He углубляясь в анализ элитообразования и структуры башкирского общества, отметим, что из 770 призванных в 1735 году для участия в Оренбургской экспедиции тарханов явилось только 160, и причиной неявки был вовсе не страх или давление «восставших народных масс».
Выше упоминалось наличие промосковской партии, но в связи с событиями 1735-1740 годов можно считать, что искренних сторонников правительства среди башкир не осталось. Царское правительство всячески старалось привлечь на свою сторону башкир. Так, в именном указе императрицы от 1 сентября 1755 года ушедшим после восстания в казахские степи башкирам со своими семьями предлагалось вернуться в течение шести месяцев и «добровольно вины свои принести». B противном случае, как предписывалось в указе, «жилища их, земли, угодья и к тому всякия принадлежности розданы будут тем башкирцам, кои во всякой верности к Нам пребывают»[243].
Ho, отказавшись от российского сюзеренитета, башкиры оказались в сложной геополитической ситуации. Хотя крупные силы правительства были отвлечены русско-турецкой войной 1735-1739 годов, башкиры вели войну в полной изоляции, окруженные казахами и калмыками, отношения с которыми никогда не были хорошими. Политика правительства
по натравливанию народов-арендаторов башкирских земель (мещеряки, тептяри, бобыли и др.) против башкир-собственников позволила сформировать «пятую колонну» в самом башкирском крае. B данных условиях, после поражений в 1735-1737 годах, ряд лидеров башкир в 1738 году решают призвать казахских ханов в качестве новых сюзеренов, рассчитывая получить от них военную помощь. Так, Бепеня Торопбердин, один из наиболее известных лидеров башкир, в письме к хану Малой Орды Абулхаиру обращается к нему «наш царь», требуя выполнения взятых им на себя обязательств[244]. Однако для значительной части башкир признание казахского сюзеренитета было совершенно неприемлемым. Например, согласно докладу Кирилова только в 1734 году башкиры под предводительством Таймас-батыра отразили десятитысячное войско хана Средней Орды, пытавшегося вторгнуться в Башкортостан[245]. B результате наступает раскол, и с 1737 года антиправительственная война- восстание фактически перерастает в гражданскую войну сторонников и противников продолжения борьбы, в условиях реальной угрозы физического уничтожения нации[246].
Таким образом, действия Таймас-тархана и других так называемых верных башкир нельзя считать предательством ни с правовой, ни с морально-этической точки зрения. Каждая родоплеменная организация считалась суверенной и самостоятельно выбирала сюзерена и осуществляла иные действия. И башкиры, упорно продолжающие борьбу и прекратившие бесперспективное сопротивление, были по-своему правы, все они защищали свой народ так, как считали нужным. Политическим элитам пришлось сделать тяжелый выбор между потерей автономии и физи-
351
ческим выживанием народа. И неподдержка большинством башкир нового всебашкирского хана Карасакала говорит о том, что точка зрения Таймас-батыра возобладала.
Война-восстание 1755-1756 годов. Причина: башкиры не смирились с поражением в войне-восстании 1735-1740 годов. Правительство же продолжало противоправную политику: изымались башкирские земли, было запрещено строительство новых мечетей и школ[247], государственная монополия на соль была распространена и на башкир[248] и т. д. He прекращались различные злоупотребления чиновников. Отмену ясака (который был заменен намного более тяжелой[249] монополией на соль) башкиры расценили как попытку правительства приравнять их по правовому статусу к крестьянам. По правовым представлениям башкир, выплата ясака служила подтверждением отношений вассалитета и вытекающих из него прав и свобод.
Лидеры башкир Бурзянской волости стали тайно готовить открытое выступление. Однако в организации движения отрицательно сказались последствия действий правительства по ликвидации традиционной структуры самоуправления башкирского народа (запрещение всебаш- кирских йыйынов). B результате война-восстание 1755-1756 годов приняла форму партизанской войны.
Продолжение политики геноцида, выразившегося в физическом уничтожении башкир без определения вины, раздаче жен и детей и т. п.[250], вынуждала башкир искать убежища у казахов. По приблизительным данным, в казахские степи ушло до 50 тыс. башкир[251]. Однако казахи по рекомендации правительства начинают грабеж беженцев, в резуль- CZ ~ 357
тате вспыхивает оашкиро-казахская воина .
Государственно-правовой интерес представляет идеология движения[252]. Она приняла национальный характер, выражающийся в триаде «одна страна - один народ - одно государство». Поэтому движение 17551756 годов следует считать национально-освободительным.
Война-восстание 1773-1775 годов. Причина: факторы, вызывающие у башкир неприятие имперского правительства, остались прежними. Катализатором движения послужило выступление яицких казаков под предводительством Пугачева. B воззваниях-указах к башкирам Пугачев обещал за поддержку пожаловать их землей, водами, лесами и т. п., свободой вероисповедания, то есть фактически подтверждал изначальные условия вхождения башкир в состав Московского государства, которые
359
нарушались имперским правительством . B результате абсолютное большинство башкир присоединились к Пугачеву '60.
Подавляющее число исследователей считают восстание под предводительством Пугачева крестьянской войной. Однако основу его военной силы составляли башкиры и казаки (анализ причин, повлекших военный союз казаков и башкир в ряде войн против центрального правительства, проводился выше). Только в ставке Пугачева находилось до 10 тыс. башкир[253], общее же число башкир, участвующих в движении Пугачева, оценивается в 50 тыс. воинов[254].
Данная война-восстание для башкир не являлась ни «антифеодальной», ни тем более классовой и т. п. (Характерно, что из 39 башкир- полковников Пугачева 16 были волостными старшинами, 1 - походным старшиной, 2 - сотниками[255].) Она была лишь еще одной, пусть и самой значительной, войной всего башкирского народа за национальные права и свободы, восстановление и сохранение политической автономии.
Итак, причиной многочисленных конфликтов явились грубые нарушения центральным правительством условий вхождения башкир в состав Русского государства, выразившиеся в различных противоправных действиях (увеличение фискального бремени, изъятие земель, попытки насильственной христианизации и др.).
Правовая оценка вооруженных конфликтов правительством и башкирами различалась. Естественно, что русская центральная власть рассматривала данные конфликты как вооруженный мятеж. Так, лидеры войны 1773-1775 годов были заклеймены буквами «3», «Б», «И», что означало «злодей», «бунтовщик», «изменник» и выражало официальную точку зрения правительства по данному вопросу.
Башкиры считали сопротивление противоправным действиям любых лиц, в том числе и правительства, своим неотъемлемым правом. Права на восстание как понятия (в понимании, закрепленном во французской Декларации) в правовой культуре башкир и народов региона не существовало (башкиры, выступая против правительства, не считали, что они поднимают восстание). Согласно обычному праву родоплеменное образование никогда не теряло своего суверенитета (тогда как народ согласно теории общественного договора передавал свои права суверену) и всегда могло отказаться от того или иного сюзерена. Соответственно любые насильственные действия со стороны бывшего сюзерена воспринимались как объявление войны. Данная концепция известна в научной литературе как «свободный вассалитет». По указанному вопросу Р. Г. Кузеев отмечал: «...есть веские и документальные основания полагать, что в ряду главных причин многочисленных восстаний башкир во второй половине XVI-XVIII в. было разное понимание характера присоединения (как “подданства” - в Москве, как “свободного вассалитета” - в Башкортостане) и нарушения со стороны царизма условий “соглашений, договоров”»[256]. Конечно же, само по себе несовпадение взглядов на характер вхождения не порождало конфликта. Конфликт порождали конкретные действия правительства, которые, по мнению башкир, носили противоправный характер. Башкиры всегда, прежде чем предпринимать действия, значимые в правовом смысле (отказ от сюзеренитета), стремились выяснить официальную позицию правительства по поводу имевших место правонарушений. И лишь исчерпав все мирные средства разрешения конфликта и убедившись в поддержке центральным правительством противоправных действий (то есть, что имеет место не эксцесс исполнителя - местных должностных лиц государства), башкиры начинали воен-
~ ~ 365
ные деиствия против правительственных воиск .
Как мы выше отметили, крупнейшие конфликты 1662-1665, 17051711 и 1735-1740 годов сопровождались отказом башкир от российского сюзеренитета, что по международному праву того времени и региона означало, что данные конфликты в юридическом значении есть войны. Данным обстоятельством объясняется участие в конфликтах на стороне башкир кучумовичей, калмыцких тайш, каракалпаков и других лиц, рассчитывающих на роль башкирского сюзерена.
Учитывая вышеизложенное, в государственно-правовой науке для обозначения сложного феномена, известного как «башкирские восстания», следует пользоваться термином «войны-восстания», поскольку он более полно раскрывает его юридическое содержание.
57. Геноцид башкир. Согласно современным правовым представлениям под определение геноцид подпадают действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы. Государственную политику и действия вооруженных сил российского правительства в ходе отдельных войн-восстаний, безусловно, необходимо квалифици-
366
ровать как геноцид .
B русле целенаправленной, документально регламентированной политики физическому уничтожению подвергались не только непосредственные участники военных действий, но и гражданское население, осуществлялась раздача детей и т. п. - практически все действия, в современном праве входящие в состав международного преступления геноцид. Следует отметить, что последствия данной политики до сих пор тяжело сказываются на демографическом положении башкир.
Необходимо подчеркнуть, что геноцид осуществлялся не (только) B результате эксцесса исполнителя - самостоятельных действий российских войск, а в качестве государственной политики, санкционированной высшим руководством государства. K примеру, Указом «О посылке войск в Башкирию и скорейшем прекращении башкирского бунта» от 16 февраля 1736 года было предписано войскам осуществлять погромы и сжигать деревни «в марте и апреле месяцах, покаместь башкиры и лошади безкормы», а «пойманных бунтовщиков казнить смертию, а прочих... сослать в ссылку; годных в службу - в остзейские полки и во флот, а негодных - в работу в Рогервик, а малолетних ребят и женский пол для поселения в русские города раздать»[257].
Bo исполнение указа правительственные войска в ходе военных действий уничтожали как вооруженные силы башкир, так и мирное население, сжигали деревни, конфисковывали скот и запасы продовольствия. Точно оценить потери башкир не представляется возможным, можно говорить лишь о приблизительных цифрах. По неполным данным, лишь в ходе борьбы 1735-1740 годов башкиры потеряли свыше 40 тыс. человек (не считая погибших от голода)[258]. Ho данная цифра сильно занижена. B известном докладе 1739 года императрице Татищев, глава Оренбургской комиссии, доносил: «..две опаснейшия - Казанская и Нагайская дороги так разорены, что едва половина осталась, а протчия - Уфимская (Осинская) и Сибирская дороги - хотя не столько людей пропало, однако ж у всех лошади и скот пропали, деревни позжены, и, не имея пропитания, многие з голоду померли»[259]. Таким образом, кроме огромных людских потерь башкиры понесли катастрофические материальные потери. Например, лишь с июня по сентябрь 1740 года правительственные войска сжигают 725 деревень Сибирской и Ногайской дорог[260] (для сравнения: в 1743 году в Сибирской и Ногайской дорогах насчитывалось всего 578 деревень3 '). To есть по крайней мере 90 тыс. башкир (если считать, что в каждой деревне проживало 120 человек) остались без крова и средств к существованию. B результате действий правительственных войск в Башкортостане разразился страшный голод. Из донесений русских офицеров командованию следовало, что башкиры «от голоду мрут, а оставшиеся собак и кошек едят, а и того им недостанет, и за безсилием
372
и отчаянием принуждены мертвых бросать» .
Были также широко распространены казни башкир, вернувшихся в ислам после насильственного крещения, через публичное сожжение. Так, 14 марта 1739 года генерал Соймонов подписал конфирмацию по делу Кисябики Байрасовой: «Пойманную башкирку, которая была крещена и дано ей имя Катерина, за три в Башкирию побега и что она, оста- вя Закон Христианский, обасурманилась, за оное извольте приказать на страх другим казнить смертию - сжечь, дабы впредь, на то смотря, другие казнились»[261].
Геноцид осуществлялся и иными способами. Например, организация пограничной службы башкир, по суждениям Кирилова, должна была привести к ограничению рождаемости: «...жены без плода останутца, а кого убьют, тот.и вовсе не возвратитца»[262].