<<
>>

Лампа в мифе об Амуре и Психее

Скорее из-за своей божественной красоты, чем из-за како­го-либо еще логического обоснования, Психея попа­дает в ловушку чувственности и в трясину материи. Как раба Афродиты, она должна вынести долгий ряд трудностей и испытаний и должна пройти даже через жестокости подземного мира.

Наконец, забытьё Стикс обратило её в безжизненное тело, она очнулась от прикосновения наконечника стрелы, и ей была дарована чаша бессмертия. В союзе с Эротом она обретает все радости блаженства, которые она на­прасно искала во служении Афродите. Это отсылает к двум стадиям женского бытия, сопоставимыми с двумя типами женщин, изображённых на множестве ваз, или с двумя составляющими из «Фауста» Гёте: женская душа- служанка Афродиты, раба материи, приговорённая на каждом шагу к новым и неожи­данным страданиям, которая тонет, в конце концов, в глубочайшей трясине чувственности - но затем воз­рождается в новую и более сильную действитель­ность, оставляя афродитическую жизнь ради жизни Психеи. Низшая стадия носит теллурический, а выс­шая - уранический характер. Из хтонической земли Психея поднялась до небесной земли (луны). Здесь мы узнаём Елену, которая, уступая естественному праву Афродиты, подвергается страданиям и бес­конечным странствиям пока, наконец, на сияющем лунном острове, эта самая прекрасная из женщин нс соединилась с самым славным из героев (Ахиллом) и не обрела мир, который не может даровать ей гел-

лурический Эрот, а может только Эрот небесный. Ниже всё пребывает в беспокойстве и страдании, в неожиданных разочарованиях и необъяснимых решениях. Выше - мир, вечное и гарантированное наслаждение, магия преобразования, которые за­лили безмолвным лунным светом вотчину мужчин, столь беспокойную днём. Ниже - грязь теллуриче­ской материи, змей и камыш, которые порождаются из нечистот темных глубин, свидетели и символы неконтролируемого брака воды и земли.

Выше - бабочка, которая проходит через кокон материи, ища и находя свет. Ниже - чистая материальность Афродиты. Выше - ураническая Афродита. Ниже - любовь гетеры. Выше - законный брак. Ниже - сома (тело). Выше - психе. Ниже - беспросветная земная материя. Выше - очищенная небесная земля, луна, чистейшее из теллурических тел. С Психеей сама Афродита достигает лунного уровня, высшего, ка­кого только женская материальность может достичь. Рядом с ней находится Эрот как Лунус.

Амур и Психея соединены теми же узами, что Лунус и Луна, Ахилл и Елена. Поцелуй, который соединяет их - это basium,который муж дарует своей жене, а не suavum, который любовник дарит гетере. Группа обнимаю­щихся и целующихся фигурок (изображение II) вы­ражает чистоту и целомудрие любви, доведённой до совершенства, которого не может достичь ника­кая поэзия. И это может полностью противоречить представлениям об античном искусстве, называю­щих это изображением чисто духовной любви. Это не духовная любовь, а земная, достигшая высшей чистоты. Луна - это чистейшее земное тело и са­мое нечистое из небесных. И Психея занимает то же среднее положение между двумя мирами. Она сочетает материальность в одном с чистотой и уми­ротворением в ином. Она принуждает тело отдаться свету, а свет - сочетаться с телом. Она оставляет в себе равные доли нематериального и нечистого. Сома и нус неразрывно слились в Психее, так произведя творение, которое возвысило материю до её высшего возможного благородства. Представление о половой любви не чуждо этому уровню. Но оно отвергло свой афродитический, гетерический характер и предпола­

гает целомудрие брачного союза. Страдания Психеи и возможность искупления - это лишь освящение, которое возводит половую жизнь женщины из тря­сины нечистой материи, в которой она может найти лишь погибель, к лучезарному психическому суще­ствованию. В это достижении своего радикального позыва Психея сочетает два принципа, которые ка­жутся взаимоисключающими, но глубоко связаны во множестве мифов: возвышение материнства и непри­ступная девственность.

И здесь снова она находится на лунном уровне. Вечно оплодотворённая, она вечно девственна, девственница-мать и мать-девственница. Представления о браке и половом союзе неизбежно связаны с луной. По природе своей луна - это союз двух принципов. Она гермафродит, Лунус и Луна, Эрот и Психея. Она ищет свет, а свет никогда не прекратит нисходить к ней. Исполнение этого выс­шего ожидания нашло своё выражение в оиряХеура, объятиях, в слившихся в поцелуе губах и в глазах, которые находят друг друга. В этом первом поцелуе, который закрепляет брачные узы, в этом поцелуе, «в который сами Киприи подмешали пятую часть своего нектара»1, космический закон, управляющий ураническими телами, кажется, исполняется у людей, а гармония между высшим и низшим мирами, кажет­ся, достигнута. Луна ничего не может сама по себе, а следует за солнцем и заимствует его свет, сверкая в тишине своим блеском. И подобное есть только в брачном союзе, в котором мужчина и женщина могут достичь высшей красоты, которая даёт возможность её материальности увлечь человеческое за его духов­ной природой.

И вот, мы видим отношение этих мистерий Эрота к дионисий­ской религии, зная, к какому этапу в этой религии ом относится. И вот уже лампа обретает глубокое зна­чение. Под её светом Психея распознаёт божествен­но-прекрасный образ своего ночного гостя, которого её сёстры описывали ей как отвратительного драко­на. Меч, которым она намеревалась убить монстра, выпадает из её руки. Пламя беспокойно мерцает, пока Психея пристально смотрит на запретное зрелище': прекрасное лицо, прелестные золотые кудри, ярко­окрашенные крылья, едва дрожащие в кончиках. В

своём устремлении она поцарапала большой палец о наконечник стрелы. Капля кипящего масла из её лампы падает на правое плечо бога, будто страстное желание капли привлекло её соединится с повелите­лем огня. И Эрот, пробуждённый от глубокого сна, наказывает её непослушание, улетая. Утопающая в земле, она видит возлюбленного вырвавшимся, как только познала его во всём сиянии.

Этот эпизод обра­зует положительный поворотный момент в испыта­ниях, к которым Афродита приговорила свою сопер­ницу. Половое наслаждение, спрятанное в темноте, сменяется ожиданием возможности познать бога во всей его славе. К физической ране добавлялась более глубокая психическая боль. Как основополагающе изъявлял Плутарх: рана - это источник любви2. Как орало ранит землю, так и у людей мужественность ранит женщину и раскрывает её лоно, так и в плане психическом, стрела Эрота ранит сердце девы, и всё её существование затопляется болью, даже усилива­ющейся в ожидании соединения с увиденным мель­ком небесным женихом, отныне и навсегда стоящим перед её глазами.

Беспокойное мерцающее пламя и горячее масло сопротив­ляются соединению с Эротом, олицетворяя саму Психею. Так же, как и мотылёк, чьи крылья она но­сит, неудержимо стремится к пламени, так и Психея ищет свет. Теллурическая влажность сменяется выс­шим уровнем огня, хаос и темнота уступают свету и порядку, а неограниченный гетеризм - ожиданием брачного союза. За теллурическим этапом чистой ма­териальности следует лунный этап, в котором сама материя обретает светящуюся природу и тем достига­ет высшего очищения. Этот лунно-психический этап женского бытия символизирован горящей лампой.

II. Амур и Психея

Символ и миф

Миф - это экзегеза символа. Он раскрывает в череде внешних

связанных действий то, что вместе с ним воплощает символ. Это походит на исключительно непоследовательный философский трактат, который раскрывает идею в многочисленных связанных между собой картинах, а затем оставляет читателю сделать логическое заклю­чение. Сочетание символа с разъясняющим мифом - это в высшей степени примечательное явление. В погребении в Памфили изобразили символ сам по себе, а не на саркофаге[‡‡‡], как того потребовал бы миф. Миф восстанавливает античное благородство орфического символизма.

Излагать тайное учение в словах было бы святотатством против высшего закона. Оно могло представляться только на языке мифа, которому помогает искусство. Поэтому мифо­логия - это язык погребений. Всё больше и больше чистый символ низводится до фона, в то время как миф торжествует. Постепенно вся мифология древ­них проникает в их погребения, создавая тем самым драму, которая привлекает всё возможное внимание. Богатство мифов, в которые древние вкладывали силу самых ранних воспоминаний о своей исто­рии, всю совокупность их знаний об окружающем мире, память о ранних периодах творения и великие теллурические преобразования, здесь выражается в тайных религиозных откровениях, просвечивает в природных законах, находит свое выражение к эти-

ческих и моральных истинах и становится утеши­тельным намёком на выход за пределы меланхоличе­ских границ материального fatum.Замаскированное в мифологических изображениях наполнение таинств, с их двойственным, физическим и метафизическим значением, становится родным домом для очевидца. В то время, когда небеса опустятся на землю через антропоморфное видение божественного, тогда земля ещё раз станет небом, которое миф ввёл в таинство, и человек по его следам возвратится к божественному. В жизни героев доблесть и благодетель представлены в единственном значении возвышения над материей и достижении наивысшей награды: бессмертия. Он больше не подвластен судьбе, миф возвращает себе его высшую благодетель через связь с таинством и погребением. Простая вера символам, отчасти соз­данная, отчасти переданная Орфеем и великими религиозными учителями древнейших времён, вос­кресает в новом образе в мифологии погребений. Позднейшие эпохи не создали новых символов и новых мифов: не доставало непременной свежести молодости. Но с их более глубоким пониманием ста­ло возможным дать традиционному представлению новое и преображённое значение. Таким образом, мифы, как сказал Плутарх1, становятся отображени­ями и тенями высших идей и за своим таинственным характером вселяют основополагающее почтение.

Они подобны тем подражательным катабеі^ек;, представление которых посвящает наблюдателя, как зеркало, в более высокие истины мистерий. Вся эта композиция предлагает драматизировать миф, и, конечно же, детали этой композиции легко присо­единяются к представлениям о трагической работе над постижением истины. Символ раскрывается в мифе через речь, письменность и язык погребений. Глубочайшее раздумье вдохновлено тайной смерти, горем и утешением, надеждой и страхом, тревогой и радостным предвосхищением, всё это выразилось во всей полноте только в изобразительном искус­стве и стало основной причиной его возникновения. Человеческий язык слишком невыразителен, чтобы передать все мысли, возникающие из противостоя­ния жизни и смерти и невозможно выразить словами

надежду на высшую инициацию. Только в символе и в связанном с ним мифе, можно обнаружить выс­шую потребность. Символ пробуждает глубокое, речь может только объяснять. Символ враз срывает все верёвки, опутывающие человеческий дух, речь обречена передавать отдельные мысли в течение какого-то времени. Символ пробирается своими корнями в самые потаённые глубины души, язык скользит по поверхности понимания, как лёгкий ветерок. Символ направлен вовнутрь, язык - вовне. Только символ может сочетать самое не сочетаемое в едином выражении. Язык имеет дело с идущими друг за другом частностями. Понемногу он выражает то, что могло бы стать пристанищем души благодаря всего лишь одному беглому взгляду. Слова делают бесконечное конечным, символы удерживают дух вне пределов конечного мира, относя его к области бес­конечного бытия. Намекая невыразимым, символы обретают загадочность, подобно тому, как загадочны любые религии. Безмолвное размышление уходит в тишину могилы от обильных насмешек и сомнений, этих незрелых плодов мудрости. В этом загадочная добродетель символа, который в высшей степени воз­вышает торжественность античных погребений. В этом луч мифологического представления, который демонстрирует нам великие деяния примордиальной эпохи в тусклом свете отдалённых меланхолических воспоминаний, и что придаёт им атмосферу посвя­щения, характерную для античных некрополей.

<< | >>
Источник: Иоганн Якоб Бахофен. МАТЕРИНСКОЕ ПРАВО ПОГРЕБАЛЬНЫЙ СИМВОЛИЗМ МОЯ ЖИЗНЬ В РЕТРОСПЕКТИВЕ избранное. 2018

Еще по теме Лампа в мифе об Амуре и Психее:

- Авторское право России - Аграрное право России - Адвокатура - Административное право России - Административный процесс России - Арбитражный процесс России - Банковское право России - Вещное право России - Гражданский процесс России - Гражданское право России - Договорное право России - Европейское право - Жилищное право России - Земельное право России - Избирательное право России - Инвестиционное право России - Информационное право России - Исполнительное производство России - История государства и права России - Конкурсное право России - Конституционное право России - Корпоративное право России - Медицинское право России - Международное право - Муниципальное право России - Нотариат РФ - Парламентское право России - Право собственности России - Право социального обеспечения России - Правоведение, основы права - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор России - Семейное право России - Социальное право России - Страховое право России - Судебная экспертиза - Таможенное право России - Трудовое право России - Уголовно-исполнительное право России - Уголовное право России - Уголовный процесс России - Финансовое право России - Экологическое право России - Ювенальное право России -