ВВЕДЕНИЕ
С обложки на нас смотрит лик Кадо - Великого стрелка, культурного героя, сбившего из своего лука два лишних Солнца. Древний миф сбережен памятью людей, живущих на Амуре, в Китае, на Суматре и в Калифорнии.
В мифе, дошедшем из глубин каменного века, человек предстает в величии своего мастерства, могущества и в опасной самоуверенности повелителя природы.Познать и понять себя и окружающий мир маленький человек стремится с колыбели. Это вечное стремление и сделало людей людьми, а не только животными класса млекопитающих. Познание и духовное совершенство - паруса прогресса, а прогресс по латыни означает движение вперед. Чтобы двигаться вперед не вслепую и не разбивать десятки миллионов жизней о стену очередной утопии, чтобы не погубить природу и своих потомков, человечество создало науку и религию, искусство и этику. Изначально они связаны в неразрывной гармонии общественного сознания, в преддверии цивилизаций возникло разделение труда: наука ищет и умножает знание, религия познает душу и веру, но в лучших своих проявлениях люди всегда стремятся к изначальному единству.
Сорок лет автор-археолог ходит по дальневосточной земле, земле Дерсу и В. К. Арсеньева. Природа и древние памятники прекрасной страны погибают, и люди не становятся от этого лучше и счастливей. Познать - полюбить - спасти свою землю необходимо каждому так же как дышать, пить и есть. Без памяти и любви мы становимся духовными инвалидами, и никакие блестящие экипажи и электронные чудеса не принесут душевной гармонии и счастья. Закономерно, что не только дорогие игрушки для взрослых, но и хлеб все больше и больше приходится ввозить из стран, где давно осознали ценность природы и истории, научились их беречь и любить.
Храмы наполняются прихожанами, университетские аудитории не пустуют, а в поисках душевной гармонии сбившиеся с пути люди обращаются к разного рода дурману.
И все чаще это дети, которым не пели колыбельных песен, мало и редко читали сказки, с детского сада учили ходить строем, а в школе обделяли знанием и любовью. Учитель сам вырос в голодных полупустынях дегуманизированного общества и из последних сил бьется, чтобы выжить и спасти детей.Автор много раз объяснял студентам, как мы объявились на Земле и стали людьми, чему-то научился и сам. Дальневосточная земля одаривала находками и открытиями, помогла узнать Кадо в изображениях на древней вазе и камнях, помогла заглянуть в прошлое и немного прибавить к его познанию. Познавая истоки, мы познаем себя. Если эта книга даст Вам, читатель, дополнительный глоток кислорода для души и хоть немного поможет в жизни, значит мы с Вами не заблудимся в сомнениях и поддержим близких, детей - всех, кому нужна помощь.
Рисунки подготовила художница М. Т. Маркевич, за что я ей признателен. Перепечатала рукопись Т. Г. Ходченко, прочитали ее и сделали полезные замечания А. Р. Артемьев, И. С. Жущиховская, В. Д. Леньков - спасибо всем!
Автор с благодарностью примет замечания читателей.
Читатель, в книге есть выделенные слова (австралопитеки, Костенки...) и определения понятий, например, орда - объединение родственных и зависимых племен и отдельных воинов (у кочевников). Обратите на них внимание, как на опорные слова, помогающие ориентироваться в трудном тексте. Не пугайтесь непривычных терминов и названий, вряд ли стоит стремиться запомнить их сразу.
Если, прочитав седьмую лекцию, Вы запомните, что еще в каменном веке, столкнувшись с голодом, люди изобрели земледелие, скотоводство и аквакультуру, что пшеница к нам пришла из Передней Азии, а картошка - из Южной Америки - уже неплохо для начала. Н. И. Вавилов не только помог узнать, где родина земледелия, но и обратить эти знания на пользу людям. Пусть нравственный пример его жизни (и безнравственный - его погубителей) сослужит нам еще одну службу - духовного ориентира. В конечном счете, именно такие ориентиры, их выбор определяют Вашу жизнь, а не количество уложенных в голове названий типа Чжоукоудянь, Вёртешсёллеш и других таких же «легко запоминающихся слов». Доброго Вам пути!