<<
>>

20. Гуманистическое концепции Ш.Бюлер и Р.Мэя

.Р.Мэй(1909–1994), американский психолог и психотерапевт. Считал причиной невротических реакций проблемы, которые человек не способен решить в настоящем, что в свою очередь ведёт к потере им спонтанности и устремлённости в будущее.

Разрабатывая проблему тревоги, Р. Мэй приходит к выводу о том, что в основе человеческой тревоги лежит осознание утраты тех или иных ценностей, значимых для его экзистенции, и, прежде всего, — утраты смысла существования. Для развития личности необходимо творческое напряжение, которое возникает в процессе осознания разрыва между тем, кто есть человек и тем, кем он хочет быть. Процесс становления личности можно рассматривать в контексте развития чувства «Я». Р. Мэй развил тезис о том, что любовь и воля являются необходимыми условиями человеческого существования. Он вводит понятие «демонического», подразумевая под которым амбивалентные творческие (созидательные) и разрушительные тенденции в человеческой экзистенции. Характеризуя волю как второе основное условие человеческого существования, Р. Мэй считал возможным рассматривать волю как принцип, требующий от человека осознанного выбора при реализации желаний.

С позиций саморазвития, как главной движущей силы развития личности, по мнению Шарлотты Бюлер (1893-1974 гг., Австрия, США) является потребность личности в самоосуществлении. Разработанный ею "коэффициент развития" (вместо "коэффициента интеллекта") привнес гуманистическую направленность в исследования возрастных особенностей личности. Человеческая жизнь, по Бюлер, характеризуется четырьмя сосуществующими базисными тенденциями: удовлетворением потребностей, адаптивным самоограничением, творческой экспансией и установлением внутренней гармонии. Каждая из них может преобладать в различные периоды жизни личности, самоосуществление которой возможно в рамках любой из этих тенденций. Ценностные ориентации концепции самоосуществления личности Ш.Бюлер сконцентрированы вокруг идеи уникальности жизненного пути, активности и самообусловленности субъекта, направленности на реализацию цели, смыслов и ценностей. Вместе с тем, интеграция этой активности осуществляется личностью, по мнению Бюлер, без участия сознания. Личность рассматривается как изначально данное духовное образование, неизменяющееся по своей сути на протяжении всей жизни.

<< | >>
Источник: Шпаргалка по истории психологии. 2015

Еще по теме 20. Гуманистическое концепции Ш.Бюлер и Р.Мэя:

  1. 20. Гуманистическое концепции Ш.Бюлер и Р.Мэя
- Акмеология - Введение в профессию - Возрастная психология - Гендерная психология - Девиантное поведение - Дифференциальная психология - История психологии - Клиническая психология - Конфликтология - Математические методы в психологии - Методы психологического исследования - Нейропсихология - Основы психологии - Педагогическая психология - Политическая психология - Практическая психология - Психогенетика - Психодиагностика - Психокоррекция - Психологическая помощь - Психологические тесты - Психологический портрет - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология девиантного поведения - Психология и педагогика - Психология общения - Психология рекламы - Психология труда - Психология управления - Психосоматика - Психотерапия - Психофизиология - Реабилитационная психология - Сексология - Семейная психология - Словари психологических терминов - Социальная психология - Специальная психология - Сравнительная психология, зоопсихология - Экономическая психология - Экспериментальная психология - Экстремальная психология - Этническая психология - Юридическая психология -