АЛ-ФАРГАНИ
Известия о жизни арабского ученого-астронома Ахмада ибн Мухаммада ал-Фаргани скудны: он происходил из Ферганы, даты его рождения и смерти неизвестны, работал при дворе халифа ал-Мутаваккила (833-861).
Даже названия его труда, который представляет собой свод астрономических сведений, варьируются в разных источниках. Принятое наименование — «Книга о небесных движениях и свод науки о звездах» («Китаб ал-харакат ас-самавийа ва джавами‘ ‘илм ан-нуджум»).Девятый из тридцати разделов книги посвящен описанию семи климатов ойкумены, идущих с востока, от Китая, на запад, до Магриба или западной части Атлантики. В названиях земель и населенных пунктов шестого и седьмого климатов упомянуты народы и территории Восточной Европы.
Эти описания климатов были широко известны в переводах на восточные языки (еврейский, сирийский) и латынь.
Рукописи сочинения ал-Фаргани сохранились в большом количестве в разных хранилищах мира, в том числе в библиотеках Москвы и Санкт- Петербурга. В существующем издании нет указаний на принадлежность и дату рукописи.
Издание и перевод: Muhammedis Filii Ketiri Ferganensis qui vulgo Al-Fraganus dicitur, Elementa Astronomica, arabice et latine. Amstelodami, 1669.
Переводы фрагментов: Гаркави 1870. С. 25; Калинина 1988. С. 130.
Литература: Гаркави 1870. С. 25-28; ZA I. S. 189-195; Крачковский 1957. С. 132; Розенфельд, Добровольский, Сергеева 1972. С. 191-210; Калинина 1988. С. 127-128, 130-139.
КНИГА О НЕБЕСНЫХ ДВИЖЕНИЯХ И СВОД НАУКИ О ЗВЕЗДАХ
Шестой климат начинается с востока и идет через страну йаджудж18, затем через страну хазар19, пересекает центр моря Джурджана20 (по направлению)
- Йаджудж — название народа происходит от библейского имени Гог (Отк. 20, 7). В Коране и арабской посткоранической литературе говорится, что железная стена (вал или ров), построеннная Зу-л-Карнайном для сдерживания Йаджуджа и Маджуджа (библейский Магог), рухнет перед концом света и откроет путь ордам этих людей, несущих разрушение (К. 18:93/92-98/97; 21:96). Ал-Хорезми, ал-Фаргани, «Чистые братья», Ибн Русте, ал-Бируни при описании климатов Земли располагали народы Йаджудж и Маджудж в восточной части ойкумены, начиная именно с них отсчет населенной части Земли, однако Ибн Фадлан, ал-Истахри, Ибн Хаукал считали их жителями севера, а ал-Бируни, упоминая о войнах Зу-л-Карнайна, отметил, что последний нашел и отгородил эти племена рвом из железа и меди на северо-востоке ойкумены. Прародителем народов Йаджудж и Маджудж назывался Маджудж, сын Машиха и внук Яфета (Иезек. 38 и 39; Отк. 20, 7; К. 20: 96; Бируни 1958. С. 427; Иа‘куби/Ист. Т. I. Р. 13). X. Даунихт полагал, что несмотря на следование традиции Птолемея в описании ойкумены в книге ал-Хорезми, в упоминании земли Йаджудж можно вполне усматривать реальную страну Кокурьо, приблизительно соответствующую совр. Корее (Daunicht 1974. Bd. IV. Т. I. S. 103, 107, 111, 169). В целом о проблеме см.: Калинина 1988. С. 132-134.
- В арабской географической литературе название ал-Хазар впервые встречается у ал-Хорезми. В списке городов шестого климата он называет пункт ал-Хазар, который находился на берегу реки Длинной, соответствующей Яксарту Птолемея и реальной Сырдарье, восточнее находился пункт Невакет, а близкими городами пятого климата были Тарбенд, Исфиджаб, Бенакет. Ходжент. Таким образом, пункт ал-Хазар оказывался в среднем течении Сырдарьи, восточнее Хорезма. Вместе с тем все эти города располагались, по материалам ал-Хорезми, внутри части света, обозначенной как Скифия, населенная тюрками и соответствующая Внутренней Скифии Птолемея. А Абу-л-Фарадж ибн ал-Ибри (XIII в.), пересказывая сведения Михаила Сирийского (XII в.), передал легенду о том, что во времена правления византийского императора Маврикия (582-602) из пределов Внутренней Скифии вышли три брата, одним из которых был Хазарик, родоначальник народа хазар (Калинина 1988. С. 74-76). Ал- Фаргани также упомянул страну хазар в шестом, т. е. наиболее отдаленном климате между страной Йаджудж на крайнем востоке ойкумены и морем Джурджана, т. е. Каспийским. Схожая информация о шестом климате, взятая, возможно, из книги ал- Фаргани, сохранилась в трудах Ибн Русте, ал-Мас‘уди, ал-Мукаддаси, ал-Марвази, ал-Казвини и др.
Хазары, выделившиеся из состава Западнотюркского каганата, появились в VI- VII в. в Восточной Европе. В первой трети VII в. в прикаспийских областях сложилось Хазарское государство во главе с каганом из тюркского рода Ашина. С течением времени во владениях хазар оказались области Приазовья, Северного Причерноморья, степного Крыма. Под властью хазар в разное время находились народы, жившие на этих территориях; в разной степени они были подвержены обоюдной ассимиляции. В 20-х годах VII в. хазары вторглись через Дербент в Албанию. Грузию, Армению, став таким образом соседями территорий, принадлежавших Византии. В середине VII в. на Закавказье двинулись арабы, в результате чего в VII—VIII вв. хазары оказались втянутыми в военные действия на Кавказе и близлежащих землях. Начиная с IX в. Хазария вошла в контакт с новым государственным образованием в Восточной Евопе — Древней Русью. Во второй половине X в. древнерусский князь Святослав разгромил Хазарию.
- Море Джурджана (древней Гиркании, позднее Горгана), области на южном побережье Каспия — Каспийское море.
к стране Рум[19], идет через Джурзан[20], Амазею[21], Гераклею[22], Халкедон[23], Константинополь, страну бурджан[24] и доходит до Западного моря[25].
Седьмой климат начинается с востока от севера страны йаджудж, затем идет через страну тюрков[26], затем по побережью моря Джурджана [с той стороны], что примыкает к северу. Затем пересекает море Рума[27], идет в страну бурджан и славян[28] и примыкает к Западному морю. А что касается того, что вокруг этих климатов — до завершения известных нам населенных мест — то это начинается с востока от страны йаджудж, затем через страну тогузгузов[29] и землю тюрков, затем через страну алан[30], затем через страну татар[31], затем через бурджан, затем через славян и примыкает к Западному морю.
(Перевод Т. М. Калининой: Калинина 1988. С. 130)