Пряслица.
B протомеотских памятниках нам известны более 40 пряслиц, происходящих из погребений. По-видимому, наибольшее распространение в погребениях они получают в поздний период существования протомеотских памятников.
Так, если из Николаевского могилышка нам известно одно костяное изделие, происходящее из погребения 145, которое мы можем интерпретировать как пряслице (Анфимов, 1958-60, таб. V, 20 ), то в Кубанском могильнике, по данным Н.В.Анфимова черноглиняные пряслица встречены в восьми погребениях, причем в двух погребениях (27 и 50) их было по два (Анфимов, 1975, с. 47). Встреченные пряслица изготавливались большей частью из глины, однако встречаются и каменные (известняковые) и костяные изделия.Для выделения пряслиц важен коіггскст находок. Так, например, на пряслица очень похожи каменные изделия дисковидной формы с отверстием, встречающиеся в мужских погребениях. Возможно, они играли роль ворворок и служили для фиксации ремней, так как находились вместе с уздой (см. выше). Они происходят из погребения 22 и 35 могильника Фарс (Лесков, Эрлих, 1999, с. 59, рис. 58,27-29). Так, скорее всего, ошибочно были отнесено к пряслицам авторами публикации каменное колечко, найденное среди уздечных принадлежностей рядом с бронзовой ворворкой в погребении 35 могильника Ахтырский Лиман 1 (Беглова и др., 1997, с. 72,73, рис. 2,2).
Пряслица маркируют женские погребения, часто встречаясь с бусами и другими украшениями, и в погребальном обряде несут дополнительную семантическую нагрузку. O культовой роли пряслиц (как и оселков) свидетельствует встреча их в ритуальном комплексе 2 кургана 1 у пос. Холмский.
Среди пряслиц мы можем выделить несколько типов.
Тип - 1. Пряслица дисковидной формы. Можио выделить два варианта этих ® пряслиц ~ собственно дисковидные и колесовидные.
Первый вариант этих пряслиц встречен в погребении 145 Николаевского могилышка, в ріпуальном комплексе у пос.
Холмский, в погребении 48 могилышка Ахтырский лиман, к. 2,rp. 4 Геленджикских дольменов (рис. 199, II, 16, 21, 25) (Анфимов, 1958-60, таб. V, 20; Василиненко и др., 1993, таб. XV, 6; Беглова и др., 1997, с. 74, рис. 3, 2; Аханов, 1961, с. 143, рис. 4, 11). Фрагменты керамических пряслиц этой формы встречены и на поселении Красногвардейское II как в слое финальной, бронзы так и в протомеотско.м слое (Шарафутдинова, 1989, с. 66, рис. 5,5-7).® Второй вариант. Колесовидные пряслица (или «колесики», по выражению
Э.С.Шарафугдиновой) имеют в цешралыюй части расширение, напоминающую втулку колеса. Пока нряслица этого вариаігга в протомеотских памятниках встречены исключительно на поселении Красногварейское II, причем они ничем не отличаются от таких же пряслиц встреченных в слое финальной бронзы этого же поселения (рис. 76,19, 20)(Шарафутдинова, 1989, с. 66, рис. 5,10,11,13, 14).
Ko второму типу мы можем отнести усеченно-конические пряслица, обнаруженные в погребении 2 могилышка Ясеиовая поляна (кость), в могилышке Пшиш I (погребение 67), в ритуальном комплексе у пос.Холмский, в погребении 51 могилышка Ахтырский лиман I (2 -экз.), в могильнике Псыбе, а также в Геленджикских дольменах - курган 2, группы 3 и курган 3, группы 3 (рис. 199,13, ® 17, 23,24, 26, 27) (Дитлер, 1961, таб.ІІ, 4; Сазонов, 1994; Василинснко и др., 1993,
таб.ХѴ,5, 7; Беглова и др., 1997, с. 76, рис. 5, 3, 4; Тешев, 1986, с. 221, рис. 2, 14; Аханов, 1961, с. 143, рис. 4,12,13).
K третьему типу можно отнести усечснно-биконические пряслица, встреченные в погребении 97 могилышка Черноклен, в n.l3, кургана 1 Абинского могильника; в ритуальном комплексе у пос. Холмский, в могильнике Псыбе и в кургане 2 группы 3, Геленджикских дольменов (рис. 199, 14,18, 18a, 20, 21) (Анфимов, Пьянков, 1989, c.22, таб.ІІ, 4; Анфимов, 1981, рис.) Василиненко и др., • 1993, таб.ХѴ, 4; Тешев, 1983, c.211, рис. 2,15; Аханов, 1961, c.l43, рис. 4,14).
K четвертому типу мы отнесли пряслица аморфно-глобоидальной формы, происходящие из могильников Ясеновая поляна (погребение 18) и Ахтырский лиман I (погребение 48 (рис.
199, 12, 22). (Дитлер, 1961, таб.ІІ, 6; Беглова и др. 1997, c.74, рис. 3, 3).Отметим, что все эти типы пряслиц продолжают встречаться в меотских погребениях раннего железного века. Присутствие пряслиц в женских по инвентарю погребениях, безусловно, связано с меотским погребальным ритуалом. Этот обычай характерен для Келермссского грунтового могильника (Галанина, 1989, c.85; с. 102, рис. 15, 4,5; Галанина, 1983, c.l59, рис.3,9,17). B более позднем памятнике - Уляпском грунтовом могильнике в женских погребениях обнаружено 37 пряслиц. Как и в протомеотских погребениях, здесь погребенным чаще вссго клали по одному пряслицу, реже no два, и лишь в погребении 100 кургана 12 мы находим 4 пряслица.
Эти предмегы домашнего обихода являются частыми находками на меотских поселениях. Так при раскопках ВІ994-1995 гг. синхронного Уляпскому могильнику Тенгинского городища (конец VI-IV в до н.э.) нами обнаружено большое количество пряслиц, относящихся большей частью к типу усеченноконических мягких очертаний. Иіггересно, что аккуратно изготовленные и орнаментированные усеченно конические и биконические пряслица в бытовых памятниках не встречаются и изготавливались, вероятно, исключительно для погребального ритуала (Анфимов, 1951, с. 163, рис. 2,6).
Обычай помещения в женские погребения глиняных пряслиц, зародившийся в прогомсотский период не позже конца VIII в до н.э., существует на протяжении всего времени существования меотской культуры ц отмечен в поздней группе погребений Усть-Лабинскою могильника (Аифимов, 1951, с. 201).
4.4.6.