<<
>>

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ПАРАДИГМА ИЗУЧЕНИЯ

Как заметил в свое время ученый-футуролог Э.Тоффлер, мир в XXI веке становится «глобальной деревней», которой свойственны одинаковые черты в любой точке земного шара. Тот, кто владеет информационными каналами, — владеет и толпой.

Сейчас все труднее и труднее становится разобраться в том информационном потоке, который постоянно «сыплется» на нас со всех сторон.

Происходит колоссальное перенасыщение информацией, где побеждает тот, кто первым объявляет новость, зачастую даже не важно, насколько она соответствует действительности (как пример — захват Багдада происходил согласно американским телеканалам приблизительно 4 раза). Уже сейчас одна и та же новость, донесенная до аудитории посредством разных носителей, может обрастать прямо противоположными подробностями, которыми наперебой пестрят газетные (журнальные и другие) страницы и телепередачи. Нужно сказать о том, что потребность в информации для различных социальных групп различна и зависит от многих факторов, начиная культурным и образовательным уровнем и заканчивая экономическим положением. Вследствие этого возникает парадокс «изобилия-нехватки» информации. С одной стороны, благодаря достижениям «информационного общества» информацией заполнено буквально все,

а с другой стороны, растет и число тех граждан, которые вследствие этого изобилия не могут разобраться в этом потоке, в котором благодаря наличию стороннего шума очень трудно разобраться. К тому же нельзя не заметить, насколько часто в последнее время в российских СМИ стали использоваться приемы манипулирования обществом. Как следствие растет и количество тех, кто прямо или косвенно не доверяет средствам массовой информации, пытается заменить СМИ на данные от первоисточника, пусть даже переданные словами знакомых. Исходя из вышесказанного, можно говорить о том, что информационные блоки уступают место развлекательным, так как вторые по определению не несут в себе информационной нагрузки и, самое главное, не содержат информационного шума, наполняющего любое сообщение.

При таком раскладе через 10—20 лет на рынке СМИ может возникнуть ситуация, когда доля «качественных» информационных СМИ снизится до 10% или менее, тогда как СМИ, специализирующиеся в развлекательной сфере займут почти все остальное. Это подтверждается и многочисленными опросами, которые показывают то, что, например, телевизор воспринимается людьми как инструмент для отвлечения от забот, оставшихся на работе, и даже те, кто постоянно следит за новостями, уже воспринимает их с легкой иронией, так как невооруженным взглядом видно, что государственные каналы показывают их в свете, выгодном правящей верхушке.

Отчасти засилье развлекательных блоков в СМИ обусловлено и тем, что в последнее время уровень моральных установок, которых должны придерживаться СМИ постоянно падает. С одной стороны, в погоне за рейтингом СМИ постоянно «выкидывают» на рынок все новые проекты, которые сдвигают планку морально допустимых границ еще ниже, а с другой стороны, ни для кого не секрет, что формирователем рейтингов является та же потенциальная аудитория и любое СМИ прежде всего опирается на вкусы и предпочтения потребителей. Инфортейнмент, если так можно назвать данный процесс, полностью поглотил остальные процессы, принадлежащие информационному обществу в области дальнейшего влияния информации на общество, а также процессы отбора и интерпретирования информации. Можно смело говорить о том, что даже война в Ираке уже преподносится как шоу по принципу «собирайтесь все у экрана, делайте ставки — и начинаем бомбить». В погоне за рейтингом любые захваты заложников (НОРД-ОСТ, Беслан), карательные операции, зачистки территорий в Чечне, убийства боевиков преподносятся как «острое развлечение», содержащее в себе информационное наполнение благодаря своей новизне. Никто уже и не задумывается над последствиями таких передач, которые можно расценивать как прямую пропаганду под эгидой свободы слова. Этим особенно грешат зарубежные каналы, предоставляющие эфирное время чеченским боевикам («борцам за свободу»), так как данные передачи поднимают рейтинги таких телеканалов до потолка.

Задача СМИ в таких случаях, очевидно, сводится к обработке информационных фактов, придании им оттенка гедонизма и развлечения, которое предполагает интерактивность — обратную связь, взаимодействие потребителя контента к производителю.

В связи с этим думается возможным предположить в ближайшем будущем становление новой эпохи — эпохи «электронного общества», общества, завязанного на электронных технологиях, информации в электронном виде. В качестве аргументов, выступающих в защиту данного предположения, можно выделить следующее:

1. Наличие технических предпосылок. Появление и массовое распространение оборудования, позволяющего организовать интерактивность на уровне «пользователь информацией» — «поставщик». В качестве такого оборудования с легкостью может выступать компьютер, а в течение ближайших 3—5 лет и сотовый телефон, так как, напри-

мер, тестовое вещание интерактивного цифрового телевидения, получаемого на сотовый телефон, начато уже в 2005 г., в конце 2005 — начале 2006 гг. и в Воронеже;

Повсеместное распространение интерактивных развлекательных (и даже информационно-аналитических) служб (различные SMS-голосования, «гость по заказу» и т.п.);

Бурное развитие сети Internet, планируемое снижение тарифов в 5—10 раз за 3 года, постепенное привыкание к платному электронному контенту, защищенному авторскими и иными правами;

Постепенное отвыкание от пользования бумажными версиями газет, журналов, даже книг, развивающийся выпуск электронных книг, подписок на электронные версии журналов и газет;

Обращение «электронной» наличности («титульные знаки WM», «Yandex-день- ги», «Рапида», «E-Gold» и др.), доступные способы обмена «электронных» денег на «наличные»;

Отдельно взятый человек при прочих равных условиях может с легкостью выстроить коммуникационную цепь с другим человеком в другой стране, находить собеседников по всему земному шару и не здороваться с соседом;

Небывалый пик популярности блогов (интернет-дневников, обычно посвященных какой-либо одной теме или проблеме), издаваемых простым человеком, в силу собственных способностей ставшим неплохим обозревателем.

Недавно один из «блог- геров» был официально аккредитован в пресс-службе американского президента Джорджа Буша-младшего. В электронном обществе роль СМИ может сводиться к освещению официальных позиций, а также к регулированию инфооборота.

Сам термин «информационное общество» настолько широк, что можно говорить о нем применительно к разным эпохам. Тот, кто владеет информацией — владеет тем, чем хочет. Но в данный момент на передний план выходит борьба технологий: как, с помощью чего, когда и сколько стоит передача информации, каковы минимальные затраты при одинаковом эффекте (при максимально возможном эффекте) воздействия на массовую аудиторию. Говоря о концепции информационного общества М. Маклюэна и Э. Тоффлера, где речь идет о всевозрастающей роли СМИ во влиянии на массовое созна-ние, о том, что данное влияние будет усиливаться, можно говорить о поспешности данных выводов, так как ситуация недоверия общества к СМИ может кардинально повлиять на расстановку сил, на всю «четвертую» власть в целом. СМИ пока что больше дискредитируют себя, чем создают предпосылки для приобретения неограниченной власти.

А.В. Колупаев (Воронежский ГУ)

Научный руководитель — д.ф.н., проф. В.В. Хорольский

<< | >>
Источник: Под редакцией профессора В.В. Тулупова. КОММУНИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. 2005

Еще по теме ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ПАРАДИГМА ИЗУЧЕНИЯ:

  1. 1.МИР ПОСТМОДЕРНА ЛОМАЕТ ГОРИЗОНТ ИСТОРИИ
  2. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В УНИВЕРСИТЕТЕ: АМЕРИКАНСКИЙ ОПЫТ И РОССИЙСКИЕ АНАЛОГИИ
  3. ЯЗЫКОВЫЕ БАРЬЕРЫ И ПРОБЛЕМА «ИНФОРМАЦИОННОГО ШУМА»
  4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ПАРАДИГМА ИЗУЧЕНИЯ
  5. Журналистика и социология
  6. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ ЖУРНАЛИСТИКИ
  7. Резюме
  8. Социальная и культурная антропологии
  9. Трансформация традиционных обществ в контексте модернизации и современных процессов глобализации
  10. Преломление идейных основ учения Мастера Экхарта в философской школе немецкой мистики
  11. Объяснение и понимание
  12. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  13. Круглый стол ПРОБЛЕМЫ ИННОВАТИКИ И НОВОЕ ПОНИМАНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
  14. СТУДЕНЧЕСКАЯ СЕСИЯ