<<
>>

ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕЧИ

Паралингвистика — это раздел языкознания, изучающий невербальные (неязыковые) средства, включенные в речевое сообщение и передающие вместе с вербальными средствами смысловую информацию — совокупность невербальных средств, участвующих в речевой коммуникации.
Телодвижения, жесты, выражения лица относят к системе паралингвистических явлений. Возникает вопрос: на основе чего можно отделить выразительные движения от паралингвистических? С функциональной точки зрения паралингвистические средства — это те физические движения говорящего субъекта, которые необходимы человеку для восполнения пробелов в вербальной коммуникации. (Лабунская 1986:57) Большинство исследователей приходят к выводу о том, что вербальные способы используются для передачи фактической информации, в то время как невербально передаются эмоции и чувства. Цель нашей работы — анализ паралингвистических средств речи телеведущих развлекательных программ. Источник анализа — программа «Принцип домино» (телеведущие — Елена Ханга и Елена Ищеева, 2002—2004г.; Елена Ханга и Дана Борисова, 2005 г.). Одна из задач анализа — доказательство важности и необходимости грамотного использования паралингвистических средств речи в работе теле ведущих. Мы также проследили, как влияет замена одной из ведущих на популярность передачи. Сигналы тела, выражающие отношение говорящего к своим словам и к слушателю, имеют чрезвычайное значение и должны восприниматься осознанно, так как только в этом случае можно уменьшить вероятность ошибочной интерпретации содержания словесной информации. (Биркенбил 1997:43) Искусство поведения почти полностью сводится к совершенствованию языка жестов, а, следовательно, к лицедейству. Открытые, эмоциональные люди являются лучшими актерами, чем замкнутые и застенчивые. Всеми этими правилами, умением применять «язык тела» с успехом пользуются многие известные телеведущие, чтобы сделать свои программы яркими, интересными и максимально приближенными к зрителю.
От их поведения порой зависит «жизненная сила» передачи, ее долговечность и рейтинг. Пример исследований:

1.Когда Елена Ханга полностью захвачена рассказом говорящего, то ее брови сдвигаются к носу. Это сопровождается горизонтальными складками на лбу, которые означают состояние повышенного внимания. Поэтому, можно всегда определить нравится ли, симпатичен ли телеведущей собеседник и его точка зрения. В таких случаях Елена Ханга никогда не будет перебивать говорящего, а если нужно, то всегда сделает комментарий после. 2002—2003 гг. 2.На основе наблюдений произведенных в 2003—2004 гг., мы считаем, что сдвинутые брови Елены Ханги означают концентрацию, но никак не заинтересованность. Так как подобная мимика чаще используется ею при выслушивании «гостей Елены Ищеевой. 3. В 2005 году Елена Ханга в какой- то степени подражает Дане Борисовой, поэтому в ее взгляде все чаще наблюдаются широко открытые глаза, даже «на выкате», но это поведение не естественно для Елены Ханги. При иронии, подшучивании и каверзных вопросах она прищуривает глаза, а зажатые губы переходят в одностороннюю ухмылку, это только ей присущая мимика. Елена Ханга явно получает удовольствие при таком выражении лица. Но подобная мимика в 2002—2004 году была характерна скорее для Елены Ищеевой, то есть сейчас Елена Ханга, взяв на себя частично функции Елены Ищеевой, переняла и паралингвистические средства, которые она использовала. Интересно, что в 2005 году с появлением в «Принципе домино» Даны Борисовой поменялась «расстановка сил». Теперь у трибуны место Ищеевой занимает Ханга, а Борисова стоит даже не рядом с ней, а чуть позади, за плечом Елены Ханги. Это очень важно, так как контролирует все происходящее во время передачи именно Ханга, оценивая каждый дополнительный вопрос Даны, как воспитательница в детском саду, когда дети читают стихи на утреннике. Она явно пытается побороть в себе желание перебить и взять все в свои руки. Но Ханга не перебивает и не противостоит своей соведущей, она дополняет Дану Борисову, в отличие от передач с Ищеевой, когда каждая отстаивала свою точку зрения.

Заметно, как со временем Елена Ханга и Дана Борисова сближаются, в том числе и физически. Дана позволяет себе толкать плечом Хангу, когда та делает вид, что что-то не понимает или действительно не понимает: «Ну, чего, ты...Хватит притворяться..». Жесты — это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершаются с целью общения, и которые могут сопровождать размышление или состояние. И Елене Ханге и Елене Ищеевой присущ следующий жест: кончики всех пальцев касаются друг друга, движения вниз вверх, — уточняющий знак. Стремление внести ясность, так как уверены в своей правоте. Ими обеими также используется подобный жест, только ладони вовнутрь, соединены друг с другом и зажаты между колен, — «разрубание проблем», желание быстрее прервать собеседника. С изменением соведущей никаких существенных изменений в жестикуляции Елены Ханги не произошло, что говорит о естественности используемых ей жестов.

Ток-шоу «Принцип домино» долгое время не сходит с телеэкранов и, пожалуй, до сих пор вызывает искренний интерес зрителей. В чем причина такой «жизнестойкости» программы? Думается, прежде всего, в обаянии, коммуникабельности и привлекательности телеведущих. Какие бы темы ни поднимались в студии, какие бы гости ни оспаривали свое право быть истиной в последней инстанции, мы, прежде всего, включали телевизор для встречи с Еленой Хангой и Еленой Ищеевой. Безукоризненно одетые, элегантные, тактичные, остроумные, находчивые, они умело вели дискуссию, не навязывая своего мнения, не подавляя говорящих, не останавливая и направляя их речь в определенные эфиром условия. Улыбка — то ободряющая, то сочувствующая, широко распахнутые глаза, в которых светится неподдельный интерес к собеседнику и его точке

зрения, очень естественный набор жестов, удивленно вздернутые брови, выражение доброжелательности на лице — все это располагало гостей в студии к разговору, к истинным ответам на любые вопросы. Конечно, только естественностью их манеру поведения объяснять не стоит.

Ведущие — профессионалы, они умеют держаться так, как надо, как этого требовали условия и правила. Они могли остановить яростного спорщика одним жестом поднятой руки, обезоружить улыбкой, поворотом корпуса. Могли вновь «запустить» остановившийся разговор только тем, что присядут рядом, продемонстрировать несогласие нахмуренными бровями или же крепко сцепленными пальцами рук. Наблюдая за ведущими «Принципа домино» в течение 2002—2004 годов, мы отметили изменения паралингвистических средств Елены Ханга и Еленой Ищеевой. Ведущие стали чувствовать себя в студии как настоящие хозяйки в своем доме. Их отличали уверенность, большая открытость и эмоциональность, чем раньше; но тот же неподдельный интерес к гостям. Елена Ханга перестала стесняться смеяться, а Елена Ищеева каждый раз, надев новый необычный наряд, кокетничала. Еще одним важным моментом является семейная жизнь Лен: у обеих растут дети (у Елены Ханги — девочка, а у Елены Ищеевой — мальчик). Каждая из них выступала и в роли учителя и в роли мамы для телезрителей; объясняя все более наглядно — «на пальцах», и не редко ругая, как бы наказывая (движением указательного пальца) гостей. Елена Ханга от души радовалась анекдотам и историям, которые сама же рассказывала; а Елена Ищеева очень беспокоилась за сохранность кошельков, звонящих в студию телезрителей. Сложно было представить, что, заменив кого либо из ведущих, передача продолжит существовать и не просто существовать, а увеличит свой рейтинг. Но это произошло, хотя и не сразу. Первая попытка заменить Елену Ищееву на другую Елену (ведущую новостей на НТВ) положительных результатов не принесла, так как Елена Ханга и ее новая соведущая совершенно не сочетались, не дополняя, не отражая, и, что самое важное, не понимая друг друга, что приводило к некоторым конфликтам, даже с гостями. Но каково было наше удивление, когда совершенно не похожая на Елену Ищееву, и уж тем более на Елену Хангу, Дана Борисова, стала одной из ведущих «Принципа домино». Рискованно?! Очень, но все получилось. Молодая, наивная «кукла-Дана» и опытная, внешне совсем не русская., умная и целеустремленная Елена Ханга, они, как плюс и минус, совпали. Сегодня среди аудитории «Принципа домино» не только домохозяйки, но гораздо большее количество мужчин, школьников и школьниц, и даже студентов. Популярность передачи подтверждается и тем, что выходит в эфир в самое «смотрибельное» время. Показательно, что на Интернет-форумах «Принципа домино» до сих пор многие телезрители требуют вернуть Елену Ищееву, так как передачу с Даной Борисовой в роле ведущей они смотреть не намерены. Однако, потеряв часть телезрителей, передача получила новых.

М.И. Богитова (Воронежский ГУ)

<< | >>
Источник: Под редакцией профессора В.В. Тулупова. КОММУНИКАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. 2005

Еще по теме ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕЧИ:

  1. АНАЛИЗ ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ РЕЧИ В ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМЕ
  2. ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕЧИ
  3. Глава 27. СОЦИАЛЬНЫЕКОММУНИКАЦИИ  
  4. 3.2. Тело человека: иерархия и символика соматического пространства