<<
>>

О ФИГУРАХ РЕЧИ

Характернейшей особенностью ораторской речи является частое употребление фигур речи, т.е. необычных построений высказываний или использования слов в их переносных значениях, непривычных сочетаниях друг с другом, на что сразу обращает внимание аудитория.

Это­му научиться нетрудно.

Количество фигур речи приближается к 200, однако в ораторском искусстве их насчитывается лишь несколько десятков; и чем более интенсивно они используются в речи, тем больший эффект она производит. Рассмотрим наиболее типичные фигуры речи.

Анафора — повторение слова, словосочетания, ритми­ческих и речевых конструкций в начале синтаксических периодов: У нас есть опыт, у нас есть достаточные сред­ства, у нас есть необходимые помещения, чтобы заняться этим делом и иметь успех. Анафора делает фразу более выразительной, способствует лучшему усвоению мысли.

Слово или понятие, которое повторяется в одном и том же высказывании несколько раз, привлекает к себе внимание, поэтому анафора широко применяется в рек­ламных текстах.

Градация — расположение слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значе­ния: это живой, деятельный, стремительный человек;

проходили дни, недели, месяцы, годы, но все оставалось по- прежнему. В градациях используются чаще всего 3—4 сло­ва во избежание снижения эффекта. Меньшее количест­во слов в градации может создать ощущение ее недоста­точности.

Антитеза — сопоставление резко отличных по смыс­лу слов или словосочетаний. Антитезы зачастую использу­ются при описании жизненных контрастов: Ложь — рели­гия рабов и хозяев, правда — Бог свободного человека (М. Горький); Предложение этих товаров возрастает, но спрос на них падает. Особенно впечатляет каскад антитез. Антитезы нередко применяют в наиболее патетических местах речи.

Сравнение — тоже хорошо известная и популярная фигура речи. К сожалению, зачастую употребляют ба­нальные сравнения: орет как бешеный, бежали как угоре­лые, нужна как собаке пятая нога и т. п.

Задача оратора — снабдить свою речь неожиданны­ми, меткими сравнениями, например: Человечество по­хоже на больного, которому кажется, что ему будет легче, если он перевернется на другой бок.

Включая сравнения в свою речь, не следует злоупо­треблять союзом как (вместо прекрасна, как принцесса можно сказать она напоминает принцессу; в ней есть что- то от принцессы).

Аллюзия — соотнесение описываемого или происхо­дящего в действительности с устойчивым понятием или словосочетанием литературного, исторического, мифо­логического происхождения. Чаще всего цитируют вы­дающихся людей прошлого — мыслителей, писателей, политических деятелей, ученых. Цитаты должны быть краткими и заключать в себе мудрость и оригинальность. Приводя цитату, следует использовать ее для развития собственных рассуждений. Например, высказывание М. Монтеня «Я не хочу казаться лучше, чем я есть на са­мом деле» можно продолжить: Но нам не надо казаться и хуже, чем мы есть на самом деле.

Если слушателям, по вашим предположениям, извес­тен автор цитаты, то не надо его указывать; если же вы подозреваете, что многие слушатели воспримут цитату как вашу собственную мысль, то лучше указать источник, освобождая себя при этом от ответственности за возмож­ную неправильность или сомнительность высказывания.

Злоупотреблять аллюзиями не следует. Приводя множество чужих изречений, вы, конечно, блеснете на­читанностью и образованностью, но зароните у слушате­лей сомнение относительно самостоятельности вашего мышления.

Парадокс — мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, однако при наиболее внимательном рассмотрении — верное, по крайней мере в каких-то ус­ловиях. Парадоксы очень украшают устную речь: «Я прав­ду о тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи» (А. Грибоедов); «Чем больше это изменяется, тем больше это остается тем же самым» (французский афоризм об изменениях, не затрагивающих существа дела).

Парадокс должен быть доступен слушателям, поэто­му иногда его надо пояснить. Учитывайте уровень интел­лекта ваших слушателей — ведь может так случиться, что, услышав, например, Ум хорошо, а два хуже, они мо­гут подумать, что оратор несколько не в себе.

Антифразис — один из видов иронии: употребление фразы в противоположном смысле в определенном кон­тексте и с определенной интонацией: Не брал я твою книгу. Очень она мне нужна!; Очень мне нужно тебя обма­нывать!

Гипербола — образное преувеличение, например: Ин­фляция может достигнуть космических размеров. Баналь­ных гипербол существует немало: Не успели высохнуть чернила на договоре, как его уже стали нарушать и т. п. Лучше использовать собственные, новые гиперболы.

Литота — подчеркнутое преуменьшение; эту сти­листическую фигуру называют обратной гиперболой.

Благодаря несоответствию оценки и реальной ситуации происходит как бы усиление смысла: За границу они по­ехать, конечно^ не откажутся (т.е. с удовольствием по­едут).

Паралипсис (претериция) — притворное умалчива­ние: оратор подчеркивает, что игнорирует какие-то фак­ты, обстоятельства, оценки, но при этом перечисляет их, например: Я уж не буду говорить о нарушениях производ­ственной дисциплины — нарушениях пропускного режима, систематических опозданиях на работу и т. д.

Антиципация — предвосхищение, предвидение собы­тий. Применительно к ораторской речи это формулиро­вание возможных возражений слушателей и ответов на них. При этом создается впечатление объективности об­суждения проблемы, наглядного контакта оратора с ау­диторией: Я предвижу возражения...; Мне, конечно, могут возразить, что... (далее приводится опровержение воз­можных возражений слушателей, заранее продуманное оратором во время подготовки, а вовсе не по Ходу речи).

Такая фигура речи не должна, однако, использовать­ся в одном выступлении более двух раз во избежание монотонности и замедленного изложения мыслей.

Коммуникация — общение индивидуумов, основан­ное на взаимопонимании. Оратор формулирует вопрос, как бы предлагая слушателям ответить на него, и через 2—3 с дает свой заранее подготовленный ответ. Напри­мер: Что есть хитрость? Хитрость есть оружие слабого и ум слепого, как сказал Козьма Прутков; Что такое друж­ба ? Дружба в наше время — это, наверное, то же, что связи.

Эта фигура активизирует аудиторию, однако нельзя использовать ее несколько раз подряд, превращая речь в подобие лекции-беседы.

Эпитет — экспрессивное определение, выражаемое обычно словом в переносном значении — прилагатель­ным, наречием, существительным-приложением: «Опять весна душистая повеяла крылом» (А. Фет); Одеваться крик­ливо; «Ивот сама идет волшебница-зима» (А. Пушкин).

Палисиндетон — повторение одного и того же союза или предлога при однородных членах предложения: «Исер­дце бьется в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» (А. Пушкин).

Апозиопеза — риторический прием, больше извест­ный под названием «фигура умолчания»: оратор делает вид, что хочет сказать о чем-то, но вдруг останавливает­ся, предоставляя слушателям возможность самим сооб­разить, в чем дело. Например: Все шло хорошо, уже была назначена свадьба, но...; Вы ставите естественный вопрос: почему мы не установили, как собирались, контакты с этим популярным банком ?Я бы мог (могла) дать вам исчер­пывающие и убедительные объяснения, но я хотел(а) бы, чтобы вы поняли все без объяснений.

Риторический вопрос — утверждение в форме вопро­са, который не требует ответа, зачастую выражающее какое-то чувство — возмущение, радость, удивление и др.: Как можно спокойно смотреть на творящиеся вокруг безобразия ?!; Где же тут логика ?!

Риторическим вопросом иногда целесообразно завер­шить какое-то рассуждение, перечисление фактов, дово­дов: И вот, когда мы знаем все эти обстоятельства, спра­шивается: будет ли хоть какой-нибудь прок от этого предлагаемого мероприятия ?!

Именительный представления — простая, но эффект­ная (и эффективная) фигура речи: фраза начинается с ка­кого-нибудь существительного в именительном падеже (или именного словосочетания), которое после двухсе­кундной паузы характеризуется целым предложением: Экономика... Сколько о ней произносится умных речей, сколько написано диссертаций, а она до сих пор пребывает в плачевном состоянии!

Используя эту фигуру речи, оратор как бы акценти­рует внимание слушателей на определенном предмете, предлагая им в течение небольшой паузы немного осмыс­лить, осознать его, а затем начинает рассуждать о нем.

Параллелизм — подобие синтаксической структуры двух или нескольких предложений или их частей, следу­ющих друг за другом: «Цезарь любил меня, и я его оплаки­ваю; он был удачлив, и я радовался этому..., но он был влас­толюбив, и я убил его» (из речи Брута).

Антистрофа — повторение слов первой части выска­зывания во второй его части, но в обратном порядке: «Возьмите... “Старосветских помещиков”; что в них?Две пародии на человечество в продолжение нескольких десят­ков лет пьют и едят, едят и пьют, а потом, как водится исстари, умирают» (В.Г. Белинский).

Антономасия — замена в высказывании нарицатель­ного имени именем собственным: Вполне возможно, что кто-то из этих озорных и непоседливых детей — будущий Гагарин, Титов, Калашников, Вавилов.

Период — возможно, самая важная и популярная фи­гура речи. Это структурно организованное ритмизиро­ванное высказывание, состоящее из двух соразмерных частей — восходящей и нисходящей.

<< | >>
Источник: Русский язык и культура речи: Учеб, пособие / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. — М.,2013. — 160 с.. 2013

Еще по теме О ФИГУРАХ РЕЧИ:

  1. Глава II. Цветы красноречия
  2.   § 7. Система частей речи и частиц речи в русском языке
  3. Синтаксические средства художественной выразительности речи
  4.   ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ 
  5. Выразительность речи
  6. Часть 1. Структурные и коммуникативные свойства языка. Культура речи. Речевое общение
  7. Глава двадцать шестая. ПРОТИВОРЕЧИЕ В ТАИНСТВАХ.
  8. Тема № 5. Культура речи как особая прикладная дисциплина
  9. РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ
  10. «ГОРЕ ОТ УМА» КАК ПАМЯТНИК РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ*
  11. § 11. ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛУЖЕБНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ. ПРЕДЛОГИ, СОЮЗЫ, ЧАСТИЦЫ
  12. 1.14.5. Слитное написание наречий
  13. 2.1. Слово «так» в функции местоименного наречия
  14. Функции антонимов. Использование антонимов в художественной речи и публицистике. Антитеза и оксюморон.