<<
>>

Основополагающие институты культуры:

миф;

религия;

искусство;

наука.

1. Миф - наиболее древняя система ценностей. В целом культура движется от мифа к логосу, т.е. от вымысла и условности к знанию и к закону;

фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость

смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично.

В современной культуре миф создает средства и способы символического мышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать через идею «героического»;

миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, подчеркивать и даже выпячивать.

Религия - религия стала доминировать в культуре вслед за мифом. Главное в религии - это вера в Бога, или вера в сверхъестественное, в чудо, в то, что не постижимо разумом рациональным путем;

ценности светской культуры и ценности религии часто не гармоничны и противоречат друг другу;

культура модифицирует становление религии, но утвердившись религия начинает изменять культуру, так, что развитие культуры идет под значительным влиянием религии

Искусство - искусство в истории культуры существовало и действовало параллельно с мифом и религией;

искусство продуцирует свои ценности за счет художественной деятельности, художественного освоения действительности. Его задача сводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации автором явлений окружающего мира;

искусство обогащает культуру духовными ценностями через художественное производство, через создание субъективированных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи;

роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно одновременно конструктивно и деконструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот;

в целом искусство способно поддерживать открытость системы цен-ностей, открытость поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа.

Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.

4. Наука - один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение этого института быстро растет, а современная культура ис-пытывает глубокие изменения под влиянием науки;

духовная эволюция через миф, религию и философию привела человечество к науке, где достоверность и истинность получаемых знаний проверяются специально разработанными средствами и способами. Наука принадлежит современной культуре, порождает цивилизацию и связывает их в целостное образование;

творческие возможности науки огромны, и они все более глубоко преобразовывают культуру. Наука обладает некоторой культуроген- ной ролью, она придает культуре рационалистические формы и атрибуты;

культура всегда нравственно нагружена, она в этом смысле более органична сущности человека, а наука более отчуждена, более условна. В истории человечества наука действует как цивилизирую- щая сила, а культура - как одухотворяющая сила.

<< | >>
Источник: Ильина Е.А., Буров М.Е.. Культурология: Конспект лекций. - М.; МИЭМП,2005. – 104 стр.. 2005

Еще по теме Основополагающие институты культуры::

  1. 7.4. Совместима ли демократия с незападными культурами?
  2. 16.4. Составные элементы политической культуры
  3. 16.7. Типологизация политической культуры
  4. §3 Роль институтов женской субкультуры в процессе институционализации моды
  5. КОНТИНУАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА КУЛЬТУРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ
  6. Основополагающие институты культуры:
  7. ТЕМА 26 ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
  8. Комплексные институты как компоненты системы российского права
  9. §23.6. Правосознание. Правовая культура.
  10. 3.3. Определение особенностей экономической культуры российского общества в контексте его социально-экономического генотипа
  11. Человек в культурах мира
  12. Культура и природа человека
  13. § 5. Сущность культуры
  14. § 7. Высшая ступень в структуре культуры
  15. ОТ АБСТРАКТНО-ГЕНЕРАЛИЗУЮЩЕЙ К ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ
  16. 1.1. Генезис институтов гражданского общества и перспективы их политико-правового развития