<<
>>

Развитие высоты голоса

Изменение высоты голоса — одно из наиболее значительных средств его выразительности. «При разговорной речи высота голоса держится в пределах, требующих наименьшего напряжения голосовых связок, — у мужчин в тонах от а до е, у женщин и детей на октаву выше; благодаря обилию обертонов и быстрой смене высоты тона в разговорной речи иногда бывает трудно определить действительную высоту голоса .»

Высота голоса создает мелодику тона, т.е.

движение голоса вверх и вниз. Мелодика тона окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли: осуждения, разочарования, злобы, презрения, ненависти, любви, восхищения и т.д. Эти тонкие модуляции голоса передают все богатство интонаций речи, делают ее выразительной и эмоционально окрашенной.

При изменении высотных модуляций важно мысленно представлять высоту, которую надо взять голосом. При этом наше представление о высоте звука превращается в действующую высоту, которая автоматически регулируется центральной нервной системой.

Для развития высоты голоса предлагаются упражнения на постепенное расширение диапазона (объема) голоса, развитие гибкости, модуляций голоса (т.е. тембра голоса).

Упражнения

1. Речевое произнесение: повышение и понижение голоса при произнесении гласных, их сочетаний из двух и трех звуков, слогов.

«Укачивание» (имитация укачивания ребенка, куклы).

Гласные легко, свободно «подбрасываются» вверх, при этом диапазон голоса повышается и понижается в пределах двух тонов. Голос звучит радостно, весело.

2. Напевное произнесение. У детей с органическими заболеваниями гортани певческий голос обычно отсутствует. Для пения прежде всего необходима нормальная функция голосовых складок, при их деформациях невозможно поставить красивый, сильный, звучный, полетный певческий голос. Поэтому перед логопедом стоит более скромная задача — получив певческий голос, развить его и тем самым способствовать становлению, развитию разговорного голоса.

Качество певческого голоса находится в прямой зависимости от качества разговорного голоса, ибо материальная основа их одна и та же, но специфика певческих движений рождает новые условно-рефлекторные связи. Мы начинаем восстанавливать певческий голос на базе уже достаточно сформировавшейся речевой функции.

При постановке певческого голоса, как и речевого, большое значение придается звучанию голоса в «позиции резонатора», так как и при пении надставная трубка играет важную роль в оформлении качества голоса. Артикуляционно-дыхательные упражнения в сочетании с массажем гортани уменьшают напряжение гортанных мышц, брюшного пресса, диафрагмы и соответственно улучшают тембр голоса.

Голосовые упражнения необходимо проводить по подражанию. Наглядный и доступный показ мобилизует ребенка к правильному, естественному повторению, при этом помогают и зрение, и слух, и эмоциональное возбуждение от услышанного. Необходимо обращать внимание ребенка на различные мышечные движения, направленные на улучшение работы той или иной части голосового аппарата, движения диафрагмы и брюшного пресса, ощущения вибрации стенок верхних резонаторов и др.

Голосовые упражнения начинаются с пения вокализов (мелодия без слов для развития голоса и вокальной техники). Вокализы поются либо на один гласный звук, т.е. вокализируются, либо с названиями нот — сольфеджируются.

Гласные звуки вокализируются в определенной последовательности — у, о, а, и. Гласный у — единственный из гласных, остающийся неизменяемым в пении. Кроме того, он обладает качествами непринужденности и глубинности. Вначале гласные поются на legato, т.е. связно, плавно, звук льется свободно. Такое пение возможно лишь при полноценной работе голосовых складок. У детей с деформацией гортани иногда удается получить свободное звучание голоса вначале на гласных и их сочетаниях, затем в слоговых упражнениях с согласными. На начальном этапе обучения пению не следует злоупотреблять согласными, так как при их произнесении в работу включаются лишние мышечные движения, создается напряжение в работе голосового аппарата.

Дальнейшее пение гаммы (с постепенным увеличением числа тонов) вырабатывает ровность, певучесть голоса.

Как известно, при пении гаммы создаются наиболее благоприятные условия для пения — голосовые складки не укорачиваются и не удлиняются, не утолщаются и не утончаются, глоточный резонатор не меняет своей формы; лишь при повышении звука надгортанник и нёбная занавеска поднимаются, при понижении звука — опускаются.

При пении гаммы нужно стремиться к тому, чтобы звук не тремолировал, не терял ротовой позиции, а лишь изменялся по высоте тона.

Другой вид связного пения — звучание голоса со скольжением звука с ноты на ноту вверх или вниз, что развивает гибкость, высоту голоса.

Отработав приемы связного, плавного, медленного пения, можно перейти к упражнениям в более быстром темпе (поются гласные, слоги, гамма). Эти упражнения являются своеобразной гимнастикой для голосового аппарата, особенно гортани. Гортань становится более гибкой, эластичной, снимается напряжение, скованность, зажатость мышц голосового аппарата.

Необходимо тренировать умение ребенка изменять при пении силу звука, т. е. плавно менять динамику звука от громкого к тихому и от тихого к громкому. Эти упражнения также проводятся на гласных, слогах, гамме. Отработав элементы ровного, свободного, плавного, медленного, а затем и быстрого пения, переходим к пению песен. Песни подбираются в зависимости от возраста ребенка и его голосовых возможностей. В песнях преобладают короткие музыкальные фразы, несложный ритм, небыстрый темп. Вначале поется лишь мелодия песни на гласных звуках (песня без слов), затем включаются слова. Словесный текст усложняет задачу точного образования звука, создает дополнительные трудности для ребенка. Особенно трудно выразительное слово для детей с ограниченными голосовыми возможностями. Поэтому важно, чтобы песня была эмоционально окрашенной, пробуждала у ребенка положительные эмоции, радостное, приподнятое настроение. Такими песнями могут быть: «Елочка», «Веснянка», «Петушок», «Голубые санки», «Веселые гуси», «Веселая дудочка» (для детей 5-7 лет), «Во поле береза стояла», «Зима», «Веселые друзья», «Веселый ветер», «Пусть всегда будет солнце» и др. (для детей 8-10 лет). Нужно стремиться к ясному, осмысленному, выразительному пению песен, четкому звучанию гласных и согласных и, конечно, свободному, ненапряженному звучанию голоса. При органических нарушениях голоса редко удается восстановить нормально звучащий певческий голос. Но тем не менее дети получают возможность петь на уроках пения в школе, даже в школьном хоре, что улучшает качество их разговорного голоса и положительно влияет на личность ребенка в целом.

Таким образом, вокальные упражнения, являясь, с одной стороны, своеобразной гимнастикой голосового аппарата ребенка, а с другой — прекрасным способом обогащения тембра его голоса, способствуют становлению и развитию разговорного голоса детей.

<< | >>
Источник: Алмазова Е. С.. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. под общ. ред. Г. В. Чиркиной , М.: Айрис-пресс, 2005. 2005

Еще по теме Развитие высоты голоса:

  1. 10.3. Развитие речи и духовного мира человека.
  2. Клинико-педагогический подход к нарушениям голоса
  3. Функциональные нарушения голоса
  4. Органические нарушения голоса
  5. 2 Особенности психического и речевого развития детей с органическими заболеваниями гортани
  6. Общие проблемы восстановления голоса у детей
  7. Закрепление полученного голоса
  8. Развитие высоты голоса
  9. Развитие тембра голоса
  10. Выработка звонкого, собранного, свободного звучания голоса. Развитие диапазона голоса
  11. Развитие мелодико-интонационной стороны речи при помощи упражнений, развивающих модуляции, тембр, диапазон голоса
  12. Особенности логопедической работы по устранению ринофонии
  13. 4.2.4. Практические упражнения для выработки речевого голоса
  14. О СВЯЗИ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА И СТИЛЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  15. ТЕМ A3 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.
  16. §1. Разработка теоретических основ и особенности развития правового регулирования общественных отношений в условиях НЭПа
  17. Будущее развитие истории
  18. ЯЗЫКИ И ГОЛОСА.
  19. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И ЛИЧНОСТИ ПРИ ДЦП