<<
>>

О ПРЕДСКАЗАНИЯХ СУДЬБЫ

  1. Значит, шли машины. Вот то *ли в Солонешну, че ли... Память плоха стала... Идут машины. И одна машина встала. Вот он ее туды, вот сюды. Колонна прошла, а одна машина встала.
    lt;...gt; Все нормально —а машину завестп не может. Встала п все!

В.труг выходит женщина.

—. Здравствуйте, молодой человек.

  • Здравствуйте.
  • Че, не можете уехать?
  • Не могу уехать.
  • Вы зпаете, че я пришла... Вы мне купите...— то ли десять метров белого товару, то ли двадцать. Вот тут я забыл... Купите столько-то метров белого товару.— Вышла из пади, пришла из лесу, и все. lt;...gt;
  • Но ладно, куплю..
  • Но, тут п будете, я,— говорит,— тут вас встречу.

lt;.„gt; Машипа сразу пошла. Домой приезжат, рассказыват:

  • Вот, мама, папа. Вот как получатся, пришла женщина, велела столько-то метров товару взясть.

Они взяли столько-то метров товару, сколько приказана, ну, примерно десять метров.

Взяли десять метров, lt;...gt; теперь' он поехал.

Ехал, ехал, и на том же месте машина встала. Когда машина встала, стоит, маленько погодя выходит женщина, та же сама. (А эти ему наказали спросить, будет пли нет воина.) lt;...gt; Теперечё:

  • Че, купили товару?
  • Купил.

Она разрыват пополам.

  • Это тебе, а это мне...
  • Вы заказывали, я вам взял.
  • Нет, нельзя так.— Пополам разорвала.— Это твое, это моё.
  • Вот вы мне скажите, скоро ли у нас начнется война.

Она говорит:

  • Нет, война скоро не будет. Даже совсем может не быть войны. lt;...gt;

Тоже где-то здесь было. lt;...gt; Я говорю: память-то стала нарошешна. Надо бы даве спросить... То ли вот у солонцов, че ли, но это года три прошло.

. 419. Слух пустил кто-то...

Будто один шофер ехал, вдруг машина резко остановилась, он впдит: женщина идет. Одета во все белое. Подошла п просит его купить белого материала, с полметра.

  • А как купишь, сюда же приезжай. Потом рассчитаемся.

Он съездил, купил. Думал, уже не встретит ее. А как проезжать стал то место, машина опять остановплась. Спрашивает его:

  • Купил? — он отдал материал.— Что хочешь теперь проси, все исполню,              4

291

Оп перетруспл, пе зпает, что проспть. Потом сказал первое, что пришло в голову:

  • Воина будет?

Она отвечает:

  • Войны не будет lt;...gt;
  1. Отец это рассказывал. Еще молодой он был.

В страду однажды убпралп они хлеб. А время как

раз был обед. Слышат: плачет кто-то, так уж плачет п плачет. Глядят: на опушке леса женщина в красном идет и тоскливо плачет. А ребята молодые соскочили и побежали, кричат, мол, поймаем. Видят: вот-вот, рядом, сейчас схватят — а она уходит все дальше и дальше й все плачет.

Старики тогда говорили, что к большой это беде. II вправду: вскоре болезнь страшная пашла. Люди мерли страшно. Тогда-то вот и сжигали чучело. За одни сутки надо было коноплю распустить, спрясть, соткать, сшить одежду, надеть на чучело и сжечь его. Только тогда болезнь пропадала.              *

  1. Широкова Пана видела в лесу. Ходила она за ягодами и видела: идет женщина в черной шали. У шали кисти с переливами. Никогда такой красивой шали, Пана говорит, пе видела. Сама женщина красива сильно...

И у них потом кто-то в семье умер.

  1. Мы по сено ездили с одной женщиной. Почаевали и поехали.

...Она, говорит, не видела, а приехала и заболела. А я без языка лежала...

А мы с ей три воза наклали и ехать собрались, а тут — идет!.. Ранешнпе шали-то знаете? Большие такие, расписные, с кистями...

Как шагнет — так кистями туды- сюды. Шагнет — а кисти у ей в сторону, шагнет — а кисти у ей в сторону! А я и говорю:
  • Мать пресвятая богородица, откуды тебя привело, туды тебя и уведет.

Она:

  • Молись богу,— говорит,— ладом. lt;...gt;

А я с воза-то упала и понужнуть не могу..А она вот таким фертом поверпула и пошла... Лицо-то како-то черное. Человек — не человек, скотипа — не скотипа! Страшпо!

V мепя-то тюпос дома, а та — померла.

А после... ее мужикп впделн.

  1. Брат мои рассказывал.

Жплп в Борях, катались на речке, на катках. Поднимешься на утес, пройдешь мимо церквп — п вот стоит наш дом.

Стали онп на гору подыматься, п видим, говорит, старушка в черном подымается па горку, закутанная, в чер- пую шаль с кпетями до пят. Шли, когда темиялось. Думали, что бабушка Сибирячиха.

  • Бабушка, ты че? К нам?

Она оглянулась: вся страшна п черна. Испугался он п добежал вниз, обежал утес по реке и побежал к дому. А когда с утеса-то сбежал в Такшу[16], а она стоит на утесе п смотрит на них.

Так она п осталась стоять на взгорке.

  1. В сорок четвертом году это было. lt;...gt; Пошли домой поздно, в первом часу.

Надо было идти через небольшую речку, перепрыгивать с камня на камень. Я была с подружкой своей, Тапсьей. Я уже перескакала па яр, она отстала от меня метра на три. Она скаканула —и тапочек упал в воду. Наклонилась за ним, расклонплась — и ахнула! На том берегу человек весь белый прыгает уже на первый камень. Такой длиипый-длинный! Мы с ней побежалп, он — за намп. Сам как туман. Таисья от меня отстала метров на пятнадцать. По дороге — лужица. Я ее перескочила, повернулась: она лежит и нпкого рядом нет. Я к ней подбежала, опа лежпт вниз лицом и стонет. Говорит?

  • Он меня вот так толкнул!

Еле поднялась, ноги ее не двигаются.

Пришла'в себя. Сели на бревне, Таисья п говорит:
  • Это моя смерть была.

В этом же году она сгорела на запмке. Двенадцать человек с нею в доме были, все повыскаклвалп, ? она сгорела.

  1. ...Была в девках, так гадала. На святки. Обязательно ночью п в бане.

Ставили два зеркала, одно спереди, другое сзади, чтобы зеркало в зеркало было. А перед собой ставили стакан с чистой водой, а на дне кольцо обручальпое. Терпе- ппе пужпо было большое, чтобы ждать.

Мне в кольце парень появился в белой рубахе с накладенными рукавами, в шкирах и босиком. Совсем незнакомый. Это мне муж явился.

Потом так и было. Приехал к нам в Знаменку парень, жил по соседству, всегда босиком ходил. Как пришел он к нам в шкпрах да в рубахе с накладенными рукавами, я так и захохотала:

— Жених Явился!

А гадают по-разному. На бобах, ишо на воске. Кому че выйдет: кому гроб — помрет, значит, кому уваль — замуж выйдет.

А ишо петуха с курицей опускали к зерну. Если петух запоет — значит девка замуж выйдет, а если курица человечьим голосом заговорит — в девках ишо останется.

  1. Выла у нас девка с одним глазом. А мать-то ее на рождество уехала. Опа, Катюшка-то, зеркало взяла, две свечи с церквы поставила, материно венчально колечко в стакап броспла п против зеркала поставила. А сама рядом села. И надо, чтоб тихо-тихо было.

А мы спдим на койке все.

Ну вот, зеркало потемнело. Она нас тпхонько позвала. В зеркале колосья, трава заколыхалась, выходит из нее мужчина в пинжаке, шляпе, с тростыо, а брови и ресницы у его густушшп-густушши.

Катюшка уехала в Нерчинск, вышла там взамуж. Я ее мужа-то увидала: хоть и без трости был, а по бровям, ресницам я его сразу прпзиала.

  1. Девки тоже всей беседой побежали в нежилой дом слушать. Ну, п заворожились: если замуж выйду, дак стаканам забренчите, а умру, дак гроб затепґите. Вот слушают.
    Их четверо.

II одна была кривая. Ну и вот, эти как заворожплпсь все — стакапам-то забренчало! Опи и правда все вышли: а ей — гроб затесали, доски тешут и кидают, тешут п’ кидают!

Мы, говорит, как дунули, оперёживам! Друг дружку сталкивам, падаем! lt;...gt; Вот бежали дак бежали! Прибежали, иу, ничего — беседа же. Стали опять сидеть.

А она потом умерла. Не вышла замуж, в девках умерла. lt;...)

Это в нежилой избе надо, ни икон, никово чтобы не было.

  1. Я вот боялась ворожить, не ворожила, а для любопытства ходила. Вот тут недалёко дом стоял, сейчас в нем живут люди. Моёй сестры золовка была:
  • Пойдемте ворожить.

II деверь пришел:

  • Но, да пойдемте ворожить.

Нас мать научила, моя мать. lt;...) Как раз в полночь мы пошли ворожить. Мама нам запоны падела (ну, вот, примерно, передники вот эти) на всех.

  • Но, идите,— гыт,— вот наберете когда? снег, тогда посейте и говорите lt;...gt;: «Где моя судьба, там собачка зла». Падайте, слушайте.

Вот мы пошли.

Сперва моя подруга начала ворожить. Мы все упали. Она это сказала и упала. Мы лежим, слушам. И вот далеко-далеко нанизу как іцененок визжит: тпв-тив — тив- тдв-тпв — лает. Она спрашивает:

  • Что, слышите?
  • Слышим.

Ну, она встала. Друга начала ворожить. Опеть тоже так же набрала снегу, сказала, упала, и мы падам, слушам. У этой близко, вверху, тоже как щенеиок визжит.

Вот теперь моей сестры деверь пошел ворожить. Это надо па росстани, а росстань-то недалеко была, три дороги. И мы вот между пмя и ворожпли. Он только упал и — вот тебе нате! — послышалось, как есть вот фуганком: дзю! дзю! — и вроде доски бросают, вот так вот, тешут, рубят, как вроде кто плачет. Ои, прямо шкуру обдират!

Мы встали, ушлп. Я не стала ворожить. Пришли, ма- терп рассказали. Мать говорит:

  • Неужели ты, сват, уйдешь на службу, тебя водна захватит да убьют тебя? Это не к добру-у эдак-то слышать...
    А у тебя будет вверху жеппХ, а у той подруги будет нанизу жить.

Одна ултла в Капгил замуж, далёко. А эта за Рязап- цева, недалеко туды вверх ушла. А этот, значит... ,lt;...gt;,

Они в Родпонихе косили (он уж большой, мужиком был, ему уж надо было на службу идти), они, значит, в Родпоповой косили. Накосили, надо зарод было огородить, поехали домой. Они поехали, жерди наложили, колья нарубили, он сел на этот воз и поехал. Ехал, упал с воза — готово, умер. Скоропостижно помер...

  1. А вот я в Тарге жила, ворожили тоже. Дак сидели, сидели до какой поры, собрались, маскаровались бегали, всё.

Вот, тепери, сестра моя и говорит:

  • Ио, ребяты, идите к этому — забыла, как звали мужика-то,— к Ефрему, там амбар замкнёте и будете под амбаром слушать, что будет.

Взяли петуха. Мы пошли, значит: мой племянник, моя племянница, потом две подруга п этого племянника товарищ, Юрганов Мишка, такой был отчаянный. Она ему, значит, эти рождественски головешки дала (это в первый день печку топили), всем по христовской свечке дала, по такому огарку. Пошли, петуха взяли, шило взяли (в крайнем случае, че получится —¦ ткнуть, он чтоб спел).

Вот пришли тихонечко, ну, пи одна собака пе лаяла даже. Сели. Вот одна тутака была уж тоже просватана, но она:

  • Давай я сяду: уйду ли нет я за этого парня замуж.

Вот, тепери, замкнула этот замок. (...) Мы стоим

слушам. Она нас спрашиват:

  • Че, слышите?

Мы говорим:

  • Слыншм.

Вот как есть музыки играют п пляшут, поют — всё как-то браво!

Вот, тепсречи, Варварой девчонку звали, годов четырнадцати, она тоже загадала: «Че в нынешнем году мне будет?» Когда загадала, замкнула п села под замок, сидит. И вот долго-долго мы стояли, ой-е-е-еіі! II вот будто как рыдают: над покойником воют — так же. II вот как вроде попы поют и все тому подобно. Так страшно—. дак шкуру обднрат!

II ни один иарень не сел, сразу все встали, пошли, ушли. Не знай, бы че дальше было, и вот она прпптла,. значит, даже домой не зашла, никак. К пам пришла сюды.

  • Я,— говорит,— боюсь домоп-то. Вы меня проводите:

Ее потом проводили.

А я сразу спать легла. Меня потом давай будить: * — Ты че те? Все ворожат, а ты че же не ворожишь? — Эта девка .тут ворожила, котора просватана... все, ребяты lt;...gt; все выворожилп. Теперечи, меня сестра разбудила да говорит:

  • Садись, Арпша, ворожп,

Я говорю:

  • Но я боюсь.
  • Ну, никово! Вот так вот, карточку тебе покажут фотографическу п ладно.

Вот я села. Она говорит:

  • Возьми воду-то разбулькай.

Я разбулькала... Вот вроде дым вышел сперва, потом лодка, ли хто ли... И через долго время выходпт парень. Такой-то чуппстын, белай — так о-в-ей!

Я говорю:

  • Идите смотрите, кто-то вышел. Какой вышел парень, я узнать не могу.

А сестра-то подошла да говорит:

  • О-ой, это lt;...gt; подруга ворожила, это ее стакан. Погодп,— говорит,— Арпша, я тебе новый стакан, другой стакан дам.

Дала стакан мпе, дала кольцо обручально, яркое, п, значит, бумажку подостлала.

  • Но, теперь садись смотрп.— Да еще сказала: если умереть — гроб выйдет.

. Вот я ц боюсь этот гроб-то. lt;...) Но, я говорю, в зеркало смотреть не буду, сразу bgt так в стакан колечко опустила и смотрела. Немножко посидела lt;...gt; — п вот выходпт, значит, как есть фотокарточка: я сама стою, подвязана... Теперпче, я маленько погодя побулькала воду, опеть вода устоялась — вышел стул венский lt;...)пвог так нога протянута... lt;...gt; Я опеть побулькала — п вот как раз вот этот мой нареченный, в чем венчался, в ём п вышел, весь как есть: рубаха, значпт, у него черна была, воротничок этак отвороченный, там подклад белый, те- перп, френчик был (он венчался), карманы, все.

Вот я его узнавать — никак узнать не могу. Кто же такой? То лп брат мой, то лп кто... Я говорю:

  • Ну, пдп-ка, посмотри-ка. Кто он такой вышел? Я,—говорю,— узнать пе могу.

Она подошла, да говорит:

  • Он,— говорит,— Арпша, какой-то еще служащий. Смотри-ка, еще воротничок,— говорит,— беленький у него. (Л это подклад.)

Вот Яков подошел и говорит:

  • Паря, это... О, это ведь Максим Павлыч вышел, Ивана Кондратьича шурин.

А я потом взглянула:

  • О-о, нет! Это тогда старший. Это Егор вышел.

II вот за Егора ушла! lt;...) Никому не верила, а вот

самой, действительно, в колечко вышел.

  1. Один раз жениха-то я выворожпла, правду...

Это в Новын-то год первый блин испекешъ и беги

с ём на росстань. Вот я н вылетела! БлпЩто пспекла не сама, а тетка.

  • Беги скорей! — говорит.

И я полетела на росстань. А у нас работпик жпл, табун всё рано поил. Его звали Минька. Но, я вылетела, а он гонит табун-то поить. Я пришла и говорю тетке:

  • У меня будет работник муж-то.

Она говорит:

  • Никово не работник, а у тебя Митя будет.

Он Митя и вышел. lt;...gt; Один раз только поворожила — сразу и-выворожила.

  1. Тут я один раз ворожить вздумала. Но вот, го- ворели, что в Новый год... По-старому он был четырнадцатого января. Тогда один его праздновали, а счас два Новых года: старый п новый.

Ну, и я где-то услышала, что надо сор вымести в комнате п его lt;...gt; в запоне на росстань вытащить, бросить и послушать, что где.

А у нас за рекой вот тут, на берегу-то, дедушка Степашка жпл. Старенькой он, у него бабушка Степашпха, пшо была жива. Я вымела это утром-то рано (до свету надо), вымела скорё, а мама-то заметила, что я ворожу.

Вымела сор, склала в запон п пошла сюды — тут у нас вот так дорога была, так дорога и сюды дорога. А я между пх-то вышла на мысок-то, сор-то бросила да и стою, слушаю. А дедушка Степашка стоит во дворе кагалят. Коням сепо бросал. lt;...gt;

Потом я пришла, а мама-то меня спрашпват;

  • Че, свррожила? Кого выворожила?
  • Ой, нпче не. выворожпла. Дедушка Степашка каш- лят во дворе.

А она надо мной:

  • Ну, бабушка Степашпха умрет, ты за дедушку замуж выйдешь.

Как счас помню, а я невзлюбила: ну, че же, я почто же за дедушку пойду?!

А правда, вот вышло же имя у меня — Степан же.

'              432. Я в сны вообще-то не верю. Вот только один

раз случай был.

Приснился мне сон, что брату построили сараи длин- ыый-предлпнный. В одной половине дрова пиленые, в другой — пшеница. (А пшеница-то — к слезам.) И тут приходят плотники и давай этот саран наполовину делить, пплить, значит. Я у брата спрашиваю:

  • Зачем сарай-то распиливают?

А он мне отвечает:

  • А мне н этого хватит.

Я ему утром-то говорю:

  • Ты на мотоцикле-то на своей осторожней ездп.

Вот как раз три дня прошло, и убился он на нем,

на мотоцикле-то. А те плотники, что сарай-то во сне распиливали, те ему гроб-то и делали.

  1. Служил я в армии. У нас был человек один, он здорово эти сны разгадывал. Я ему говорю:
  • Я вот такой сон видел: у меня мама пришла п увела тятю. Надела на него чериу шинель, uariaxy.
  • Тебе,— грит,— вот письмо придет — он номер.

И верно: мне письмо пришло, что он номер.

Как он угадывал, я не знаю. Вот это мне нрпшлось в армии.

Я говорю:

  • Ты как знашь?
  • Я,^ говорит,— сонник читал.

А какой это сонник?

Пшо мне рассказывал:

  • Потерять каку одежу, жалеть будешь, то значит, кто-то в роду помрет.

Но, правильно, ли пет ли?

  1. Сон видел. Пошли будто по бруснику. II ВЫСОКИЙ у нас там Сухой утес. Я говорю:

—* Я полезу наверх, там, наверно, ягода хорошая.

Она. жена, говорит: ‘

  • Погоди, я сперва полезу. Упаду, дак ты меня схватпшь, а полетишь, дак мне тебя ие удержать будет!

Вот как сейчас вижу.

II она полезла, полезла. А там щель. Она в эту щель скрылась. Я вроде как заглядывал, искал, ревел, ревел — нету. II так остался один. .

И вот осенью она померла. Видел соы-то летом, а осенью померла. Картошку копали.

  1. У пас девочка восьми годов была. Надей звалп. Николаи, будто, Петька и Ванюшка идут со мной. Грибы собрали. Полно насобирали грибов. Я говорю:
  • Надя, пойдем домой-то. Ребята все собрались!

А ее нету. Рсвели-реведи, ходили-ходили — так и пе

нашли. И так она осталась.

И скоро померла. Это второй у меня такой сон.

  1. Л еще впдел. Будто пошли с сыном Николаем подле речку. (Загодя впдел, он шло живой был.) Идем будто с им, а зверек выскочил — бурьян нарос — трава заколыхалась. Я бросился, Николай меня за руку схватил:
  • Погоди, тятя, я сам, а то ты упадешь в яму.— Побежал п исчез.

И через год умер.

  1. ...А раз мой дедушка маме и говорит:
  • Я усну, а вы меня не будите.

Взяли постелили ему на топчане. Все лето спал, как мертвый. А в какой час успул, в такой и пробудился. Рассказывает, что па том свете видел.

Прошел, говорит, н ад и рай. Видел этот самый суд страшный. Хуже, сказывал, тем доставалось, кто молоко водой разводит. Их иа том свете заставляют молоко от воды отцеживать. Что они только ни делают: Оплачут, и кричат—ничего пе могут сделать. Л все равно пх заставляют. Еще ему сказали, что умрет он через три года четвертого сентября в четыре часа.

Никто не верил, а вот подошел этот день. Встал оп рапым-рапехонько, трошшк одел, сапоги, меня взял с собой, и мы всю родшо обошли. Садят пас за стол везде, разговаривают. А он не ест, пе пьет и мне есть пе дает. А я же есть хочу, только возьмусь за что-нибудь, а оп:

  • Ладно, пойдем дальше, внучка.— Я за нпм рысью, рысью, не успеваю.

А он тащпт меня везде. Пришли на кладбище. Выбрал дед себе место и воткнул сюда крест красный, длинный такой, высокий.

  • Вот здесь,— говорит,— меня похороните, чтобы все село видело.

Ходили потом опять но родне. Дедушка всех приглашал прийти к четырем часам.

  • Ладно, приду,— а никто не пришел.

В четыре часа он сдвинул две лавки, положил потник. Ему говорят:

  • Ложись на кровать.

А он:

  • Да нет, я здесь хочу.—Лег да и говорит мнег' Принеси воды.

Принесла я ему воды с ковшом. Он заглотнул воду ц умер.

  1. ...Старушонка живет одна в Могоче подле Чал- донкп. А я жила в Борщевке. И вот совпаденье какс)!

У нее в пятьдесят четвертом году утонула дочь двадцати лет. И сон ей приснился, когда девке два года было. Будто я и эта девчонка в корыте едем по Шилке, и вдруг корыто перевернулось н девку-то унесло, а я осталась.

...И вот девка-то утонула. Искали, искали ее. И ие нашли. И мать сказала:

  • Не ищите ее, я сама найду.

После трех дней пошла искать. Идет и вспоминает сон, который восемнадцать лет назад видела. Смотрит: кусты! Отодвинула их —и увидела девку...

  1. Раньше кажный праздник праздничали. Верили, не верили —кто их знат? lt;...gt;

Вот один раз на Кйрики У литы было у нас (это я в детстве была)...

Косили, потом все поехали домой. А тут Шамякины... Они богато жили, скота много у них. Им говорят:

  • Но, поехали.

А оне:

  • Но вам делать нечего!
  • Хоть в бане помоемся, ить завтра Кирики.

Они говорят lt;...gt;:

  • Ну, Кпрпк именинник — вы и побежали скорей!

Ну, ц все уехали. А у их шестьдесят копен было

нагребено. Они п думают: «Попраздничат, а мы шестьдесят копен смечем, дак они нам сгодятся». Они пх сметали, обедать-то поехали... А тут такой морочок небольшой завелся, а там как трахнуло! Зарода-то нет! Сразу пыхнуло! Ну вот че это? (Или правда, может, это повлияло, или как ли?) Народ-то приехали, надеятся, что они тут сметали все, а у их сколько копен сгорело! Ну и заохали. lt;...gt;

Грех был работать...

  1. В Миколу было грех боронить. А мужик один с девкой своей поехал. А девчонке-от... лет шесть ей было ли нет. Отец-от ей и говорит:
  • Поборонп, а я схожу вилы ссеку. ч

Тута-то ей почудилось — какой-то светлып-светлый вышел и говорит:

  • Нельзя седня боронить, седня Микола — грех.

А потом пропал. После долго ее летали. И сейчас

она все умом недовольна.

  1. Деревня Торга десять километров от Нерчинска стояла. Там было озеро, а по нему кочка носилась: куды ветер, туды и. кочка. Поймал эту кочку бурят, а там нкона ходяща. Отпес ее в Нерчинск, в церкву, и там ее поставил. Там сделали ей станок, перекрасили, и она ходила везде, а в Прокопьев день приходила обратно. Все приходили к ней:, кто виноватый, кто грех нмел. Один мужчина, лет сорока, тоже был у ней, приходил грех свой отмаливать.

Время было на пасхе... Он с матерью жнл порознь. И вот мать-то ждала, ждала, а его все нету. И пошла сама к сыну. Сын-то увидал мать пз окошка да кричит жене:

  • Вон идет змея, уберн мясо!

Мать заходит в избу:

  • Вы че, ребяты, не идете? Я вас ждала, ждала.— Мать ушла.

. Жена вытаскпват мясо, а' на этим мясе-то змея сидит. ' Он подошел, взглянул, хотел убнть, а она как прыгнула, так и на шею села! И обвилась.

Вот тут-то я его и видала. Он ее носил и за иконой ходил. Дал обст: три года ходить. Мужик здорово за змеей ходил: кормил молоком, мыл ее. Ходпл мужик по селам и все проспл;

  • Подайте грешному молоко.

Обвязывал шею красной тряпицей, чтобы не жгло ее и чтоб люди глаза не пялили.

Три года проходил, опять пошел к матери кориться, но она не слезла. А как помер, так она и пропала.

  1. ...У нас все говорили. Вот тут я слыхала от многих.

Нажарили че-то, сковороду вытаскпват жена-то. А мать идет к имя. Он говорит:

  • Вон змея-то идет.

Вытащил сковороду — там змея. Она ему на шею села, и так он ее носил, ходил.

Вот тут одна старушка — она-от нынче померла, недавно, Лапина, рассказывала. Он сюды приходил. Тут была церква-то. В прокопьев день служили, торгинску божью матерь носили со Знаменки. Ну и вот. Он приходил. Она, говорит, старуха-то, мы, гыт, видели: шарфом все замотано на шее, мы ее-то не видим. Он сюды богу молиться приходил, чтоб снять её.

Грех замаливал, что он на мать так сказал.

  1. Раньше рожamp;ли женщины — бабничала бабка (ты это хорошо помнишь). Но и вот, значит, у одного так же рожала хозяйка. И вот нарекал,— ангел, говорели,— прилетат ангел и нарекат век новорожденному. Но вот, родился сын у ей. Прилетел ангел, стал нарекать век ему, 'этому младенцу. А бабка эта, старуха-то, слышала, что вот до стольки-то лет дорасти ему и в этом в ихом же колодце утонуть. Допустим, дс двенадцати лет дорасти и утонуть В- колодце. Но теперь, бабка эта сказала хозяину, что будет вашему сыну. Им все рассказала: вот так и так, вот такой век, я слышала, будет вашему сыну. Но, может быть, там лет до десяти дорос — хозяин взял этот колодец заколотил, совсем чтоб не брать и не пользоваться — чтоб он не попал.

Дак вот, стало быть, ему век нареченный — больше ему нет веку: он пришел, на этот колодец лег и помер.

  1. Рассказываю со слов мамы...

В пх деревне два старичка пришли к купцу, у него Детей не было, а жена была в положении. Старички были. оборванные, а богатые не любят таких. Попросились

опп ночевать, их покормили у порога мало-мало, и просидели они весь день.

Потом приехал купец богатый из города. Они его приняли: напекли, настряпали: богатый богатого хорошо угощает. Стариков уложили в анбаре, а купца на кровати, простыни белые расстелили, одеяла...

Жена стала рожать ночью. Привезли бабушку или медика. Родила она. Купец* который в гости-то приехал, стоит на крыльце и курит. И слышит, старики в анбаре разговаривают: нарекли1 имя мальчику и сказали, что проживет он двадцать лет, женится, а во время свадьбы утонуть ему в колодце. Купец зашел в избу, а хозяевам ничего не сказал, решил проверить, правда ли это. Уехал он назавтра днем.

Стали крестить и крестным отцом взяли купца. Прожили двадцать лет. Пригласили купца на свадьбу. Он молчит, не говорит, что дальше будет. Поехали венчаться, домой приехали, за столы сели. Купец вышел, замкнул колодец. Пришло время парню к колодцу идти, свадьба сидит. Вышел он, а колодец закрыт,.и он на колодце умер.

И купец потом признал этих стариков за святых, потому что господь имя нарекает, и всегда нарекается, сколько лет человеку прожить.

<< | >>
Источник: В.Г.Зиновьев. Мифологическое рассказы русского населения Восточной Сибири/Сост. В.Г.Зиновьев.— Новосибирск: Наука, 1987. 1987

Еще по теме О ПРЕДСКАЗАНИЯХ СУДЬБЫ:

  1. Глава 13. Гипотетико-дедуктивный метод
  2. Глава 14. Рассуждения, используемыев гуманитарных областях знания
  3. "Падение Запада" и глобальные проблемы человечества (общедоступное введение)
  4. М. Ю. Лермонтов
  5. ЦИЦЕРОН КАК ФИЛОСОФ
  6. КНИГА ПЕРВАЯ
  7. КНИГА ВТОРАЯ
  8. О СУДЬБЕ
  9. Очерк 1. «Гадание» Владимира Мономаха и события 1097-1113 гг.: опыт реконструкции
  10. О ПРЕДСКАЗАНИЯХ СУДЬБЫ
  11. ЧЕЛОВЕК И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
  12. Л и о л о г і я L
  13. Василий Васильевич Розанов
  14. Моделирование простейшего рынка услуг
  15. Астрология - дочь мифологии
  16. § 4. Предмет философии
  17. СУДЬБА
  18. ПИСЬМ
  19. ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ РУССКОЙ РЕЧИ-ИДЕИ Б XIX—XX ВЕКАХ