<<
>>

РАДИЩЕВ Александр Николаевич

РАДИЩЕВ Александр Николаевич (20 августа 1749 — 24 сентября 1802) — просвещенный государственный чиновник, директор Петербургской таможни, представитель российской экономической мысли XVIII в., выступивший за отмену крепостного права в России.

Родился в деревне Немцово (ныне Радищево Малоярославецкого района Калужской области). Был первенцем в семье дворянина Николая Афанасьевича Радищева (1728 — 1806). Впоследствии семья изрядно увеличилась — у Саши появились семь братьев и четыре сестры. Дед Р. Афанасий Прокофьевич Радищев, один из потешных Петра I, дослужился до бригадирского чина и дал своему сыну Николаю хорошее по тому времени воспитание: Николай Афанасьевич знал несколько иностранных языков, был знаком с историей и богословием, любил сельское хозяйство и много читал. Он был очень любим крестьянами, так что во время Пугачевского бунта, когда он со старшими детьми спрятался в лесу (жил он в одном из своих имений — в Кузнецком уезде Саратовской губернии), а младших детей отдал на руки крестьянам, никто не выдал его.

Первые годы жизни Р. прошли в Немцове. Затем семья перебралась в самое крупное свое имение — село Верхнее Аблязово Саратовского наместничества. Старший сын Александр был любимцем матери. Вначале воспитателями мальчика были крепостные — няня Прасковья Клемен- тьевна и дядька Петр Мамонтов по прозвищу Сума, который научил Александра читать и писать.

Русской грамоте он выучился по часослову и псалтыри. Когда ему было 6 лет, к нему был приставлен учитель-француз, но выбор оказался неудачным: учитель, как потом узнали, был беглый солдат. Тогда отец решил отправить мальчика в Москву. Здесь Р. был помещен у родственника своей матери М.Ф. Аргамакова, человека умного и просвещенного. Р. был поручен заботам очень хорошего француза-гувернера, бывшего советника руанского парламента, бежавшего от преследований правительства Людовика XV Очевидно, от него Р впервые узнал некоторые положения философии просвещения.

Аргамаков, пользуясь своими связями с Московским университетом (другой Аргамаков, А.М., был первым директором университета), предоставил Р. возможность посещать уроки профессоров. В 1762—1766 Р учился в пажеском корпусе (в Санкт-Петербурге) и, бывая во дворце, мог наблюдать роскошь и нравы Екатерининского двора.

Когда Екатерина повелела отправить в Лейпциг для научных занятий 12 молодых дворян, в том числе шесть пажей, из наиболее отличившихся поведением и успехами в учении, между последними находился и Р О пребывании Р. за границей, помимо собственного свидетельства Р. (в его «Житии Ф.В. Ушакова»), дает сведения целый ряд официальных документов о жизни русских студентов в Лейпциге. При отправке студентов за границу была дана инструкция относительно их занятий, написанная собственноручно Екатериной II.

В этой инструкции говорилось: «1. Обучаться всем латинскому, французскому, немецкому и, если возможно, славянскому языкам, в которых должны себя разговорами и чтением книг экзерцировать. 2. Всем обучаться моральной философии, истории, а наипаче праву естественному и всенародному и несколько и Римской истории и праву. Прочим наукам обучаться оставить всякому по произволению». На содержание студентов были назначены значительные средства — по 800 руб. (с 1769 — по 1000 руб.) в год на каждого. Но приставленный к дворянам в качестве воспитателя (гофмейстера) майор Бокум утаивал значительную часть ассигновки в свою пользу, так что студенты сильно нуждались. Их поместили в сырой, грязной квартире. Р, по донесению кабинет-курьера Яковлева, «находился всю бытность (Яковлева) в Лейпциге болен».

В Лейпциге, где Р побыл пять лет, он приобрел разнообразные и серьезные научные познания и сделался одним из самых образованных людей своего времени не только в России. Он не прекращал занятий и усердного чтения всю свою жизнь. Его сочинения проникнуты духом «просвещения» XVIII в. и идеями французской философии.

В 1771 с некоторыми из своих товарищей Р. возвратился в Петербург и скоро поступил на службу в Сенат, как товарищ и друг его Кутузов, протоколистом с чином титулярного советника.

Они недолго прослужили в Сенате: им мешало плохое знание русского языка, тяготило товарищество приказных, грубое обращение начальства. Кутузов перешел на военную службу, а Р. поступил в штаб командовавшего в Петербурге генерал-аншефа Брюса в качестве обераудитора и выделился добросовестным и смелым отношением к своим обязанностям. В 1775 Р вышел в отставку с армейским чином секунд-майора.

В 1778 Р. был вновь определен на службу в государственную камерц- коллегию на асессорскую вакансию. Он быстро и хорошо освоился даже с подробностями порученных коллегии торговых дел. Вскоре ему пришлось участвовать в разрешении одного дела, где целая группа служащих в случае обвинения подлежала тяжелому наказанию. Все члены коллегии были за обвинение, но Р, изучив дело, не согласился с таким мнением и решительно встал на защиту обвиняемых. Он не согласился подписать приговор и подал особое мнение; напрасно его уговаривали, пугали немилостью президента, графа А.Р. Воронцова, — он не уступал; пришлось доложить о его упорстве Воронцову. Последний сначала действительно разгневался, предполагая в Р. какие-нибудь нечистые побуждения, но все- таки потребовал дело к себе, внимательно пересмотрел его и согласился с мнением Р: обвиняемые были оправданы. Из коллегии Р в 1788 был переведен на службу в петербургскую таможню — сначала помощником управляющего, а потом и управляющим. На службе в таможне Р выделялся своим бескорыстием, преданностью долгу, серьезным отношением к делу. Занятия русским языком и чтение привели Р к собственным научным и литературным опытам.

Сначала он издал перевод сочинения Мабли «Размышления о греческой истории» (1773), затем начал составлять историю российского Сената, но написанное уничтожил.

Издательская деятельность Р начинается в 1789, когда им было напечатано «Житие Федора Васильевича Ушакова с приобщением некоторых его сочинений» («О праве наказания и о смертной казни», «О любви», «Письма о первой книге Гельвециева сочинения о разуме»).

Воспользовавшись указом Екатерины II о вольных типографиях, Р открыл типографию у себя на дому и в 1790 напечатал в ней свое «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске, по долгу звания своего».

В этом небольшом сочинении описывается открытие памятника Петру I и попутно высказываются некоторые общие мысли о государственной жизни, о власти и пр.

«Письмо» было лишь как бы «пробой»; вслед за ним Р. выпустил свое главное сочинение «Путешествие из Петербурга в Москву» с эпиграфом из «Тилемахиды»: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Весной 1790 оно было напечатано с помощью друзей тиражом в 650 экземпляров.

Книга начинается с посвящения: «А.М.К., любезнейшему другу», т.е. товарищу Р, Кутузову. «Путешествие...» разделяется на главы, из которых первая называется «Выезд», а последующие носят названия станций между Петербургом и Москвой; оканчивается книга приездом и восклицанием: «Москва! Москва!» Книга стала быстро раскупаться. «Путешествие.» Р как бы состоит из двух частей: теоретической и практической.

Для первой характерны постоянные заимствования автора из различных европейских писателей. Р сам объяснял, что он писал свою книгу в подражание «Иорикову путешествию» Стерна и находился под влиянием «Истории Индии» Рейналя. В самой книге встречаются ссылки на разных авторов, а многие неуказанные заимствования тоже легко определяются. Наряду с этим в «Путешествии.» встречается постоянное изображение русской жизни, русских условий и последовательное применение к ним общих принципов Просвещения. Р. — сторонник свободы; он дает не только изображение всех неприглядных сторон крепостного права, но говорит о необходимости и возможности освобождения крестьян.

Р нападает на крепостное право не только во имя отвлеченного понятия о свободе и достоинстве человеческой личности: его книга показывает, что он внимательно изучал народную жизнь в действительности, что у него было обширное знание быта, на которое и опирался его приговор крепостному праву. «Проект в будущем», предлагаемый Р., указывает на такие меры: прежде всего освобождаются дворовые и запрещается брать крестьян для домашних услуг; — если же кто возьмет, то крестьянин делается свободным; дозволяются браки крестьян без согласия помещика и без выводных денег; крестьяне признаются собственниками движимого имения и удела земли, ими обрабатываемого; требуются, далее, суд равных, полные гражданские права, запрещение наказывать без суда; крестьянам дозволяется покупать землю; определяется сумма, за которую крестьянин может выкупаться; наконец, настает полное уничтожение рабства.

Конечно, это литературный план, который не может рассматриваться как готовый законопроект, но общие его основания должны быть признаны применимыми и для того времени. Нападки на крепостное право — главная тема «Путешествия...»; недаром Пушкин назвал Р. «рабства враг».

Книга Р. затрагивает, кроме того, целый ряд других вопросов русской жизни. Р. вооружается против таких сторон современной ему действительности, которые теперь уже давно осуждены историей; таковы его нападки на зачисление дворян в службу с детских лет, на несправедливость и корыстолюбие судей, на полный произвол начальников и пр. «Путешествие.» поднимает и такие вопросы, которые до сих пор имеют жизненное значение; так, оно вооружается против цензуры, против праздничных приемов у начальников, против купеческих обманов, против разврата и роскоши.

Нападая на современную ему систему образования и воспитания, Р рисует идеал, во многом не осуществленный до сих пор. Он пишет, что правительство существует для народа, а не наоборот, что счастье и богатство народа измеряются благосостоянием массы населения, а не благополучием немногих лиц и пр.

Смелые рассуждения Р о крепостном праве и других печальных явлениях тогдашней общественной и государственной жизни обратили на себя внимание самой императрицы, которой кто-то доставил «Путешествие.». Хотя книга была издана «с дозволения управы благочиния», т.е. с разрешения установленной цензуры, но все-таки против автора было организовано преследование.

Сначала не знали, кто автор, так как имя его не было выставлено на книге; но, арестовав купца Зотова, в лавке которого продавалось «Путешествие.», скоро узнали, что книга написана и издана Р Он был тоже арестован, дело его было «препоручено» известному Шешковскому. Екатерина не стала принимать во внимание, что Р. и в пажеском корпусе, и за границей учился «праву естественному» по высочайшему повелению и что она сама проповедовала и дозволяла проповедовать принципы, подобные тем, какие проводило «Путешествие...».

Она отнеслась к книге Р с сильным личным раздражением, сама составила вопросные пункты Р, сама через Безбородко руководила всем делом. Посаженный в крепость и допрашиваемый страшным Шешковским, Р заявлял о своем раскаянии, отказывался от своей книги, но вместе с тем в показаниях своих нередко высказывал те же взгляды, какие приводились в «Путешествии.». Выражением раскаяния Р надеялся смягчить угрожавшее ему наказание, но вместе с тем он был не в силах скрывать свои убеждения.

Кроме Р, допрашивали многих лиц, причастных к изданию и продаже «Путешествия.»; следователи искали, нет ли у Р сообщников, но их не оказалось.

Характерно, что о расследовании, проведенном Шешковским, не было сообщено палате уголовного суда, куда, по высочайшему указу, было передано дело о «Путешествии.». Судьба Р была заранее решена: он был признан виновным в самом указе о предании его суду.

Уголовная палата произвела очень краткое расследование, содержание которого было определено в письме Безбородко к главнокомандующему в Петербурге графу Брюсу. Задача палаты состояла только в придании законной формы предрешенному осуждению Р, в подыскании и подведении законов, по которым он должен был быть осужден. Задача эта была нелегкая, так как трудно было обвинить автора за книгу, изданную с надлежащего разрешения, и за взгляды, которые еще недавно пользовались покровительством. Уголовная палата применила к Р статьи Уложения о покушении на государево здоровье, о заговорах, измене и приговорила его к смертной казни. Приговор, переданный в Сенат и затем в Совет, был утвержден в обеих инстанциях и представлен Екатерине.

4 сентября 1790 состоялся именной указ, который признал Р виновным в преступлении присяги и должности подданного изданием книги, «наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование против начальников и начальства, и, наконец, оскорбительными и неистовыми изражениями против сана и власти царской»; вина Р. такова, что он вполне заслуживает смертную казнь, к которой приговорен судом, но «по милосердию и для всеобщей радости», по случаю заключения мира со Швецией смертная казнь заменена ему ссылкой в Сибирь, в Илимский острог, «на десятилетнее безысходное пребывание». Указ тогда же был приведен в исполнение. Печальная судьба Р привлекла к себе всеобщее внимание: приговор казался невероятным, в обществе не раз возникали слухи, что Р. прощен, возвращается из ссылки, но слухи эти не оправдывались, и Р пробыл в Илимске до конца царствования Екатерины. Положение его в Сибири было облегчено тем, что граф А.Р Воронцов продолжал все время оказывать поддержку ссыльному писателю, обеспечивал ему покровительство со стороны начальников в Сибири, присылал ему книги, журналы, научные инструменты и пр. Во время ссылки он изучал сибирскую жизнь и сибирскую природу, делал метеорологические наблюдения, много читал и писал. Он чувствовал такое стремление к литературной работе, что даже в крепости, во время суда, воспользовался разрешением писать и написал повесть о Филарете Милостивом. В Илимске он занимался также лечением больных, вообще старался помочь чем кому мог и сделался, по свидетельству современника, «благодетелем той страны». Его заботливая деятельность простиралась верст на 500 вокруг Илимска. Император Павел вскоре после своего воцарения вернул Р из Сибири (Высочайшее повеление 23 ноября 1796), причем Р предписано было жить в его имении в Калужской губернии, деревне Немцово, а за его поведением и перепиской велено было наблюдать губернатору. По ходатайству Р. ему было разрешено государем съездить в Саратовскую губернию посетить престарелых и больных родителей.

После воцарения Александра I Р получил полную свободу; он был вызван в Петербург и назначен членом комиссии для составления законов. Сохранились рассказы (в статьях Пушкина и Павла Радищева) о том, что Р, удивлявший всех «молодостью седин», подал общий проект о необходимых законодательных преобразованиях — проект, где опять выдвигалось вперед освобождение крестьян и пр. Так как проект этот не найден в делах комиссии, то были высказаны сомнения в самом существовании его; однако кроме показаний Пушкина и Павла Радищева имеется несомненное свидетельство современника Ильинского, который был тоже членом комиссии и должен был хорошо знать дело. Несомненно, во всяком случае, что проект этот, как его передает сын Р, вполне совпадает с направлением и характером сочинений Р Тот же Ильинский и другой современный свидетель Борн удостоверяют также верность другого предания о смерти Р.

Предание это говорит, что когда P подал свой либеральный проект необходимых реформ, председатель комиссии граф Завадовский сделал ему строгое внушение за его образ мыслей, сурово напомнив ему о прежних увлечениях и даже упомянув о Сибири. Р, человек с сильно расстроенным здоровьем, с расшатанными нервами, был до того потрясен выговором и угрозами Завадовского, что решился покончить с собой, выпил так называемую царскую водку, представляющую собой смесь нескольких кислот, и умер в страшных мучениях. Он как бы вспомнил пример Ушакова, научивший его, что «жизнь несносная должна быть насильственно прервана».

Дочери — Анна и Фекла. Последняя вышла замуж за Петра Гавриловича Боголюбова, мать известного русского живописца-мариниста Алексея Петровича Боголюбова. Сын — Афанасий, губернатор Подольской губернии в 1842, Витебской губернии в 1847—1848; в 1851 был Ковенским губернатором.

В 1807—1811 в Санкт-Петербурге было издано собрание сочинений Р в шести частях, но без «Путешествия...» и с некоторыми пропусками в «Житии Ушакова». Первое издание «Путешествия.» было уничтожено отчасти самим Р. перед его арестом, отчасти властями; осталось несколько десятков экземпляров. Спрос на него был большой, его переписывали. Многие платили значительные деньги за то, чтобы получить «Путешествие...» для прочтения.

Отдельные отрывки из «Путешествия.» печатались в разных изданиях: «Северном Вестнике» Мартынова (в 1805), при статье Пушкина, которая появилась в печати впервые в 1857, в предисловии М.А. Антоновича к переводу Шлоссеровой истории XIX в. Не всегда такие перепечатки удавались.

Когда Сопиков поместил в своей библиографии (1816) посвящение из «Путешествия.», страничка эта была вырезана, перепечатана и сохранилась в полном виде лишь в очень немногих экземплярах. В 1858 «Путешествие.» было напечатано в Лондоне, в одной книге с сочинением князя Щербатова «О повреждении нравов в России» с предисловием Герцена. Текст «Путешествия.» дан здесь с некоторыми искажениями, по испорченной копии.

С этого же издания «Путешествие.» было перепечатано в Лейпциге в 1876. В 1868 состоялось Высочайшее повеление, дозволившее печатать «Путешествие.» на основании общих цензурных правил. В том же году появилась перепечатка книги Р, сделанная Шигиным, но с большими пропусками и опять-таки по искаженной копии, а не по подлиннику. В 1870 П.А. Ефремов предпринял издание полного собрания сочинений Р. (с некоторыми дополнениями по рукописям), внеся в него и полный текст «Путешествия.» по изданию 1790. Издание было напечатано, но в свет не вышло: оно было задержано и уничтожено. В 1888 А.С. Сувориным было издано «Путешествие.», но всего в 99 экземплярах.

В 1869 П.И. Бартенев перепечатал в «Сборнике XVIII века» «Житие Ф.В. Ушакова»; в «Русской старине» 1871 перепечатано «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске». Академик М.И. Сухомлинов напечатал в своем исследовании о Р повесть Р о Филарете. Глава из «Путешествия.» о Ломоносове напечатана в первом томе «Русской поэзии» С.А. Венгерова. Там же воспроизведены все стихотворения Р, не исключая «Оды вольности».

На имени Р. долго лежал запрет; оно почти не встречалось в печати. Вскоре после его смерти появилось несколько статей о нем, но затем имя его почти исчезает и встречается очень редко; о нем приводятся лишь отрывочные и неполные данные.

Батюшков внес Р. в составленную им программу сочинения по русской словесности. Пушкин писал Бестужеву: «Как можно в статье о русской словесности забыть Р? Кого же мы будем помнить?» Позднее Пушкин на опыте убедился, что вспоминать об авторе «Путешествия.» не так легко: его статья о Р не была пропущена цензурой и появилась в печати только через 20 лет после смерти поэта. Лишь со второй половины 1850-х гг. с имени Р. снимается запрет; в печати появляется немало статей и заметок о нем, печатаются интересные материалы. Полной биографии Р, однако, до сих пор нет. В 1878 дано было Высочайшее соизволение на открытие в Саратове Радищевского музея, учрежденного внуком Р художником Боголюбовым и представляющего важный просветительный центр для Поволжья. Внук достойно почтил память своего «именитого», как говорится в указе, деда. В 1890 столетие со дня появления «Путешествия...» вызвало много статей о Р В целом, следует заметить, что именно благодаря деятелям литературы имя и идеи Р не были преданы забвению и уже в наши дни могут рассматриваться как возможный вариант проведения экономических реформ в России в тот период.

Интернет-ресурсы: Путешествие из Петербурга в Москву (http://www. radischev.org.ru/lib/al/book/1774/http://www. radischev.org.ru/lib/al/ book/1774/).

<< | >>
Источник: Румянцева Е.Е.. Мировая экономическая наука в лицах. — М., 2010. — 456 с.. 2010

Еще по теме РАДИЩЕВ Александр Николаевич:

  1. VI. Школа политических писателей и примыкающие к ней по вопросам уголовного права духовные авторы
  2. IV. Состояние науки уголовного права к началу шестидесятых годов XIX в.
  3. АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ РАДИЩЕВ
  4. Радищев
  5. Основные направления и течения русской литературно общественной мысли первой четверти XIX в.
  6. VI
  7. VIII
  8. Н. И. Новиков
  9. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН[112]
  10. § 18. Работы теоретического характера
  11. Тема 7. Управленческие идеи Л.П. Волынского, В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, Екатерины II, Д.А. Голицына и А.Н. Радищева
  12. РАДИЩЕВ
  13. 1. Об основных этапах русской философской мысли