ЧЕЛОВЕК В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ
Как отмечалось выше, подавляющее большинство природных и социальных систем, рассматриваемых в книге, являются открытыми, т.е. через их границы осуществляется обмен энергией и веществом с окружающей средой.
Этим они принципиально отличаются от закрытых систем, в которых действуют закон сохранения энергии и закон роста энтропии в результате всей суммы преобразований. Энтропия определяет качество закрытой системы. Есть системы с максимумом порядка и большим потенциалом к преобразованиям. В ходе этих преобразований порядка становится меньше (растёт хаос), возможность преобразований уменьшается и при достижении максимума хаотичности, т.е. выравнивания энергетических потенциалов частей системы при сохранении прежнего количества энергии возможность дальнейших преобразований исчерпывается и наступает «тепловая смерть» системы.Из-за обмена с окружающей средой открытым системам «тепловая смерть» не грозит. Большинство из них, кроме, может быть, самых примитивных, во- первых, нелинейны, т.е. не могут быть описаны простыми линейными зависимостями, и, во-вторых, диссипативны, т.е. подвержены энергетическим и вещественным преобразованиям, которые делают развитие таких систем необратимым. Эти особенности определяют способность таких систем к самоорганизации (самоупорядочиванию, или совершенствованию) [Пригожин, Стенгерс, 1986].
На примерах, описанных в этой книге, отчетливо проявились главные принципы синергетики, характеризующие процессы самоорганизации систем. Так, принцип подчинения позволяет свести анализ множества процессов в сложной системе к решению небольшого числа уравнений с сильно укороченным набором переменных, называемых параметрами порядка. Реальное поведение системы во времени описывают медленно меняющиеся переменные, определяя значения быстро меняющихся переменных, которыми при оценке уровня порядка можно пренебречь.
В предыдущих главах мы убедились, что краткие геодина- мические события, пусть даже катастрофические, редко оказывали решающее воздействие на этнос, государство или цивилизацию. Но такое воздействие оказывали долгопериодные вариации геодинамических параметров: климатические изменения, эпохи усиления тектонической, сейсмической и вулканической активности.Принцип конкуренции мод основан на том, что любое движение в пространстве можно представить как сочетание так называемых нормальных мод, т.е. волн с различными длинами и частотами. Некоторые моды усиливаются быстрее других. Они оказываются наиболее долгоживущими и подчиняют себе остальные, как бы выигрывая в конкурентной борьбе. В этом смысле законы внутреннего развития социальных систем более конкурентноспособны по сравнению с внешними геодинамическими воздействиями и в конечном счёте определяют ход истории. Но на определённых этапах геодинамические воздействия
оказываются более быстро усиливающейся модой, и их роль становится решающей, положительной или отрицательной.
Такое решающее положительное воздействие оказало улучшение климата на возникновение земледелия. Отрицательным для обитателей части Месопотамского прогиба был быстрый подъём уровня моря в начале IV тысячелетия до н.э., вынудивший их покинуть благодатное место прежнего обитания, надолго сохранившееся в памяти поколений как Потерянный Рай. Иногда такое гео- динамическое воздействие проявляется со всей очевидностью лишь по прошествии некоторого времени. Так было с гибелью Критской державы после Великого Минойского извержения и деградацией и, в конечном счёте, гибелью Ха- раппской цивилизации после ухудшения климатических условий земледелия. Можно найти и много других примеров подобной конкуренции различных факторов социального развития.
Открытая диссипативная система в процессе развития испытывает флуктуации. Если они малы, уравнения модели системы могут давать при определённых значениях их параметров стационарные устойчивые решения.
Однако при превышении каким-либо параметром критического значения под влиянием тех же внешних сил будут возникать новые структуры в пространстве и во времени. Система эволюционирует и переходит в автоколебательный режим. При этом ресурс для таких колебаний может возрастать медленно, а переменная, потребляющая ресурс, - изменяться быстро, пока ресурс не исчерпается. После восстановления ресурса процесс повторяется. Наконец, возможны ситуации, когда при сильных колебаниях система разрушается. На смену ей может прийти система более примитивная (с меньшим порядком) или более сложная (с большим порядком), причём сама система не «знает», что ожидает её в такую критическую, революционную фазу.Чтобы проиллюстрировать сказанное, обратимся к тектоническим системам. В результате перемещения крупных плит или блоков земной коры формируется иерархический ряд систем, представленных разломами, складками, вулканами и т.д., образующими структуры разной сложности. В отдельной зоне разломов происходит накопление упругой деформации (процесс длительный и возвратный в том смысле, что при снятии нагрузки снимается и деформация). Когда накопленная деформация приближается к пределу прочности пород, начинают развиваться трещины и деформация ускоряется, становясь необратимой. Наконец, когда этот предел преодолевается в той или иной части зоны разломов, происходит сопровождающееся землетрясением быстрое перемещение крыльев зоны разлома по одной или немногим плоскостям. Остальные трещины прекращают развитие. Медленно накапливавшаяся деформация снимается и начинает накапливаться снова, пока не снимется при следующем землетрясении в том же или другом участке зоны. Для зоны разлома в целом это эпизод в автоколебательном процессе развития, а для меньшей системы деформация-разрушение на участке зоны в промежуток времени между двумя землетрясениями - это полная её гибель.
Более сложный пример - предполагаемый ход конвекции, т.е. круговорота вещества в мантии Земли, обусловленного её температурной и вещественной неоднородностью [Монин и др., 1987].
Цикл начинается множеством восходящих потоков вещества от границ ядра или раздела внутри мантии. Эти потоки самоорганизуются, группируясь в небольшое количество крупных ячей. Медленный подъём разогретого лёгкого и легкоплавкого вещества приводит к сравнительно кратким периодам выделения этого вещества в литосферу и на поверхность - периодам усиления тектономагматической активности. Такой период прекращается после исчерпания ресурса, и следующий подобный период наступает с подъёмом новой порции глубинного вещества, обеспечивающим автоколебательный характер процесса. Но поскольку источники глубинного вещества находятся в разных частях недр планеты, может произойти перестройка конвективных ячей, т.е. разрушение старой и формирование новой их системы.
Подобной автоколебательностью можно объяснить и цикличность развития четвертичных оледенений [Развитие..., 1993]. Наступление ледниковой эпохи обусловлено сочетанием холодной земной поверхности и влажных воздушных масс. При этих условиях происходит нарастание ледникового покрова. Но его возникновение приводит к иссушению климата в области ледника и его окрестностях; изменяется характер воздушных течений, и влага перестаёт поступать в ледниковую область. Ледник частично или целиком тает. Температура и увлажнение возрастают, и по прошествии некоторого времени оледенение повторяется. Однако при изменении внешних условий (величины и распределения температур, направления воздушных и водных течений) такая система может разрушиться, и наступит период меньших климатических контрастов без оледенений, подобный тому, что был на Земле в миоцене.
Таким образом, в открытых системах происходит саморегулирование, приводящее к упорядочиванию, усложнению и уменьшению энтропии. Оно осуществляется за счёт деградации и разрушения более примитивных систем, менее способных к самоорганизации и, по мнению И. Пригожина [Пригожин, Стен- герс, 1986], приводит к возрастанию энтропии в объёме среды, включающем все эти системы. Свойство, обеспечивающее способность открытых систем к самоорганизации, назовём душой системы, что ни в какой мере не противоречит другим, метафизическим, определениям души.
Именно антиэнтропийное саморегулирование и усложнение систем неживой («косной», по В.И. Вернадскому) природы привело к появлению и эволюции прото-живых и позднее живых материальных систем и, наконец, человека и его сообществ. Таким образом, приходим к тезису П. Тейара де Шардена [1987] о том, что идея, или духовное начало, присуще не только человеку, но в меньшем количестве и качестве также всем живым существам или сообществам существ и даже (как было показано выше) саморегулирующимся системам «косной» природы.По степени сложности, т.е. количеству и качеству духовного начала можно выстроить ряд систем:
- разной сложности самоорганизующиеся системы «косной» природы;
- протоживые и живые организмы и их сообщества разной сложности;
- системы живой природы, осознающие себя как таковые, т.е. эволюционный ряд предков человека, заканчивающийся человеком разумным;
- человеческие сообщества разной степени сложности и созидательной способности.
В советской интерпретации марксистской философии между «формами движения», т.е. членами рассматриваемого ряда открытых систем, возводились искусственные барьеры, и всякие попытки «перекидывания мостиков» между ними жестоко критиковались. Между тем члены ряда не разделены непроходимыми границами. Это обусловлено прежде всего тем, что законы материального мира, действующие на уровне более примитивных систем, сохраняются и в более сложных системах, лишь дополняясь специфическими законами соответствующего члена ряда.
В последние годы появились серьёзные публикации (частью выношенные и даже написанные ещё в советское время), где обосновывается сходство некоторых закономерностей биологического и социального развития и ряд особенно
стей личного и социального поведения человека объясняется его биологической (генетической) природой [Горшков, 1995; Красилов, 1997; Эфроимсон, 1997]. В таком «низведении» элементов индивидуальной системы человека (эгосистемы, по В.А. Красилову) или социальной системы общества к более примитивной биологической системе есть несколько аспектов.
Первый аспект состоит в том, что некоторые черты сходства эволюции и соотношений элементов биологических и социальных систем на самом деле являются общими свойствами открытых систем. Это относится, например, к аналогии между заполнением экологических ниш в биоценозе или более крупной экосистеме, как способом преодоления тяжести естественного отбора, с разделением труда между этносами или их членами, сосуществующими на одной территории. Такое сосуществование земледельческих и скотоводческих сообществ мы демонстрировали выше на примере Армении (см. раздел 6.1).
Сходное разделение труда может быть и внутри одного сообщества, государства или города. Известно, например, что подавляющая часть торговли золотом в США осуществляется этническими евреями, тогда как на продовольственных рынках в Москве и некоторых других крупных городах России господствуют выходцы из Азербайджана. Поразительный пример уникально длительного существования локальных сообществ в своеобразных природных нишах являют некоторые общины горных районов Дагестана и Чечни. В условиях относительной недоступности и изоляции от серьёзных воздействий сильных соседей они в значительной мере сохранили стиль родоплеменных отношений, характер поселений и даже архитектурные особенности построек от своих хуррито- язычных родственников, живших 4,5 тысячи лет назад.
По мнению В.А. Красилова, подобно тому, как в устойчивой экосистеме естественный отбор как фактор эволюции постепенно уступает место усложнению сети экологических ниш (в идеале каждая из них оказывается занятой одним видом, и его плодовитость перестаёт быть решающим условием сохранности вида), усложнение (совершенствование) социальной структуры снижает конкуренцию между её членами, и в идеале все они могут стать востребованными обществом и соответственно удовлетворить свои потребности.
Другим примером подобного системного сходства может служить первоочередное исчезновение наиболее адаптированных (совершенных в данных условиях) форм при изменении внешних факторов системы. В биологическом мире это проявилось в эпохи массового вымирания и смены видового состава растений и животных при существенных изменениях параметров экосистемы, например, на границе мезозоя и кайнозоя. Характерно, что вымерли именно наиболее приспособленные к прежним условиям динозавры, тогда как млекопитающие, менее адаптированные и занимавшие прежде второстепенные экологические ниши, стали «царями природы». Аналогичным образом вышли на первый план цветковые растения. В.А. Красилов [1997] отмечает интересную особенность таких переходных эпох: некоторые виды обретали способность к воспроизведению, не доживая до биологической зрелости, т.е. взрослого состояния.
Аналогии очевидны в эпохи революционных изменений социальных систем. Жертвами таких изменений оказываются члены общества, наиболее совершенные по прежним меркам, т.е. законопослушные, работящие, высокообразованные и потому материально обеспеченные (вспомним направленность ленинско- сталинских репрессий после Октябрьской революции в России). С другой стороны, наиболее комфортно себя начинают чувствовать и достигают успехов в переходных условиях индивидуумы социально незрелые и необогащенные духовными ценностями. Позднее, по мере стабилизации общественной системы (пе
рехода на термодинамическую ветвь), происходит «переоценка» социальных ориентиров, частичный возврат к прежним ценностям и заполнение социальных ниш новыми обитателями.
Второй аспект состоит в том, что, значительно развив возможности сознания и самосознания, человек остался биологическим существом, что определило и эмоциональные проявления, и характер морфологической эволюции (например, развитие руки для выполнения разнообразных хозяйственных функций), и многое другое в потребностях, формах их удовлетворения и соответственно поведении. Любопытно в связи с этим наблюдение В.П. Эвроимсона [1997] о снижении содержания сахара в крови как факторе, повышающем агрессивность поведения. Так можно объяснить голодные бунты, в определённых условиях приводящие к серьёзным политическим катаклизмам (Февральская революция 1917 г. в России).
Сложнее обстоит дело с происхождением и развитием этических и эстетических норм. В.А. Красилов [1997] и В.П. Эфроимсон [1997] считают их в значительной мере генетически предопределёнными. В.А. Красилов проводит убедительные параллели между законами поведения стаи высших животных (волков, обезьян и др.) и этическими нормами. Отмечаются, например, запрет на убийство особи своего вида и бережное отношение к детёнышам, не только своим, но и чужим. Л.Н. Гумилёв [19906] считает альтруизм важнейшим показателем пассионарности, определяющей прогресс этноса. По мнению В.П. Эфро- имсона, альтруизм восходит к этике стаи и, как поощряемая норма поведения, развивался в ходе генетически закрепляемого группового отбора, эквивалентного естественному отбору биологических систем.
Проявление эстетических чувств связывается с половым отбором. Такова может быть, по В.А. Красилову, природа появления ярких окрасок, тяжёлых ветвистых рогов и других атрибутов самца, бесполезных и даже вредных для личного существования, т.е., казалось бы, неблагоприятных для естественного отбора. Групповой отбор в условиях конкуренции сообществ поощрял, по В.П. Эфроимсону, развитие эстетических чувств (вдохновляющий пример гимнов и сказаний, наглядная агитация наскальными рисунками и т.п.).
Изложенные представления о биологических аналогиях и генетической предопределенности этики и эстетики не являются общепризнанными. Дело в том, что жизнь первобытных обществ родовыми и позднее племенными общинами привела к делению на своих и чужих [Энгельс, 1937]. Законы стаи, оберегавшие всех особей данного вида, оказались подавленными ростом личной и групповой индивидуальности. Этические нормы стали распространяться лишь на членов своего сообщества, тогда как чужих можно и даже должно обездолить, подавить, убить и, наконец, съесть, как это делалось, например, некоторыми индейскими племенами Центральной и Южной Америки [Любищев, 1997].
По мере расслоения общества разделение труда переросло в эксплуатацию, при которой некоторые его члены могли удовлетворить свои потребности за счёт других без эквивалентной по умственным и физическим затратам отдачи. Поощрение альтруизма переросло в таких условиях в способ укрепления сложившейся системы общественных отношений, чему в значительной мере подчинялось и развитие эстетических вкусов. В этих условиях возрождение этики происходит на основе не столько генетической памяти, сколько социальных отношений сначала как формы табуирования, а затем как воли богов или единого бога. Так возрождается заповедь «не убий», запреты близкородственных сексуальных связей и другие нормы добродетельной и милосердной жизни. Позднее их стал обосновывать принцип разумного эгоизма. Осмелимся заявить, что
мотив соблюдения и совершенствования этических норм тем или иным индивидуумом или коллективом, будь то генетически врождённое свойство, божественные заповеди или разумный эгоизм, представляется нам мало существенным, если он обеспечивает существование и упрочение системы, объединяющей человечество.
Восстановление человечеством этических норм «со скрипом» преодолевало классовые, этнические и государственные барьеры, снова возводя их на тех или иных поворотах истории. Вспомним, что даже Христу потребовалось определённое внутреннее усилие, чтобы оказать помощь «чужой» самаритянке. До сих пор народы по-разному оценивают таких исторических «героев», как Чингисхан, Наполеон или Ленин. До глобального применения норм морали, признаваемых большинством • общечеловеческими (общевидовыми), пока далеко.
Эстетические оценки, конечно, различались в разных человеческих сообществах и эволюционировали с их изменениями. В новейшей истории наметились две тенденции, кажущиеся на первый взгляд противоположными. С одной стороны, как справедливо отмечает В.А. Красилов [1997], происходит индивидуализация культуры, отход от универсальных стандартов прекрасного, сопровождающие усложнение структуры социальных ниш. С другой стороны, укрепляется признание равноправности многообразных этнических и национальных эстетических проявлений в рамках достаточно широкого поля критериев, становящегося всё более универсальным по мере совершенствования средств информации и глобальной унификации этических норм. К сожалению, бурно развивается с ростом средств информации третья тенденция, исключающая обе предыдущие, - разрушающая человечество поп-культура. Но, Бог даст, она не сумеет восторжествовать.
Что же касается универсальных эстетических критериев, то они представляются нам реальностью и не продуктом группового отбора, как полагал В.П. Эфроимсон, а проявлением сущности человека как продукта эволюции Земли. Прекрасно то, что гармонично, соразмерно и при этом обычно функционально, а критерии такой соразмерности заложены в природе человека (вспомним «золотое сечение» и законы музыкальной гармонии, проявляющиеся и в природе, и в творениях человека и одинаково признаваемые совершенными).
Если отказаться от антропоцентризма, то отпадут основания для верхней границы обсуждаемого ряда открытых систем, и мы можем допустить существование системы или иерархического ряда систем более сложных, чем человеческие сообщества, которые в зависимости от религиозно-философских позиций можно называть Богом, Мировым Порядком, Абсолютным Разумом и т.д.
Если признать, что материальная Вселенная в целом, замкнутая по определению, обладает теми же свойствами, что и ограниченные замкнутые системы (и только при таком допущении!), то, исходя из законов их развития, наращивание духовного начала в более или менее сложных открытых системах сопровождается ростом энтропии во Вселенной в целом от “Великого толчка” (максимум порядка) к “тепловой смерти” (максимум энтропии). Но поскольку мы не можем представить состояния до “Великого толчка” и после “тепловой смерти”, то вынуждены допустить наличие субстанции, изменяющей качество Мира в ан- тиэнтропийном направлении, т.е. продолжить ряд нарастания духовного начала за пределы мыслимого материального мира. Можно допустить также однородность духовного начала в системах разной сложности и принципиальную возможность обмена информацией между ними. Заметим, что информация, в отличие от проявлений любой материальной субстанции, не подчиняется законам сохранения.
Из изложенного вытекает несколько следствий:
1. Цель существования человека и человечества - самоорганизация, т.е. самосовершенствование. Её наиболее сжато и ёмко сформулировал Христос в Нагорной проповеди: «Будьте совершенны, как совершен Отец Ваш Небесный» [Матф. 5: 48], т.е. совершенствуйтесь в направлении более высокоорганизованной системы. Предложен путь реализации этой цели: не слепая вера, а разумный выбор и следование предложенным высоким этическим нормам, пока не достигнутым человечеством.
Исторически сложились два пути решения этой задачи - «западный» и «восточный». «Западный» путь, характерный для духовного развития Западной Азии и Европы, восходит (по известным письменным источникам) к Древнему Шумеру и прослеживается в Кодексе Хаммурапи, Законах Моисея, христианстве, исламе, западной просветительной философии и идеях коммунизма. Его смысл - совершенствование общественных отношений. Банкротство этого пути, обусловленное тем, что люди как индивидуумы не могли соответствовать высоким требованиям общественных учений, наглядно продемонстрировали события XX в.
«Восточный» путь, оформившийся в Индии и распространившийся также по другим странам Востока, не уделял внимания общественным отношениям и сконцентрировался на учениях о способах развития и совершенствования личности, способной плодотворно существовать при любых общественных отношениях. Этот путь тоже не дал желанных результатов, поскольку породил ограниченное количество таких личностей на убогом общем фоне. Очевидно, необходимо соединение и гармоничное сочетание обоих путей, о чем и говорил Христос. Это повторено в так называемом «Письме махатмов», переданном в 1931 г. Н.К. Рерихом Советскому правительству. К сожалению, в нашей «западной» идеологии до сих пор отсутствует даже терминология, определяющая свойства личности и их совершенствование.
Итогом совершенствования человека (эгосистемы) и общества (социальной системы) должно стать разрушение этих систем в существующей форме, иногда принимаемое за «конец света». На смену им должна прийти более совершенная система - «Царство Небесное». Христос указал трудности перехода, отдав предпочтение «нищим духом» и детям над «книжниками и фарисеями» как менее адаптированным к существующей системе. То, что мы не вполне представляем, какая система придёт на смену существующей, не освобождает нас от кропотливой работы по её приближению. Напротив, такая работа позволит контролировать сам переход и сделает его менее драматическим для человечества.
2. Совершенствование человеческих систем осуществляется за счёт разрушения систем более примитивных, и это неустранимо. Тем не менее, без нужды мы не должны разрушать более примитивные системы, которые, пусть в меньшей мере, но являются носителями духовного начала. Это должно стать правилом взаимоотношения человека и природы.
3. Не обладая столь развитой способностью к самоорганизации, более примитивные системы «косной» природы и, в частности, геодинамически предопределённые, не могут оказать решающего воздействия на более сложные социальные системы, если по своему масштабу и энергии их воздействие не является сверхкатастрофическим (вроде столкновения Земли с небесным телом большой массы). Но, как мы старались показать в книге, геодинамические воздействия, имевшие место до сих пор и реально ожидаемые в будущем, способны деформировать развитие человеческих сообществ, и такие воздействия необходимо учитывать при технологических решениях, хозяйственном, экономическом, социальном планировании и геополитических оценках.
8.2.