>>

Актуальность темы исследования

Мода является одним из самых широко известных феноменов социальной жизни, неизменно пользующихся живым интересом не только как со стороны ученых, так и со стороны людей, сталкивающихся с ним в обыденной жизни, В научной и научно-популярной литературе мода неоднократно выступала в качестве объекта исследования, входя в сферу интересов специалистов целого ряда отраслей знания - философов, историков, культурологов, психологов, художников, технологов производства одежды и др.

В социологической науке также имеется немало работ, посвященных моде и раскрывающих различные аспекты этого сложного и многогранного явления, масштабы которого таковы, что, как отмечает А.Б.Гофман, «трудно назвать такую область социально- экономической и культурной жизни, где бы не сказывалось его влияние» .

Трудности, с которыми обычно сталкиваются исследователи моды, во многом связаны с ее неуловимым, изменчивым и прихотливым характером, поскольку самая суть моды выражается в изменениях. Но в то же время моду можно рассматривать и как некий инвариант, некую совокупность норм социального поведения, господствующих в определенных пространственно-временных рамках. Это парадоксальное сочетание устойчивости и подвижности, изменчивости и постоянства отражено даже в толковых словарях, определяющих моду через оксюморон - как «преходящий» (Пьер JIapycc) или «ходящий» (В.И.Даль) обычай2.

Тем больший интерес представляет рассмотрение моды в контексте институционализации, что предполагает выявление в ней элементов упорядочения, формализации, стандартизации и постоянства. Ведь если абсолютизировать изменчивый характер моды, требующий все новых и превосходящих все ожидания обновлений, всегда ориентированный на новизну и неожиданность, то можно вынести предположение о том, что институционализация противоречит самой сути моды. Ведь закрепление модных стандартов привело бы к тому, что они, оставшись стандартами, перестали бы быть модными, превратившись в аналог униформы.

С другой стороны, в результате наблюдений над современной индустрией моды с вложенными в нее огромными капиталами, с разветвленной сетью организаций, выполняющих различные функции, включая не только производство в промышленных масштабах модной одежды, но и культивирование высокой моды, издание модных журналов, создание и поддержку брэндов, исследования рынка и т.д., - все чаще вызывают вопрос: а не становится ли сама мода социальным институтом? Что если наблюдаемая смена «мод» - не более, чем кажимость? Что если за ней стоит невидимый манипулятор, искусно управляющий общественным сознанием? Особенно навязчивыми эти мысли становятся в контексте постмодернистского дискурса, примененного к явлениям моды последних лет, порой производящей впечатление полной дезориентации и утраты ценностных ориентиров. В отличие от моды двадцатых, тридцатых, сороковых, пятидесятых, не говоря уже о шестидесятых годах XX столетия, вызывающих однозначные ассоциации с определенными и целостными образами женщин, мода последнего десятилетия производит впечатление утраты лица и беспорядочного метания от стиля к стилю. Происходящие в ней сезонные изменения, с одной стороны, чересчур радикальны (от мини к макси, от узкого к широкому, от острого к тупому - и наоборот), с другой стороны, не несут принципиальной новизны. Все предлагаемое модельерами суть лишь аллюзии, отсылки к модам давнего или недавнего прошлого.

Быть может, такая разностильность - естественное свойство культуры рубежа тысячелетий? Вспомним, что мода рубежа XIX- XX вв. тоже удивляла современников реминисценциями к стилям прошлого.

Как бы то ни было, но судьба моды третьего тысячелетия интересует многих. С одной стороны, ее подстерегает опасность провала в абсолютную свободу. Отсутствие ограничений в выборе модных образцов чревато тем, что если все станет модным, то мода как таковая, всегда конституирующая себя на фоне «немодного», вышедшего из моды или еще не вошедшего в нее, попросту прекратит свое существование.

Не меньшая опасность подстерегает моду и с другой стороны. Целые нации, одетые днем в стандартные «офисные» костюмы и отглаженные при помощи пресса рубашки, а вечером — в джинсы и ти-шотки, культивирующие полное безразличие к внешнему виду человека, даже если этот человек — женщина, боготворящие супермоделей не потому, что они красивы и хорошо одеты, а потому что они добились успеха, заработав сотни миллионов долларов, - внушают опасение за судьбы человеческой цивилизации. Ведь, исходя из известной сентенции Ф.М.Достоевского о красоте, которая спасет мир, логично предположить, что безобразие способно погубить его.

Сумеет ли мода, как изменчивый обычай, сохранить себя? Будет ли она по-прежнему объединять людей с общими вкусами, или станет лишь одним из стимулов к совершению повторных покупок? Прогнозы на этот счет во многом зависят от ответа на вопрос о том, как, в каком направлении протекают процессы институционализации современной моды. А это, в свою очередь, определяется факторами, под влиянием которых такая институционализация протекает.

Этим и обусловлена актуальность темы предпринимаемого исследования.

При том, что в настоящее время существует немало научных трудов, рассматривающих те или иные аспекты моды как социального феномена, работ, специально посвященных исследованию факторов институционализации моды в современном обществе, и при этом использующих научный аппарат современной социологической науки, в настоящее время пока не появилось.

Итак, актуальность темы исследования данной диссертационной работы обусловлена:

а) важной ролью моды как одного из важных элементов человеческой культуры, служащего как источником социальных инноваций, так и основой установления устойчивых социальных связей между людьми;

б) особой значимостью исследования факторов институционализации моды на современном этапе развития общества;

в) недостаточной разработанностью данной темы в научной литературе.

| >>
Источник: Нестеренко Елена Владимировна. Мода как способ символизации социальных изменений и тенденции ее институциализации в современном обществе: На примере моды на женскую одежду: Диссертация кандидата социологических наук: 22.00.04 : М., 2005 201 c.. 2005

Еще по теме Актуальность темы исследования:

  1. Актуальность темы исследования.
  2. Актуальность темы исследования
  3. Актуальность темы.
  4. Актуальность темы исследования.
  5. Актуальность темы исследования.
  6. Актуальность темы исследования.
  7. ПОЗНАНИЕ В ДЕЙСТВИИ, ИЛИ КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ИССЛЕДОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ (НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
  8. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
  9.   Актуальность темы исследования.  
  10. Введение Актуальность темы исследования
  11. Тема 6Организация научного психологического исследования
  12. Введение Актуальность темы исследования.
  13. Актуальность темы диссертационного исследования
  14. Актуальность темы диссертационного исследования
  15. Актуальность темы диссертационного исследования
  16. Актуальность темы исследования