<<
>>

Критика «рациональной космологии».

Критическое исследование «рациональной космоло-

гии», имеющей предметом познания мир (природу)

как целое 1, Кант начинает с выделения четырех кос-

1 Согласно Канту, мир «обозначает математическое целое всех

явлений ...

в продвижении синтеза как путем сложения, так и путем

деления»; «но тот же самый мир мы называем природой, поскольку

мы рассматриваем его как динамическое целое и имеем в виду не

агрегат в пространстве или времени, чтобы осуществить его как ве-

личину, а единство в существовании явлений» (39. 3. 398).

56

мологических идей («в соответствии с четырьмя разря-

дами категорий»). Это 1) идея абсолютной полноты

сложения данного целого всех явлений; 2) идея абсо-

лютной полноты деления данного целого в делении; 3)

идея абсолютной полноты возникновения явления вооб-

ще; 4) идея абсолютной полноты зависимости суще-

ствования изменчивого в явлении. Две первые идеи

Кант называл собственно космологическими понятия-

ми, а третью и четвертую идеи — понятиями природы

(39. 3. 396, 399).

«Антитетика», антиномии. Важнейшее философское

значение имеет утверждение Канта, что при попытках

достигнуть научно содержательного знания о мире

разум с неизбежностью впадает в заблуждения, от-

личные по своей структуре от «односторонней види-

мости», возникающей при аналогичном «конститутив-

ном» применении идеи души (и идеи бога):

в «рациональной космологии» возникает, так сказать,

«двусторонняя видимость», т. е. не одно иллюзорное

утверждение, а два противоположных утверждения,

которые относятся друг к другу как тезис и антитезис.

«Здесь, — подчеркивает Кант, — мы, собственно, стал-

киваемся с новым феноменом человеческого разума,

а именно с совершенно естественной антитетикой...»

Кант поясняет: «Если сумму догматических учений на-

звать тетикой, то под антитетикой я разумею не до-

гматические утверждения противоположного, а проти-

воречия между догматическими по виду знаниями, из

которых ни одному нельзя отдать предпочтения перед

другим» (39. 5. 398, 399). Согласно Канту, и тезис,

и антитезис выглядят одинаково хорошо аргументиро-

ванными, и если выслушивается только одна из этих

сторон, то «победа» присуждается ей. Такого рода

противоречащие друг другу утверждения о космологи-

ческих идеях Кант назвал антиномиями, а их исследо-

вание — «трансцендентальной антитетикой» (39, 5,

391, 400).

Выделенные Кантом антиномии (возможно, он

опирался при этом на похожую антитетику, обрисо-

ванную в переведенном на немецкий язык и изданном

в Германии сочинении одного английского философ-

ствующего теолога), разделяемые им на «математиче-

ские» и «динамические», можно представить в виде

следующей таблицы:

51

<< | >>
Источник: КузнецовВ. Н.. Немецкая классическая философия второй поло-вины XVIII— начала XIX века: Учеб. пособие дляун-тов.-М.: Высш. шк.,1989.-480 с.. 1989

Еще по теме Критика «рациональной космологии».:

  1.   3. ИРИНЕЙ И ИППОЛИТ  
  2. Учение о разуме и проблема метафизикикак науки («трансцендентальная диалектика»)
  3. Критика «рациональной космологии».
  4. Математические антиномии
  5. ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ АНГЛИЙСКОМУ ИЗДАНИЮ 1959ГОДА
  6. Рост знания: теории и проблемы I
  7. МИФ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО КАРКАСА
  8. И.З. Шишков КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИММАНУИЛА КАНТА
  9. Античная философия
  10. София и черт. (Кант перед лицом русской религиозной метафизики)
  11. КАНТ
  12. Глава I. О паралогизмах чистого разума
  13. Глава II. Антиномия чистого разума
  14. Глава III. Архитектоника чистого разума
  15. § 5. ПОНЯТИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ. РАЗУМ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
  16. § 6. ДИСКУССИИ О РАЦИОНАЛЬНОСТИ: НЕРАЦИОНАЛЬНОСТЬ РАЦИОНАЛЬНОСТИ И РАЦИОНАЛЬНОСТЬ НЕРАЦИОНАЛЬНОСТИ
  17. 1. АКТИВНОСТЬ ПОЗНАНИЯ
  18. ГЛАВА ТРЕТЬЯ ПРАВО НА ИСТИНУ
  19. Диалектика и метафизика.
  20. 1. АКТИВНОСТЬ ПОЗНАНИЯ