ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

§ 2. Имплозия и эксплозия

Мы исходим из следующего основного наблюдения: когда произносятся звукосочетания типа арра, ощущается различие между обоими р, из которых первое соответствует смыканию, а второе — размыканию.

Вместе с тем эти два впечатления настолько сходны, что понятны случаи изображения сочетания рр одним-единственным символом р (стр. 76, сн.). И все же существование различия позволяет нам отличать особыми значками gt; к lt;первое и второе р в арра и тем самым характеризовать их, когда они следуют одно за другим в речевой цепочке (например, afita, atpa). То же различие можно наблюдать не только у смычных; рно имеет место у фрикативных (а! fa), носовых (atfima), плавных (alia) и вообще у всех фонем, включая гласные (абба), кроме а.

Смыкание называют имплозией, а размыкание — эксплозией; р может быть имплозивным ф) или эксплозивным (р). В том же смысле можно говорить о звуках затворных и звуках растворных.

Без сомнения, в сочетании типа арра, помимо имплозии и эксплозии, выделяется также момент покоя, в течение которого смычка может длиться ad libitum; если речь идет о фонеме с более широкой степенью раствора, например о 1 в сочетании alia, то звук продолжает произноситься и при неподвижности органов речи. Вообще в каждой речевой цепочке всегда имеются промежуточные фазы, которые мы будем называть выдержками или артикуляциями выдержки. Они могут быть уподоблены имплозивным артикуляциям, поскольку их эффект аналогичен; поэтому в дальнейшем мы будем принимать во внимание только имплозии и эксплозии *.

Такое упрощение, недопустимое в специальной работе по фонологии, оправдано там, где рассматриваются лишь самые основные особенности явления слогоделения, сводимого к максимально упрощенной схеме. Мы не претендуем на разрешение всех затруднений, возникающих в связи с проблемой членения речевой цепочки на слоги; мы попытаемся только заложить рациональные основы изучения этой проблемы.

Еще одно замечание. Не надо смешивать имплозивные и эксплозивные движения, необходимые для производства звука, с различными степенями его раствора. Любая фонема может быть и имплозивной и эксплозивной, но, разумеется, степень раствора влияет на имплозию и эксплозию в том смысле, что различение обоих двц- жений становится тем менее отчетливым, чем больше степень раствора. Так, в отношении i, и, у разница еще хорошо заметна: в аіїа можно распознать имплозивное и эксплозивное і; равным образом в аййа, аууа имплозивные u, f отличаются от следующих за ними эксплозивных А, у до такой степени четко, что письменность в противоположность своему обыкновению иногда отмечает это различие: английское w, немецкое j и зачастую французское у (например, в слове уеих «глаза») изображают растворные звуки (А, Ї) в противоположность и и і, употребляемым для обозначения А и Ї. Но при более высокой степени раствора (е и о) теоретически мыслимые имплозию и эксплозию (ср. аёёа, абба) весьма затруднительно различать на практике. Наконец, как уже было отмечено выше, при самой высшей степени раствора, при степени а, нет места ни для имплозии, ни для эксплозии, так как открытость этой фонемы стирает всякое различие такого рода.

Ї 5 и т. д.

ь lt;

ее и т. д. а.

Таким образом, надо раздвоить каждую фонему, кроме а, и тогда таблица неразложимых звуковых единиц предстанет в следующем виде:

р и т. д. f и т. д. гй ш и т.д.

F і и т. д.

Освященные традицией графические различения (і — у, u — w) мы не только не устраняем, но, напротив, бережно сохраняем; обоснование этой точки зрения приводится ниже, ь § 7.

Итак, мы впервые покидаем область абстракции; впервые появляются конкретные, неразложимые элементы, занимающие в речевой цепочке свое место и определенный отрезок времени. Можно сказать, что р—не что иное, как абстракция, объединяющая общие признаки ft и * которые только и существуют в действительности, совершеннотак же, как Р, В, М объединены в более высоком абстрактном единстве под названием губных.

О Р можно сказать то, что говорят о зоологическом виде: существуют конкретные особи мужского и женского пола данного вида, но самого вида в этом смысле не существует. До сих пор мы различали и классифицировали абстракции; ныне возникает необходимость пойти дальше и дойти до конкретного элемента. Великое заблуждение фонологии состояло в том, что она рассматривала свои абстракции в качестве реально существующих единиц, не давая точного определения единицы как таковой. Греческий алфавит дошел до различения этих абстрактных элементов, и лежащий в основе его анализ, как мы уже говорили, замечателен; но все же это был анализ неполный, остановившийся на определенной черте.

В самом деле, что такое р без более точной характеристики? Если рассматривать его во времени как звено в речевой цепочке, оно не может быть ни [5, ни р, ни тем более fgt;p, поскольку это звукосочетание явно разложимо; если же брать его вне речевой цепочки и вне времени, оказывается, что оно не имеет своего существования и ни к чему не пригодно. Что значит само по себе такое сочетание, как І+g? Ведь абстракции, даже если их две, не ^огут образовать момента во времени. Другое дело, когда говорят о ж, оїК, о Ш, о ж, соединяя таким образом подлинные элементы речи. Итак, достаточно, как мы видим, соединения двух элементов, чтобы поставить в тупик традиционную фонологию; таким образом, обнаруживается невозможность оперировать, как это она делает, только абстрактными фонологическими единицами.

Высказывалась мысль, будто каждая простая фонема, поскольку она находится в речевой цепочке, например р в ра или в ара, содержит в себе последовательно момент имплозии и момент экспло- зии (ара). Конечно, всякому размыканию органов речи должно предшествовать их смыкание; возьмем другой пример: при произнесении гр я должен, осуществив смыкание г, артикулировать язычком эксплозивное г в момент сближения губ для произнесения р. Чтобы ответить на это возражение, достаточно четко изложить нашу точку зрения. В акте фонации, к анализу которого мы приступаем, принимаются в расчет лишь дифференциальные элементы, улавливаемые слухом и могущие служить для разграничения акустических единиц в речевой цепочке. Только эти акустико-артикуляторные (acoustico-motrices) единицы и должны приниматься во внимание; таким образом, артикуляция эксплозивного г, сопровождающая артикуляцию имплозивного р, для нас реально не существует, так как она не производит различимого звука и, во всяком случае, в цепочке фонем в счет не идет. Это весьма существенный пункт, который надо хорошенько усвоить, чтобы понять дальнейшее.

<< | >>
Источник: Фердинанд де Соссюр. ТРУДЫ по ЯЗЫКОЗНАНИЮ Переводы с французского языка под редакцией А. А. Холодовича МОСКВА «ПРОГРЕСС» 1977. 1977

Еще по теме § 2. Имплозия и эксплозия:

  1. ОГЛАВЛЕНИЕ
  2. § 2. Имплозия и эксплозия
  3. § 3. Различные комбинации эксплозии и имплозии в речевой цепочке
  4. § 4. Слогораздел и вокалическая точка
  5. § 6. Длительность имплозии и эксплозии
  6. Глава V ЯЗЫКОВЫЕ СЕМЬИ И ЯЗЫКОВЫЕ ТИПЫ *
  7. Фонетика
  8. Основные теоретические положения гештальт-терапии
  9. Вопрос 30. гештальт-терапия,
  10. методом гуманистической психотерапии является гештальт-терапия,
  11. 5. Понятие о слоге.
  12. Классификация субфонем.
  13. § 23. Слог
  14. в