<<
>>

Креативность в бизнесе

Креативность, как правило, ассоциируется с миром искусства и способностью генерировать оригинальные идеи. Вспомним ПаОло Пикассо, создавшего новые традиции в живописи, или Уильяма Фолкнера, переосмыслившего принципы построения литературного произведения.

Но когда речь идет о бизнесе, одной оригинальности недостаточно. Творческая идея в бизнесе подразумевает также и ее уместность, т. е. полезность и выполнимость. Ее реализация должна тем или иным образом повлиять на бизнес: скажем, усовершенствовать предлагаемый компанией продукт или позволить по-новому организовать тот или иной процесс.

Восприятие креативности в контексте оригинальности нередко ведет к растерянности и непониманию роли и места творческой инициативы в коммерческой организации. На своих семинарах я спрашиваю у менеджеров, есть ли в их компании подразделения, где проявления креативности для них нежелательны. Примерно в 80% случаев они отвечают: «Бухгалтерия». Похоже, творческие идеи в их представлении сводятся к маркетингу и НИОКР. На самом деле творческий подход к делу всегда идет па пользу организации, вне зависимости от того, в какой сфере он проявляется. Возьмите хотя бы ведение финансовой отчетности на основе видов деятельности. Что это, как не открытие — бухгалтерское изобретение, притом оказавшее огромное положительное влияние на весь деловой мир.

Настороженное отношение к творческой инициативе в бухгалтерских подразделениях — а точнее говоря, в любых организационных единицах, деятельность которых связана с какими-либо систематическими процессами или правовыми нормами, — у многих руководителей сочетается с ограниченностью их представления о креативности. В их понимании воображение ассоциируется исключительно со способом мышления и проявляется, например, в том, насколько изобретательно человек подходит к решению проблемы. Умение нестандартно мыслить действительно компонент креативности, однако оно невозможно и без двух других составляющих: компетентности и мотивации.

(См. диаграмму «Три компонента креативности».)

Три компонента креативности

Креативность любого индивидуума складывается из взаимодействия трех компонентов компетентности, умения творчески мыслить и мотивации Может ли руководитель влиять на данные компоненты? Вне всякого сомнения, может — как а положительную, так и в отрицательную сторону, — создавая условия и правила работы

Умение творчески мыслить определяет гибкость и изобрета-тельность D поис

ке решения про- бльмы Прі водят ли предлагаемые решения к коренному изменению существующей ситуации? Насколько настойчив работник в поиске новых путей?

Компетентность — это сумма знаний (общих, специальных, техни-ческих, методических), которыми обладает работник

Существуют разные видь» мотиваций. Внутренняя заинтересованность в проблеме обычно ведет к неординарным решениям скорее, чем внешние стимулы, такие как, например, де-нежное вознаграждение. Данный компонент, называемый внутренней мотивацией, наиболее подвержен влиянию рабочей обстановки.

Понятие компетентности охватывает все знания и умения, ко-торыми обладает работник в своей сфере деятельности. Возьмем

для примера ученого из фармацевтической компании, занимающегося разработкой препарата для свертывания крови, используемого с целыо лечения больных гемофилией. Компетентность этого ученого подразумевает и его способность к научному мышлению, и все те навыки и познания, которыми он обладает в области медицины, химии, биохимии и биологии. При этом неважно, как он приобрел опыт — с помощью формального образования в учебном заведении, практической деятельности или посредством общения с другими специалистами. В любом случае его знания образуют то, что лауреат Нобелевской премии, экономист и психолог Герберт Саймон назвал «сферой возможных поисков». Это интеллектуальное пространство, которое ученый использует для освоения и решения стоящих перед ним проблем, и чем оно обширней, тем лучше.

Креативное мышление, как уже упоминалось, характеризует гіодход к решению проблем или талант составлять новые комбинации из имеющихся идей.

Эта способность во многом зависит от личных качеств работника, но в то же время существенное влияние на нее оказывают его образ мыслей и рабочие привычки. Так, наш ученый из фармацевтической компании имеет шанс быть более творческим человеком, если он не чувствует дискомфорта при необходимости вступать в спор с окружающими, т.е. если для него естественно браться за решения, нарушающие статус-кво. Его творческий потенциал будет еще выше, если он имеет обыкновение переворачивать проблемы с ног на голову и комбинировать информацию из, казалось бы, слабо связанных между собой областей. Например, наш ученый может попытаться поискать ответ на стоящие перед ним вопросы, углубившись в ботанику, с расчетом на то, что информация о сосудистых системах растений натолкнет его на свежие идеи о природе кровотечений у человека. Что касается стиля работы, то ученый с большей вероятностью достигнет творческих вершин, если он упорно добивается поставленной цели. Действительно, умение не отчаиваться из- за временного отсутствия результата и готовность бесконечно продолжать утомительные опыты повышают вероятность на-стоящего творческого прорыва. То же можно сказать и об умении отложить на какой-то период трудную проблему, переклю-чившись на другие задачи, а впоследствии вернуться к этому вопросу и взглянуть на него свежим глазом.

Компетентность и творческое мышление — стратегическое сырье индивидуума — его, если хотите, естественный ресурс. От третьего фактора — мотивации — зависит то, как человек использует этот ресурс. Наш ученый может отличаться обширными знаниями и умением находить новые подходы к старым проблемам, но если у него отсутствует мотивация для выполнения конкретной работы, он просто не станет ее делать. Его интеллектуальный и творческий потенциал либо останется незадейство- ванным, либо он найдет ему применение где-то в другом месте.

При этом мои исследования убедительно демонстрируют, что не все виды мотивации одинаково влияют на уровень креативности.

Они показывают, что существует два вида мотивации: внешняя и внутренняя, и последняя гораздо важнее для реализации творческих процессов. Однако разговор мы начнем с мотивации внешней, поскольку именно она, по сути, связана с креативностью в бизнесе.

Внешняя мотивация — это стимулирование человека извне, классическая комбинация кнута и пряника. Если начальник

нашего ученого обещает ему материальное вознаграждение за успешную разработку препарата для свертывания крови или угрожает, что уволит его в случае неудачи, то ученый, несомненно, имеет мотив найти решение данной проблемы. Однако такая мотивация заставляет ученого делать свое дело ради того, чтобы получить желаемое или избежать чего-то неприятного.

Деньги не обязательна мешают проявлению креативности, однако во многих случаях они и не помогают.

Безусловно, самый распространенный способ внешнего стимулирования, используемый руководителями, — деньги, и они не мешают проявлениям креативности. Тем не менее во многих ситуациях они и не помогают, особенно если у людей возникает ощущение, что ими манипулируют или их подкупают. Важно понимать, что деньги сами по себе не могут заставить увлечься работой. Если в глубине души человек считает свое дело скучным, никакое денежное вознаграждение не сделает его захватывающим.

Именно увлечение, интерес, идущее изнутри желание что-то сделать лежат в основе внутренней мотивации. В нашем примере можно говорить о внутренней мотивации разработчика препарата для свертывания крови, если ученый одержим интересом к вопросам гемофилии, или желанием показать, на что он способен, или стремлением справиться с задачей, которую до сих пор никто решить не мог, При наличии внутренней мотивации люди занимаются своим делом ради него самого и связанного с ним удовольствия. Мотивирующий фактор в этом случае — сама работа. Изучая тему креативности, мы с моими студентами и коллегами обнаружили столько свидетельств в пользу внутренней мотивации, что сформулировали принцип внутренней мотивации креативности: люди работают наиболее творчески, если ими движут интерес, удовлетворенность и значимость работы в целом, а не внешние воздействия. (Различиям между внутренней и внешней мотивацией посвящен раздел «Креативный лабиринт», приведенный в конце статьи.)

<< | >>
Источник: Harvard Business Review. Креативное мышление в бизнесе. 2006

Еще по теме Креативность в бизнесе:

  1. Связи с общественностью - "искусство, примененное к науке"
  2. ВВЕДЕНИЕ
  3. 4.1. Формирование концепции управления креативным потенциалом компании
  4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  5. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  6. Тема 3. «Этика бизнеса и профессиональная этика менеджера»
  7. БИЗНЕС И ИДЕИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА
  8. Как лучше всего продавать через Интернет?
  9. Глава 7. Социальная ответственность
  10. НИКОГДА НЕ ПЕРЕСТАВАЙТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ
  11. Использование черного PR для атаки бизнеса конкурентов.
  12. Реализация PR-проектов своими силами.
  13. Ограничения организационной культуры
  14. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  15. Harvard Business Review. Креативное мышление в бизнесе, 2006
  16. Креативность в бизнесе