<<
>>

4.2. Концептуальные основы развития методологии разработки креативных управленческих решений

Рассмотрим очень важный вопрос: как же происходит процесс творчества, т. е. как появляются креативные решения? Ответ на него поможет разработать организационно-экономический механизм, способный стимулировать этот процесс.
Для системы управления это будет существенным шагом
вперед, поскольку позволит в какой-то степени гарантировать творческий подход там, где это действительно необходимо.
Однако в данной главе мы попытаемся развить методологию разработки креативных управленческих решений, делая акцент на том, как появляются эти решения, без детального рассмотрения организационно-экономического механизма, способствующего реализации креативного потенциала. То есть фокусом этого раздела будет креативный потенциал индивида.
Чтобы ответить на вопрос, что именно лежит в основе креативности или творчества индивида, следует обратиться к философии, психологии личности и физиологии человека, а точнее его мозга.
В философской литературе существует разное понимание природы творчества. Некоторые ученые делают акцент на характере создаваемого, его инновационной природе. Другие - на деятельности субъекта, рассматривая творчество как самореализацию Личности. Анализ творчества - это прежде всего анализ его важнейшего инструмента - мышления, при этом важно рассматривать мышление в эволюционном разрезе.
Известно также понимание творчества как процесса, включающего стадии постановки проблемы, сбора и осмысления исходных данных, инкубации идеи, озарения (инсайта, "ага"-переживания), а также формулирования и проверки гипотез, нахождения следствий из них, установления отношений между ними и т. п. (39, c.l 11-142; 71, с.165; 99). То есть в данном случае реализуется попытка стандартизировать процесс творчества, разложить его на части, чтобы затем повторить.
Современная философия все чаще обращается к истокам творчества, находящимся в деятельности древних шаманов и колдунов. Так, И.П. Меркулов развивает мысль о том, что современные психофизиологические исследования механизмов творчества дают основания для заключения: зафиксированный в древних текстах мистический опыт извлечения новой информации - это не легенда, лишенная какого-либо реального содержания. В силу
необратимого характера когнитивной эволюции тогдашние шаманы и колдуны действительно обладали способностью (и владели соответствующей пси-хотехникой) проникать и "обозревать" такие пласты долговременной памяти, которые остаются недоступными представителям современных цивилизованных популяций. Этот мистический опыт как источник сакрального знания был успешно ассимилирован служителями культа (магами, жрецами и т. д.) ранних цивилизаций. В дальнейшем эзотерические знания, органически вплетенные в ткань древневосточных религиозно-мистических доктрин, скорее всего были заимствованы ранней древнегреческой наукой и философией (43).
В психологии существуют два понимания творческой одаренности: в узком смысле ее отождествляют с дивергентностью мышления, т. е. с его разнонаправленностью, со способностью находить разные варианты решения в одной и той же проблемной ситуации. В широком смысле - это интеллектуальная способность, связанная с определенным набором качеств, выделение которых как характеристических (однозначно ее задающих) обусловлено представлениями каждого данного исследователя о природе интересующего феномена.
Среди них обычно фигурируют оригинальность и беглость мыш-ления, сенситивность к противоречивости и неполноте знания, способность к преодолению стереотипов и др. (98, 100, 101, 103, 104, 106).
Например, креативность по Торренсу (известный психолог, — исследователь креативности детей) проявляется в том, что индивид становится чувствителен к проблемам, дефициту и пробелам знаний, к объединению разноплановой информации, к дисгармонии элементов; определяет связанные с этим проблемы; ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений; проверяет и опровергает эти гипотезы; модифицирует их; перепроверяет их; окончательно обосновывает результат (91).
Психология имеет большой арсенал гипотез и доказательств особенностей физиологии протекания креативных процессов. Однако это не позволяет
до сих пор однозначно объяснить возникновение креативности. Суммирование существующих на сегодняшний день исследований в области креативности в психологии позволило сделать следующие выводы (36):
Отсутствуют определенные критерии оценки "творческого" (существуют подходы, которые берут за критерий - создание нового продукта, а также - реализация человеком собственной индивидуальности, при этом вовсе не обязательно создание какого-то продукта и др.);
Природа феномена "творческость" (креативность) не имеет единого объяснения: максимальное выражение интеллектуальных способностей, признание самостоятельной творческой способности (не имеет единого содержания), явление особого типа личности.
Существуют различные подходы к рассмотрению творческой способности как врожденной (не изменяющейся характеристике) и как поддающейся изменениям (при этом развитие креативности осуществляется разными способами, но подчеркивают влияние культурной среды воспитания индивида).
Отсутствуют однозначно интерпретируемые понятия в этой области.
Таким образом, можно говорить о том, что творческая активность протекает неосознаваемо. В связи с этим попытки понять движение мысли в ходе работы, включавшей эти этапы, неизбежно представляют собой реконструкцию с помощью сознания того материала, который, по определению, находится вне сферы его контроля. Поэтому значительную роль в таких моделях играют самые общие представления анализирующего (будь то сам автор открытия, его биограф или методолог науки) о природе творческого процесса (13).
Как видно, ни психология, ни философия не дают однозначного ответа на вопрос: как же происходит креативная деятельность? Однако есть четкие подтверждения тому, что креативность может являться как врожденной, так и приобретенной в процессе развития личности. При этом психологические
исследования утверждают, что на креативность сильно влияет культурная среда воспитания индивида. Для нас это очень важно, поскольку позволяет надеяться, что можно в какой-то мере управлять креативностью сотрудников, как минимум пытаться ее развивать и совершенствовать.
Креативные способности человека определяются его когнитивными способностями, т. е. способностями мыслить, воспринимать, воображать и т. п. Когнитивные процессы связаны с функционированием человеческого мозга. Большой прорыв в науке по исследованию функционирования человеческого мозга был сделан Г. Хакеном, который попытался применить синерге- тический подход к исследованию принципов функционирования мозга (83). В работе имеется огромное количество экспериментальных данных, подтверждающих функционирование мозга в режиме распознавания образов. Это означает, что человеческий мозг не может воспринимать целостную картину мира, т. е. в принципе не способен к холистическому восприятию сложной действительности. Мозг работает таким образом, что поочередно сосредотачивает внимание на разных ключевых параметрах, описывающих целостное состояние объекта. Таким образом, возникают несколько паттернов (шаблонов или стереотипов), которыми человек может пользоваться при описании одной и той же действительности. Интересно, что паттерны или шаблоны формируются у человека с детства в процессе его обучения и научения. Человек привыкает видеть многие объекты действительности в соответствии с сформировавшимися у него паттернами (стереотипами мышления и восприятия). Существует так называемый эффект гистерезиса при распознавании паттернов. Он означает, что человек даже в разных ситуациях будет действовать так, как он действовал в последний раз. Именно этот эффект определяет консервативность или стереотипность человеческого мышления, которое мешает многим людям проявить креативность, т. е. нестандартность мышления и восприятия.
Именно этот эффект известный американский психолог Эдвард де Боно предлагает преодолевать с помощью латерального мышления, которое предполагает некий сдвиг восприятия, т. е. перемену паттерна, а значит появление нового восприятия старого объекта. В результате получаются новые нестандартные креативные решения. Э. де Бона пишет: "Латеральное мышление обозначает конкретные методы и инструменты, систематически используемые как метод нахождения новых идей и новых понятий. Латеральное мышление связано с изменением понятий и восприятия... Оно несколько перекрывается с "творчеством", поскольку оба понятия связаны с порождением чего-то нового, но латеральное мышление — более конкретное определение процесса изменения восприятия: изменения наших взглядов на жизнь" (92).
Латеральное мышление пытается привнести логику в творчество. "Латеральное мышление также отличается от дивергентного мышления, хотя опять же они частично перекрываются. Дивергентное мышление - лишь только часть процесса латерального мышления. Латеральное мышление связано не только лишь с порождением альтернатив, но и с изменением паттернов, с переходом к новым и лучшим паттернам. Конечный продукт латерального мышления есть озарение (инсайт), а не многообразие альтернатив" (92, с.10).
На основе принципа распознавания образов Г. Хакен объясняет процесс принятия решений (83, с.283). Хакен отмечает, что обычно между тем, что известно, и тем, что необходимо знать для принятия решения, существует разрыв (рис. 4.3.).
Как человек восполняет разрыв между известными и неизвестными данными? Г. Хакен отвечает: "В общем случае, известные данные могут быть различными способами дополнены для того, чтобы компенсировать недостающие данные. В зависимости от того, как именно мы компенсируем недостающие данные, могут приниматься различные решения" (рис. 4.4.).
Известные данные Неизвестные данны з Действия Необходим ые данные для Принятие решения Рис. 4.3. Демонстрация нехватки данных для принятия решения

Рис. 4.4. Разнообразие решений в зависимости от способа
дополнения данных
Прием домысливания данных, которых не хватает за счет использования творческого потенциала известен давно. Специалисты в области креативного менеджмента также отмечают это свойство креативного мышления. Г.И. Ванюрихин отмечает, что креативное мышление подсказывает следующее: если человеческий фактор не поддается математической интерпретации, то можно дать ему свободу для решения задач, не поддающихся формализации. Это означает, что инициатива, активность и творчество людей, если созданы условия для их проявления, могут компенсировать недостаток информации или неполноту априорного знания о действии экономических закономерностей (18).
Далее Г. Хакен делает следующий вывод: люди часто используют сходство между данной ситуацией и ситуацией, встречавшейся в прошлом. При этом имеет значение и ряд психологических факторов, например осве-домленность, внимание, смещение и убеждение. Следовательно, при принятии решения человек пытается распознать уже известные ему паттерны, ко-
торые и будут соответствовать альтернативам решений. Поэтому чем больше у человека скопилось паттернов относительно конкретных ситуаций, тем больше альтернатив он может рассматривать. В зависимости от предшествующего опыта человека может выстроиться целая иерархия паттернов, которые мы будем испытывать на удовлетворительность для данной ситуации.
Мы можем продолжить логику. Паттерн фактически означает определенное восприятие ситуации, точнее восприятие под определенным углом. Умение человека смотреть на одну и ту же ситуацию под разным углом зрения (или восприятия) фактически означает возможность формирования новых паттернов, т. е. уход от стереотипов и использование креативного потенциала. Такой тип мышления называется дивергентным, т. е. мышлением, которое характеризуется процессом "движения в разных направлениях", расхождением идей с тем, чтобы охватить различные аспекты, имеющие отношение к данной проблеме. Если человек изначально способен к такому мышлению благодаря врожденным или приобретенным навыкам, то он уже является способным на креатив.
Если же человек не способен на это сам, то он может обучиться этому, если подробно и глубоко изучит основы творческого мышления, например латерального. Ведь именно осуществление сдвига восприятия (изменение угла зрения) и называется латеральным сдвигом, что соответствует латеральному мышлению.
Рационально мыслящий человек, скорее всего, будет в любой ситуации искать аналогии, используя свой опыт, т. е. пользоваться уже сложившимися паттернами. Это в общем-то не плохо, но тогда у такого человека должен быть большой собственный опыт, чтобы на одну и ту же ситуацию наложить множество паттернов, сложившихся в его сознании. Тип мышления такого человека ближе всего к конвергентному мышлению.
Таким образом, получается, что креативность человека определяется его способностями к латеральному сдвигу своего мышления и восприятия.
Эдвард де Боно утверждает, что творчество можно алгоритмизировать, т. е. человека можно научить осуществлять латеральный сдвиг. А значит, методы разработки креативных решений вполне могут работать, если создать для этого условия.
Все это означает, что можно и нужно управлять развитием креативного потенциала компании, воздействуя на все его основные составляющие - креативный потенциал сотрудников, организационно-экономический механизм и ресурсы.
Можно даже выделить две основные стратегии развития креативного потенциала:
стратегия набора креативных сотрудников. Для этого должна хорошо работать система отбора специалистов, которая на входе в компанию осуществляла бы оценку креативности (такие методики есть);
стратегия развития креативности собственных сотрудников. В этом случае компания проводит специальные мероприятия по стимулированию и развитию творческих способностей уже существующего персонала.
Естественно, что эти стратегии могут использоваться параллельно.
Учитывая все вышесказанное можно более четко сформулировать основные качества, которыми должен обладать человек, способный на креативную деятельность. Воспользуемся табл. 4.1 и проверим все ли факторы мы учли, когда описывали группу личностных факторов, влияющих на решение. Мы выделили:
Квалификацию сотрудника - этот фактор не подлежит сомнению и бесспорно влияет на творческие способности индивида. Здесь также следует отметить, что для творческого процесса иногда бывает слишком губительна ранняя специализация индивида на какой-то конкретной области исследования. Часто ранняя специализация создает как бы невидимые границы для человеческого восприятия, которое уже не может проникнуть в смежные области знаний для поиска новых или нетрадиционных решений. Поэтому не-
смотря на важность и необходимость узкой специализации, при формировании команды креативщиков следует учитывать, что в нее должны входить как узкие специалисты, так и универсалы.
Опыт деятельности в данной области. Эта характеристика имеет корреляцию с квалификацией, хотя также носит и вполне самостоятельный характер. Как было отмечено выше, опыт создает возможности для формирования большего числа паттернов (хотя встречаются и ситуации, когда с опытом человек все больше становится консервативным и неспособным к осуществлению латерального сдвига). Опытный человек будет всегда использовать собственный опыт при принятии решений. Часто это является полезным и необходимым условием принятия удовлетворительного решения. Также следует отметить, что в ситуациях, когда нужно принципиально новое нетрадиционное решение, опыт может стать негативным фактором. Поэтому в этом случае лучше предпочесть человека без опыта.
Восприятие и склонность к определенному типу мышления. Как правило, эти факторы сильно взаимосвязаны, поскольку относятся к когнитивным процессам, т. е. к процессам познания. Восприятие первично по отношению к мышлению, поскольку оно предшествует мышлению. Как уже было показано выше восприятие связано с разпознаванием паттернов, что в свою очередь заставляет человека использовать тот или иной тип мышления. В то же время, сознательно применяя, например, латеральное мышление, человек может изменить свое восприятие ситуации. Таким образом, восприятие и тип мышления взаимосвязаны и могут изменяться как по желанию самого человека, так и под воздействием на него извне.
Развитость интуиции. Пожалуй, это наиболее неподдающийся описа-нию и трактовке фактор. Интуицией обычно мы называем то, что не можем объяснить. Это что-то, происхождение чего мы пока не знаем, но непременно узнаем благодаря дальнейшему развитию науки. Однако надо еще раз отметить, что интуиция скорее характеризует не процесс разработки креативных
решений, а процесс выбора или принятия решения. Человек интуитивно из нескольких альтернатив выбирает ту, которая действительно является удов-летворительной. Поэтому развитая интуиция скорее необходима (с точки зрения управления организацией) руководителю или ЛПР, чем обычному рядовому сотруднику, даже в случае, когда он занимается креативом. Но в любом случае наличие развитой интуиции является дополнительным преимуществом кандидата на креативную должность.
Личные мотивы и ожидания. Личная мотивация всегда способствует достижению поставленной цели. Поэтому совпадение личной мотивации сотрудника с целями компании всегда дает положительный эффект. То же самое можно сказать и про ожидания сотрудника. Совпадение ожиданий с тем, что он получает от организации, резко повышает его личную мотивацию к достижению успеха на рабочем месте.
Склонность к обучению и научению. Если человек в состоянии обучиться чему-то новому - это всегда положительный фактор для приема его на работу. Жизнь есть постоянный процесс обновления и адаптации. Обучение - необходимый фактор выживания человека. Обучение создает эффект научения, когда человек приобретает опыт определенной реакции на происходящее. Эффект научения особенно позитивен в производственной деятельности, особенно, когда речь идет о несложном труде, например работе на конвейере. Научение позволяет человеку увеличивать производительность труда, что эффективно сказывается на себестоимости продукции. В научении есть и негативный эффект с точки зрения креативной деятельности. Научение создает стереотипы в деятельности, т. е. невидимые рамки, не позволяющие мышлению перейти их границы. В этом случае человек становится не способным к креативной деятельности. Таким образом, креативный человек должен быть способен отказываться от стереотипов научения, когда они мешают преодолеть инерцию сознания.
- Отношение к риску и инновациям. Фактически риск и новаторство характеризуют отсутствие у личности страха. Однако риски бывают разными, точнее степени рисков. Поэтому очень трудно говорить о том, что умение и желание рисковать всегда является положительным свойством личности. Однако, когда речь идет о креативном человеке, то скорее всего он должен больше любить рисковать, чем быть осторожным. Что же касается новаторства, то креативный человек должен по своей природе быть новатором, иначе это не креативный человек. Отсутствие боязни нового — это ключевая характеристика креативной личности.
Таким образом, мы выделили и описали основные свойства креативной личности, которые должны быть определены при приеме человека на должность, либо быть развитыми в сотруднике, занимающем должность, предполагающую умение креативно мыслить.
В структуре креативного потенциала компании выделены еще две подсистемы - подсистема ресурсов и организационно-экономического механизма реализации креативного потенциала компании.
Что касается подсистемы ресурсов - собственных и привлеченных, то их состав традиционен. В качестве собственных ресурсов предприятия следует выделить все виды ресурсов, которые компании может использовать для реализации и развития креативного потенциала. Состав ресурсов определяется следующими основными видами: материальные ресурсы (здания и сооружения, техника и оборудование, другие материальные предметы, финансовые ресурсы, материальные информационные ресурсы, человеческие ресурсы и т. п.) и нематериальные ресурсы (нематериальные информационные ресурсы, интеллектуальные ресурсы, организационные ресурсы и т. п.).
В качестве привлеченных ресурсов могут выступать все те же виды ресурсов, но привлеченные со стороны в обмен на другие ресурсы, например финансовые. Это может выглядеть как привлечение консультантов, экспер-
тов или приобретение дополнительной информации, обмен опытом с другими компаниями и т. п.
В настоящее время существует широкий спектр методов разработки креативных решений, применяемых на практике. Анализ данных методов позволил классифицировать их по нескольким критериям.
По времени, в течение которого ожидается результат:
методы воспитания творческой личности, ориентированные на потенциальный результат в будущем, - это методы, используемые в процессе обучения детей, подростков, студентов, а также слушателей высших школ, в процессе которых стоит задача не столько получения конкретных результатов или креативных решений, сколько задача общего развития креативной личности, способной на результат в будущем.
методы активизации творческого процесса, ориентированные на получение результата в настоящем - это методы, которые используются в рамках реально функционирующих структур (коммерческих или некоммерческих), целью которых является получение текущих конкретных решений, т. е. сегодня.
По области, в которой добиваются возникновения креатива:
методы научно-технического творчества;
методы творческого управления;
методы творчества, используемые в науке, искусстве и т. п.
универсальные методы - это методы, которые могут применяться во всех областях деятельности человека — например, инсайт как способ постижения истины.
По области влияния на человеческое сознание и мышление:
психологические методы активизации творческого поиска или креативности - направлены на активизацию работы человеческого подсознания, на научение человека в процессе игры или тренинга пользоваться скрытыми креативными способностями;
методы принудительной активизации творческого процесса - это методы, используемые в случае, когда стоит необходимость быстрого принятия решения, т. е. в экстренных ситуациях;
методы алгоритмизации творчества - методы, предполагающие, прохождение человека по определенным запрограммированным этапам с получением в конце кративного результата;
методы, опирающиеся на талант и интуицию индивида, — это методы, которые объяснить и повторить невозможно. Это методы индивидуального творчества, основанного на личном таланте или интуиции индивида.
Последняя группа методов классифицирована наиболее четко для целей управления, поскольку дает конкретные рекомендации по ситуации, в которой эти методы могут применяться. Рассмотрим их более подробно.
Психологические методы активизации творческого поиска или креативности
Эта группа методов используется чаще всего в процессе обучения или тренинга как взрослых, так и детей. Поэтому для управления они являются скорее методами, которые следует использовать при проведении тренингов для персонала.
В этой группе методов следует выделить следующие:
Методы описания творческой деятельности наиболее одаренных людей. В психологии постоянно предпринимаются попытки объяснить творчество посредством описания переживаний творческой личности в процессе акта творчества. Однако, как правило, такие описания не дают никакой конкретной информации о том, как же все-таки это происходит. В результате набора информации в процессе таких исследований были детально разработаны стадии творческого процесса, включающие подготовку, фрустрацию, инкубацию, инсайт и разработку.
Методы психологических игр, задач, тренингов.
Одним из первых программы развития творческого мышления разработал американец Е.П. Торранс. Ведущей идеей Торранса стала идея преодоления внешне навязываемых ограничений и стандартов мышления. Основным методическим средством тренинга выступают задачи, анаграммы и психогимнастические упражнения. Признавая тренируемость дивергентного мышления, Торранс сформулировал требования к приемам, позволяющим стимулировать неосознаваемые компоненты творческого процесса (67, с. 178).
Сегодня существует множество программ активизации креативного мышления, ориентированных как на взрослых, так и на детей. Тренинги успешно применяются в рамках компании, когда сотрудники фирмы совместно решают общую задачу. Такие тренинги не только развивают креативность, но и создают командный дух, формируют способы коллективного творчества и принятия решений.
Гипноз.
Метод гипноза также успешно применяется для активизации процессов творческого мышления. Московский врач-психотерапевт B.JI. Райков на основе экспериментов по раскрытию творческих возможностей человека в состоянии гипноза получил любопытные результаты: "Так, не умевшие рисовать в состоянии гипноза выполняли "похожие" реалистические портреты, легко входили в заданную роль, результативнее играли в шахматы и т. д. Как правило, испытуемые после примерно 10 сеансов получали возможность активного творческого рисования уже в состоянии бодрствования" (69).
Существует также множество примеров экспериментов с людьми в различных ситуациях, когда на испытуемых влияли определенными запахами, звуками, вибрациями и т. д. В- некоторых случаях добивались очень интересных результатов. Однако все эти методы не гарантировали результата.
Медитация.
Медитация представляет собой достижение высокой степени концентрации, в которой человек может попытаться установить связь со своим под-
сознанием. Возможно, что подсознание подскажет человеку ответ на мучающий его вопрос. Однако такие методики являются слишком рискованными для неподготовленных людей, поскольку могут привести вообще к потере какого-либо сознания.
С точки зрения управления психологические методы активизации творчества лучше всего использовать как методы профилактики креатива, т. е. в рамках корпоративного обучения сотрудников.
<< | >>
Источник: Круглов Андрей Вячеславович. МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУРАХ. 2005

Еще по теме 4.2. Концептуальные основы развития методологии разработки креативных управленческих решений:

  1. В основе развития форм и видов интеллектуальной собственности, как отмечают ученые, важную роль играет регулирование
  2. 7.1. Современное состояние психологическойслужбы и концептуальные основы ее функционирования
  3. 1. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА
  4. ВВЕДЕНИЕ
  5. ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУРАХ
  6. 2.2. Концептуальные положения моделирования принятия управленческих решений в вертикально-интегрированных предпринимательских структурах
  7. Контроль за эффективностью разработки и принятия управленческих решений
  8. 2.3. Методологические принципы разработки управленческих решений в вертикально-интегрированных предпринимательских структурах
  9. ГЛАВА IV. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ КРЕАТИВНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  10. 4.1. Формирование концепции управления креативным потенциалом компании
  11. 4.2. Концептуальные основы развития методологии разработки креативных управленческих решений
  12. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  13. 3.1. Концептуальные основы совершенствовании государственного регулирования пассажирского транспорта мегаполиса
  14. 6.1. Методология исследования сущности управленческого решения
  15.   ГЛАВАІ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА РИСКА
  16. Изучение языка - основа развития речи.
  17. Глава 1. Концептуальные основы исследования теории государства и права
  18. ГЛАВА 7 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕК В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ
  19. Методология принятия управленческого решения