<<
>>

Режиссируя креативность

„Гч flu- jCr» Ці «п іЛи ft ь ilu

ЭЙЛИН Морли И Эндрю Сильвер

шинство людей сразу воображают натурные съемки. В зави-симости от возраста кто-то представляет себе Роберта Шоу, отго-няющего гигантскую акулу от берегов острова Мартас-Виньярд, или Джона Уэйна во главе американской кавалерии, скачущей через Долину Смерти В действительности кинопроизводство состоит из нескольких этапов, лишь один из которых — съемки как таковые.

На каждом этапе группа людей объединяет усилия, образуя миниатюрный рабочий коллектив, которому приходится решать стандартные проблемы, связанные с мотивацией, руководством и организацией Каждый этап — это временная система с определенным сроком существования и составом участников.

Люди собираются вместе, взаимодействуют, выполняют какую-то задачу и расходятся. И на каждом этапе режиссеру приходится стимулировать и управлять творческой активностью разного рода, не выходя при этом за строгие рамки бюджета и напряженного съемочного графика. Таким образом, основная работа режиссера заключается в управлении креативным процессом.

В этой статье мы будем употреблять термин «креативность» для обозначения как технического, так и художественного творчества, отдавая себе отчет, что такая трактовка приближает его к понятию «инновация» Представление о «креативности» для нас особенно важно, поскольку существует очевидная корреляция в восприятии временного как креативного, и постоянного как рутинного. Большинство временных организаций, таких как съемочная или рабочая группа, формируются для того, чтобы разработать концепцию, план, продую1 или услугу, или осуществить определенный проект, будь то полет на Луну или празднование юбилея. После достижения поставленной цели эти организации подлежат роспуску. Постоянные коллективы, напротив, предназначены для выполнения повторяющихся производственных или иных задач, возникающих с определенной периодичностью.

ОГДА ЗАХОДИТ РЕЧЬ О СОЗДАНИИ ФИЛЬМА, боль

Поскольку съемочная бригада представляет собой временную креативную систему, она имеет много общего с командами различных научных или технических проектов, специальными комиссиями, консультационными и прочими целевыми группами краткосрочного действия.

Следовательно, данные, полученные нами в ходе наблюдения за производством фильма, могут быть интересны руководителям подобных групп.

Производство фильма состоит из трех основных этапов. На каждом из них все разное — люди, условия, задачи. Только режиссер, продюсер и автор сценария участвуют в проекте с самого начала и до самого конца. Однако, прежде чем они начнут предпринимать какие-либо шаги, должно быть заключено соглашение между сценаристом, режиссером и способными обеспечить фильму кассовые сборы «звездами». Для всех перечисленных сторон успех картины имеет первостепенное значение, и именно это лежит в основе соглашения. Заключение подобного договора можно сравнить с разработкой коммерческого предложения; решение вопроса о финансировании равноценно подписанию контракта. После того как деньги найдены, в дело вступает съемочная группа.

Первый этап (подготовительный) посвящен доработке сценария, составлению плана производства, подбору актеров и найму технического персонала. Подготовкой к съемкам обычно занимается небольшая команда, состоящая в основном из близких режиссеру и пользующихся его доверием людей.

Затем команда переходит непосредственно к съемочному процессу. Для этой фазы характерны выраженная социальная структура и ее собственная культура. Занятый на данном этапе персонал в зависимости от рода своей деятельности делится на различные группы или подсистемы: актеры, команды операторов, осветителей, звукооператоров и т.д. Кроме того, персонал также делится на две категории: «над чертой», и «под чертой». Эта черта—вполне реальная строка в бюджете картины. Основная концептуальная разница между этими двумя группами состоит в мере ответственности. Люди, находящиеся «над чертой», отвечают за успех фильма в целом. Это так называемая «руководящая группа» (продюсер, режиссер, сценарист), а также ведущие актеры. Люди «под чертой» (члены операторской и прочих команд, плотники, водители и т.п.) отвечают лишь за определенный аспект кинопроизводства.

Третий этап (постпроизводство) начинается после окончания съемки как таковой, когда съемочная группа уже распущена.

Этот период включает в себя монтаж видео- и звукоряда, запись и синхронизацию музыкального сопровождения и различных звуковых эффектов. Постпроизводство сходно с подготовительным этапом перед съемками тем, что в нем также принимает участие сравнительно небольшая группа людей, работающих в тесном контакте друг с другом и с режиссером Создание нового фильма не обходится и без маркетинговой фазы, но поскольку продвижением фильма занимается киностудия, а не съемочная группа, мы не стали включать этот аспект в наше исследование.

Большинство ограниченных по времени проектов в процессе реализации проходят через аналогичные вышеперечисленные этапы. Люди, отвечающие за планирование и подбор кадров, вовсе не обязательно становятся руководителяхми проекта или его исполнителями, точно так же специалисты, занятые на основном этапе, не всегда участвуют в доработке или даже завершении проекта. Полезнее всего проанализировать разные этапы с точки зрения кадрового состава. Какие специалисты задействованы на данном этапе? В какой момент и с какой целью «появляется на сцене» каждый из них? Как долго он остается членом команды? Каким категориям работников необходимо хорошее взаимопонимание? На какие группы разделены участники проекта и к каким группам они относят себя сами? Меняется ли эта классификация при переходе на новый этап?

Немногие руководители видят в своих организациях социальные системы подобного рода, задумываются о ключевых ролях их участников и принципах взаимодействия различных индивидуумов, групп и уровней. При этом структурные особенности рабочей системы существенно влияют на характер общения и сотрудничества ее членов. Люди, которые работают вместе или встречаются в неформальной обстановке, склонны обмениваться информацией и завязывать более близкие отно-шения, в отличие от тех, кто работает по очереди или в разных зданиях.

Настоящая статья посвящена описанию жизненного цикла съемочной группы и исследованию некоторых процессов и проблем-, характерных для любой временной системы.

<< | >>
Источник: Harvard Business Review. Креативное мышление в бизнесе. 2006

Еще по теме Режиссируя креативность:

  1. Содержание
  2. Режиссируя креативность