<<
>>

Ключевые ценности человеческой жизни.

Ключевые ценности человеческой жизни философия и ес­тественные науки не могут определить только на уровне чисто абстрактного теоретизирования, а тем более - на уровне «голо­го» эксперимента.

Тем не менее первоначально данную пробле­му ученые-естественники пытались решать, не совмещая эти уровни. Однако, начиная с уникальных трудов Ч. Дарвина (1809-1882) и Л. Пастера (1822-1895), исследований ДНК Д. Уотсена (род. 1928) и Ф. Крика (род. 1916), на ценности челове­ческой жизни стали смотреть диалектично, а исследовать - комплексно. Новые учения радикально обновили мировоззре­ние деятелей науки, заставив представителей различных облас­тей естествознания, особенно биологии, посмотреть на многие

аспекты жизни совершенно другими глазами. А.И. Опарину (1894-1980) удалось объединить все наиболее ценное в научно­рациональных гипотезах, опытах и экспериментах, связанных с проблемами жизни, и философски синтезировать методологию эволюционизма Дарвина с организмизмом Пастера.

Русский ученый впервые заявил о том, что когда Земля была еще безжизненной, на ней осуществлялись некие неорга­нические, абиотические синтезы углеродистых соединений, то есть имела место своеобразная «предбиологическая эволюция». Можно сказать, что это была «химическая эволюция», которая привела в итоге к усложнению абиогенных соединений, а затем и к формированию из них индивидуальных фазово-обособлен­ных систем, с последующим превращением последних (на ос­новании естественного отбора) в предшественников жизни - «пробионтов», а позже - в первичные живые вещества. Фило­софское осмысление революционной идеи А.И. Опарина позво­ляет понять и оценить следующие явления:

а) возникновение жизни как одна из стадий эволюции Вселенной;

б) возникновение жизни как закономерный результат эво­люции различных соединений углерода.

Эти выводы невозможно было сделать в отрыве от изуче­ния всего предшествующего данному этапу развития материи.

Для перехода от химической формы движения материи к био­логической был необходим естественный отбор обособленных от среды и постоянно с ней взаимодействующих молекулярных систем.

В различных пунктах Вселенной, на разных этапах косми­ческого развития материи ее эволюция предстает не как единый непрерывный процесс, а скорее как целый пучок различных форм саморазвития. Отдельные виды и формы движения мате­рии могут приводить к очень сложным и более совершенным, то есть абсолютно самодостаточным способам ее существова­ния. Так, для перехода от химических процессов к биологиче­скому движению необходимо было первоначальное образова­ние, а затем и закономерный отбор, пробионтов. Но для того, чтобы смог «действовать» естественный отбор, микрострукту­ры, образующиеся в одних и тех же условиях, должны были за­метно отличаться друг от друга как по своему составу, так и по

свойствам. Никакая «целесообразность» строения живого орга­низма не может возникнуть сразу, без определенной предбио- логической эволюции надмолекулярных систем.

Философские и особенно научные прорывы в естествозна­нии (биологии) - разработка эволюционного учения, опровер­жение догмы самозарождения жизни, введение принципа дис­симметрии, опаринская гипотеза возникновения жизни на Зем­ле, обнаружение двойной спирали ДНК и многие другие откры­тия - привели к глубоким мировоззренческим переворотам в общественном сознании. В наше время ученые-биологи, серьез­но изучающие многие структурные компоненты живых систем (ДНК, РНК, АТФ, углеводы, липиды, витамины, гормоны), а также их многочисленные функции в организме, стремятся по­нять и философски объяснить самоценность этой сложной сис­темы бытия материи. Уже установлено, например, что для вся­кого живого вещества характерна «триада жизни», а именно единство субстратного, энергетического и информационного потоков, составляющих целостную живую систему самоценно­го бытия, способную к обмену веществами, энергией и инфор­мацией с внешней средой. На базе философского осмысления этой триады формируется философская триада познания жизни: созерцание, анализ и синтез.

Все известные живые системы отличает высокий уровень структурной и функциональной упорядоченности, их особое положение в космическом пространстве, да и в космическом времени. Как уже было сказано, они обмениваются с окружаю­щей средой энергией, веществами и информацией, то есть явля­ются открытыми системами бытия. При этом, в отличие от не­живой материи, живому веществу присуща способность к опре­деленному упорядочению и свойственно стремление к созда­нию порядка из хаоса вселенской материи. В ходе эволюции живых организмов все более совершенствовались они сами и процессы их приспособления к внешним условиям, что способ­ствовало развитию центральной нервной системы у свободно передвигающихся животных. Однако эволюция живого вещест­ва, как и эволюция различных его видов, - всего лишь фраг­мент космического процесса. Для осознания самоценности жиз­ни недостаточно изучения только деталей и отдельных меха­низмов ее видообразования и видоизменения, как это еще име­ет место в ряде современных эволюционных теорий.

Первым, кто смог научно и философски увязать воедино эволюцию земного живого вещества и эволюцию звездно-кос­мической материи, был В.И. Вернадский. Он исходил из необ­ходимости прежде всего оценить самодостаточность живых систем. Для этого надо было мысленно проследить естествен­ную тенденцию самоусложнения организмов, их развития от примитивных форм до высших животных и, в конечном счете, до человека, обладающего разумом. Единственным критерием оценки данного процесса (движения материи) могла быть оче­видная способность живых организмов к естественной регене­рации их органов. Это самое впечатляющее проявление жизне­стойкости органической материи. Данное свойство наиболее ярко выражено у низших существ, таких, как дождевые черви, полипы и т.д. Если червя, к примеру, разделить на несколько частей, то каждая из них регенерирует в живое целое. Известно, что и у некоторых животных сохранилась способность к вос­становлению утраченных органов. Она имеется у амфибий и рептилий.

С усложнением видов животных (от рептилий до млекопи­тающих), структуры и функций их организмов регенеративная способность постепенно снижается до минимума. На ее место приходит уникально устроенный аппарат нервной системы. Так, у человека отсутствие способности к физической регенера­ции компенсируется силами разума, который может сам воссоз­давать некие модели биофизиологического сохранения и вос­становления разрушенных или поврежденных органов, то есть позитивно реагировать, посылая в соответствующую часть ор­ганизма творческо-созидательный регулирующий импульс.

Многие годы естествоиспытатели под регуляцией понима­ли только одну возможность управления жизненными процес­сами в организме, связанную с нервной деятельностью. Теперь считается, что внугреннее содержание жизненного материала, взаимосвязь его отдельных звеньев в ходе фило- и онтогенеза саморегулируются. Таким образом, целостный организм, как и каждая отдельно взятая ею клетка, представляет собой слож­ную высокорганизованную саморегулирующуюся систему. Че­ловек же, стоящий на высшей ступени эволюции, - это особо высокоразвитая система разумного регулирования жизни.

В настоящее время принципиально по-новому понимаются взаимосвязи и взаимозависимости между человеческим обще­

ством и биосферой планеты. Сформировалась концепция коэво­люции - совместного развития как необходимого способа со­хранения всего живого (в том числе человека) на Земле. Сего­дня вполне очевидна прогрессирующая неравновесность «соот­ношения» человеческого начала и биосферы. Разрушение есте­ственных биосферных циклов привело в итоге к кризисному со­стоянию практически все земные биоструктуры. Коэволюция как единый природно-социальный процесс жизни «требует» не разрывать биосферу на естественную природу и искусствено созданную цивилизацию, что может повлечь за собой непред­сказуемые последствия.

Философы и ученые придают огромное значение совмест­ному осмыслению проблемы нового образа самоценной челове­ческой жизни как природного и социально-культурного образо­вания. Оно предполагает глубокий философский анализ естест­воиспытателями условий ее формирования и функционирова­ния. Но, к сожалению, эта проблема еще далека от своего раз­решения, возможно, в силу ее специфичности, требующей осо­бенно пристального внимания прежде всего к социокультур­ным факторам развития естествознания, особенно биологии и медицины, и установления каналов, через которые их воздейст­вие проникает в сферу собственно жизненных процессов. Об этом свидетельствует не только экологический кризис, но и по­пытки решать некоторые проблемы жизни по-новому, с учетом достижений науки вообще и медицины в частности, а также ус­пехов биомедицинских технологий, генной инженерии, затра­гивающих, так сказать, пределы человеческой популяции.

2.4.

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Ключевые ценности человеческой жизни.: