Схема личности по Джеймсу.
^ Физическая личность
Они (личности) находятся во взаимозависимости. Чувство самосохранения, эгоизм, альтруизм и др. заставляет нас развивать одни стороны личности и тормозить другие стороны.
По Джеймсу, «одним из курьезнейших законов нашей (психологической) природы является то обстоятельство, что мы с удовольствием наблюдаем в себе известные качества, которые нам кажутся отвратительными у других» (физическая неопрятность, жадность, честолюбие, ревность, деспотизм и пр.).
«Все совершенствование социальной личности заключается в замене низшего суда над собой высшим» (то есть Богом).
Важнейшим элементом сознания личности является самооценка.
Она бывает двух видов: 1. самодовольство, выражающееся в чувствах гордости, высокомерия, суетности, самолюбования, заносчивости, тщеславия и пр.; 2. недовольство собой - скромность, униженность, смущение, стыд, неуверенность, позор, раскаяние, отчаяние и пр.Эти, по Джеймсу, два противоположных по типу чувствований являются первичными дарами нашей природы. Эти типы чувств выражаются в мимике, походке, манерах поведения и пр.
Наряду с самооценкой особое место занимает забота о себе и самосохранение. Это значительный класс основных инстинктивных побуждений, включающих:
1.заботу о физической личности (страх, гнев, и пр.) - т.е. все целесообразные действия по поиску питания, жилья, защиты, развития орудий и т.д.;
2.заботу о социальной личности (выражается в чувствах любви, дружбы, ревности, конкуренции, жажде славы, честолюбии и пр.);
3.заботу о духовной личности (стремление к духовному прогрессу - умственному, нравственному, духовному в узком смысле).
Необходимым компонентом самосознания является самоуважение.
У.Джеймс дает его формулу: Самоуважение=Успех / Притязание.
Самоуважение возрастает (уменьшается) при возрастании успеха (числитель) или уменьшении (знаменатель) притязаний.
Джеймс пишет: «Отказ от притязаний дает нам такое же желанное облегчение, как и осуществление их на деле, и отказываться от притязаний будут всегда в том случае, когда разочарования беспрестанны, а в борьбе не предвидится исхода».
Так, решительный отказ влюбленному в любви, как будто умеряет его горечь при мысли о потере любимой особы.
По Джеймсу, как иногда приятно отказаться от притязаний, например, казаться молодым и стройным. «Слава Богу, - говорим мы себе, - иллюзии миновали!». Джеймс: «Наше самочувствие, повторяю, зависит от нас самих. Карлейль говорит: Приравняй свои притязания к нулю и целый мир будет у твоих ног. Справедливо писал мудрейший человек нашего времени, что жизнь начинается с момента отречения».Такова стоическая философия - заранее считать себя лишенным всего того, что зависит не от нашей воли. Так, Эпиктет советует сделать личность неуязвимой, суживая ее содержание, и в то же время укрепляя ее устойчивость- «Я должен умереть - хорошо, но должен ли я умирать немедленно, жалуясь на судьбу? Нет, ибо я не бессмертен, я хорошо знаю, что всякий, кто родился должен когда-нибудь умереть» - то есть сужая свою личность, ограничивая ее, мы делаем себя более независимым от чужой воли.
Человеком можно овладеть, если мы воздействуем на его какую - либо личность, то, что он считает своим. Но чем меньше будет у человека этого своего, тем меньше он подвержен влиянию чужой воли, тем более мы бессильны влиять на него.
Но есть другой тип людей - экспансивные люди, которые наоборот, расширяют свою личность, готовы объять весь мир - и здесь тоже есть плюс для устойчивости в жизни: ничто человеческое мне не чуждо (то есть богатство содержания личности): «Пусть презирают мою скромную личность, пусть обращаются со мной как с собакой, пока есть душа в моем теле, я не буду их отвергать, они - такие же реальности, как я. Все, что в них есть действительно хорошего, пусть будет достоянием моей личности». Эти люди, по Джеймсу, «способны испытывать своеобразное тонкое чувство восхищения при мысли, что несмотря на болезнь, непривлекательную внешность, плохие условия жизни, несмотря на общее к ним пренебрежение, они все - таки составляют неотъемлемую часть мира бодрых людей и не лишены некоторой доли в пользовании богатствами Вандервильдтов и даже самих Гогенцоллернов».
Джеймс заключает: «Таким образом, то суживаясь, то расширяясь, наше эмпирическое «Я» пытается утвердиться во внешнем мире». Тот, кто может воскликнуть вместе с Марком Аврелием : «О, вселенная! Все, что ты желаешь, то и я желаю!» имеет личность, из которой удалено до последней черты все, ограничивающее ее содержание - содержание такой личности всеобъемлюще.