Основные положения учения У. Джеймса о личности.
По Джеймсу, условно мы можем различать в себе как личности два основных элемента:
познаваемый нами (моим самосознанием) аспект личности - то есть я сознаю себя как
личность, как особый объект по отношению к моему самосознанию - эмпирическое Эго;
познающий элемент - т.е.
собственно «Я» как субъект, познающий себя как личность (чистоеЭго).
Таким образом, «мое самосознание является как бы двойственным - частью познаваемым и частью познающим, частью объектом и частью субъектом».
Личность как объект (эмпирическая) включает в себя и свое: то есть что ей близко, с ней связано, о чем он так же печалится и радуется и др., как и самой себе. По Джеймсу, «в самом широком смысле личность человека составляет общая сумма всего того, что он может назвать своим»: не только физические и душевные качества, но также его платье, дом, жена, дети, его труды, его яхта, капиталы и т. д.
Отсюда анализ личности может быть разделен на три части: а) анализ составных элементов личности; б) анализ чувств и эмоций, вызываемых ими (самооценка); в) анализ поступков, вызываемых ими.
Составные элементы личности могут быть подразделены также на три класса:
физическая личность,
социальная личность,
духовная личность.
Физическая личность - то есть телесная организация, одежда, наш дом, капиталы и т.п.
Социальная личность - формируется на основе нашего человеческого стремления быть благоприятным в глазах других; «признание в нас личности со стороны других представителей человеческого рода делает из нас общественную личность». У человека столько социальных личностей, сколько имеется групп людей или даже отдельных людей, которые признают в данном человеке личность и мнением которых он дорожит.
Наша личность находится в раздвоении, растроении, расчетверении и т.д.- т.е. мы по разному ведем по отношению к разным людям - с родителями, с детьми, с начальством, с подчиненными. Это может вести к дисгармонии социальной личности. Добрая слава, позор, честь - это названия для социальных личностей.У. Джеймс пишет: «Представление, которое складывается о человеке в глазах окружающей его среды, является руководящим мотивом для одобрения или осуждения его поведения» - т.е. социальная личность, как осознанное мнение, зеркало, в которое смотрится индивид, является мотивом его поведения. У.Джеймс: «то, что называют мнением среды, составляет один из сильнейших двигателей в жизни».
Духовная личность - это «полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств» - т.е. эмоции, желания, ощущения. Самый центр, самое ядро нашего «Я», поскольку оно нам известно, святое святых нашего существа - это чувство активности, обнаруживающееся в некоторых наших душевных состояниях. Среди элементов духовной личности одни интимнее (например, желания, эмоции) других (внешние ощущения).