Личность (схематическое определение) – это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека. ^ Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека. В современной психологии выделяют 7 основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. 1. Психодинамический (классический психоанализ). 2. Психоаналитический. 3. Гуманистический. 4. Когнитивный. 5. Поведенческий. 6. Субъектно-деятельностный. 7. Диспозициональный. 1. Психодинамический (классический психоанализ). Основоположник: австрийский ученый З. Фрейд (1856-1939). Главный источник развития личности – врожденные биологические факторы – инстинкты, а точнее, - общая биологическая энергия «либидо» («желания»). Сексуальные (продлить род) и агрессивные (разрушить жизнь себе и другим) влечения, составляющие основную часть либидо, человеком никогда не осознаются. Согласно З. Фрейду, в структуре личности доминирует «бессознательное» - Оно (Ид - Id). Элементами личности также являются Я (Эго - Ego – сознание) и Супер-Я (Супер-Эго - SuperEgo – система ценностей и норм). 2. Психоаналитический. Основоположник: швейцарский исследователь К.Г. Юнг (1875-1961). ^ Главный источник развития: врожденные психологические факторы. Смысл жизни каждого человека: наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием (готовые первичные идеи – архетипы – универсальны, например, идеи Бога, добра и зла присущи всем народам, но есть архетипы культурно- и индивидуально-специфические). Коллективное бессознательное – совокупность всех врожденных архетипов. Согласно К.Г. Юнгу, в структуре личности доминирует «бессознательное», основную часть которого составляет «к.б.». 3. Гуманистический. В гуманистическом подходе выделяют два основных направления. Представители: К. Роджерс (1902-1987) – клиническое направление, А. Маслоу (1908-1970) – мотивационное направление. Несмотря на некоторые отличия между этими двумя направлениями, их объединяет много общего. ^ Главным источником развития представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности представляет собой «развертывание» этих врожденных тенденций. Согласно Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуализирующейся тенденцией», содержит изначально в «свернутом» виде будущие свойства личности человека. Вторая – «организмический отслеживающий процесс» - представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная «структура Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры «структуры Я» находятся в сложных отношениях - от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии. Цель жизни, согласно Роджерсу, - реализовать весь свой врожденный потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», т.е. быть человеком, который использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе. Маслоу выделял два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные потребности», которые прекращаются после их удовлетворения и «ростовые потребности», которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Существуют также потребности промежуточные по своему содержанию – «потребности в принадлежности», связанные с потребностью в других людях. Маслоу сформулировал закон поступательного развития мотивации, согласно которому мотивация человека развивается поступательно: движение на более высокий уровень происходит в том случае, если удовлетворены (в основном) потребности низшего уровня. Другими словами, если человек голоден (первый уровень потребностей) и у него нет крыши над головой (второй уровень потребностей), то этому человеку трудно создать семью (третий уровень потребностей) и тем более испытывать уважение к себе (четвертый уровень) или заниматься творчеством (пятый уровень). Наиболее важными для человека являются потребности пятого уровня - потребности в самоактуализации. Самоактуализация - не конечное состояние совершенства человека. Ни один человек не становится настолько самоактуализированным, чтобы отбросить все мотивы. У каждого человека всегда остаются таланты для дальнейшего развития. Человек, достигший пятого уровня, называется «психологически здоровой личностью». существует 4 уровня структуры личности (биологические и социальные). 1. Низший уровень личности - биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. 2. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. 3. Следующий уровень личности - индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. 4. Высшим уровнем личности является еенаправленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен. Различие людей между собой значительно: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью. Выдающийся отечественный психолог С.
Л. Рубинштейн различал в личности направленность, способности, темперамент, характер, самосознание. А. Н. Леонтьев считал, что личность — это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве ее подструктур, они лишь условия формирования этого образования, социального по своей сущности. Направленность и воля принадлежат личности, ибо волевой поступок невозможно рассматривать вне иерархии мотивов, так и направленность есть непосредственное выражение мотивационных структур, т. е. ядра личности. ^ Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову) Краткое название подструктуры | К данной подструктуре относятся | ^ Соотношение биологического и социального |
Подструктура направленности | Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы; интересы | Социальный уровень (биологического почти нет) |
Подструктура опыта | Умения, знания, навыки, привычки | Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического) |
Подструктура форм отражения | Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) | Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального) |
Подструктура биологических, конституциональных свойств | Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства | Биологический уровень (социальное практически отсутствует) |
Несмотря на различие людей между собой, функционирование психики всех людей подчиняется общим закономерностям: у всех есть память, эмоции и другие психические процессы; в своем развитии все проходят общие этапы развития, формируются общие, типичные человеческие проявления психики. И даже отличия людей друг от друга характеризуются определенной устойчивостью, в результате эти различия тоже можно выделить, описать, типизировать, обобщить, т.е. создаются научные типологии, находится «общее» даже в различиях. Но все существующие классификации типов мышления, темперамента, характера, личности людей, с одной стороны, слишком широки, потому что под один тип попадает множество совершенно различных людей, а с другой стороны, слишком узки, потому что ни один человек никогда не укладывается в рамки одного типа. И тем не менее, без научных типологий не обойтись. Они нужны потому, что помогают прогнозировать поведение человека, помогают мыслить, пока мы помним об их искусственности и условности.