<<
>>

Авторская система социокультурно-образовательной эмотивации как коммуникативно-технологический комплекс развития студенческих компетенций

Политические, экономические, социокультурные преобразования, охватившие все сферы нашей жизнедеятельности, обуславливают возрастающую роль системы университетского образования в формирования демократичного общества в его гармоничном становлении и совершенствовании.
В сегодняшних условиях решения актуальных проблем разработки теоретико-методологических основ стратегии, инновационных технологий тактик гарантированного обеспечения единства России необходимы целостные, разносторонне-гармоничные подходы сохранения, преумножения, технологического саморазвития профессиональных компетенций студенчества в системе социокультурных ценностей в контексте метафизики креативности, что невозможно без сочетания классически-традиционных, современных и потенциально-перспективных подходов, создаваемых лишь в системе коммуникативно-творческих комплексов стратегии и тактики отечественного образования. В целостном, многоплановом образовательном процессе первостепенное значение приобретает развитие коммуникативно-технологического комплекса компетенций современного студента в социокультурно-образовательном отношении к потенциально качественно новой действительности эпохи инновационных информационных технологий постиндустриального мира в системе именно метафизики креативности. В настоящее время очевидна высокая степень расхождения между насущной потребностью системы образования России в социокультурно-педагогических идеях в области коммуникативно-технологических компетенций нравственно-эстетического развития учащегося, студента и результатами соответствующих исследований. Его методологические аспекты целостно не рассмотрены сегодня ни в отечественной, ни в зарубежной педагогике университетского образования. Экспериментально не изучена совокупность педагогических условий, благоприятствующих (либо препятствующих) разностороннему, гармоничному развитию школьника, студента средствами аудиовидеоискусств.
Именно педагогическое использование лучших произведений художественного творчества принципиально важно в эпоху информационных технологий: оно открывает перед молодым россиянином наиболее доступный способ получения элементарных начал эстетических знаний. С другой стороны, – засилье в аудиовидеопрокате и на театральных подмостках американизированной массовой попсубкультуры чревато не только опасностью самоутверждения примитивного кругозора «кассетного» человека-наркомана среди нашей молодёжи, но и способно приводит её к мысли о том, что подобные суррогаты и есть настоящее искусство. Автор проанализировал совокупность педагогических условий развития коммуникативно-технологических компетенций в контексте нравственно-эстетического отношения студентов-культурологов РГСУ к действительности в контексте прогресса социокультурной системы нынешнего университетского содружества, взятой в её генезисе, самовоспроизводстве как целостное понятие процессуального эволюционно-демократичного и меритократичного характера. Геополитическая реальность, закономерно выдвигающая в современной мире на передний план прогресса человечества и каждой отдельной личности именно социокультурный контекст, обуславливает ведущую роль в нём образования, искусств, нравственно-эстетического творчества. Только они в состоянии в потенциально постиндустриальную эпоху естественно органично взаимодействовать с экономической, политической, общественной и другими сферами жизнедеятельности субъектов эволюционно-демократичного развития земной цивилизации XXI столетия, обеспечивая благоприятное гармоничное самосовершенствование структуры каждого из этих закономерно объективных диалектических процессов. Педагоги, работающие в системе базового, дополнительного образования, преподаватели воспитательных заведений на разных ступенях общественной «иерархии» испытывают насущную потребность в системном обновлении фундаментальных мировоззренческих основ своего профессионального инструментария, эффективном внедрении прогрессивных подходов в комплексный процесс разностороннего развития личности сегодняшнего школьника, студента – потенциального гражданина всемирного содружества людей второй половины наступившего столетия.
По существу, эта цель представляет собой реальный образовательный ценностный ориентир педагогики искусств и эстетического творчества как вероятностно-перспективных функций эмоционально-образных факторов-регуляторов социокультурной энергетики рассматриваемого диалектического процесса, акцентуируемого гармоничными доминантами геополитического контекста соразвития общества и личности homonoospherukus. По данным ЮНЕСКО, стилистика эстетического отношения современных землян к действительности дифференцируется на следующие системы подходов: а) авторитарно-диктаторскую (около 40%); б) либерально-попустительскую; и в) демократическую (примерно 10%). Преимущественно из потенциально-перспективных «ядер» более последней, менее первых двух, – формируются оптимально-прогрессивные инновационные образовательные технологии; это – эволюционно-демократичный и меритократичный (от лат. meritus + cratos = «власть по заслугам, достоинству») – подходы. Разработка фундаментальных педагогических исследований, посвящённых проблемам естественно-гармоничного «вхождения» растущей личности в эволюционно-демократичный, меритократичный социум потенциальной ноосферы, ориентирована в прогрессивных развивающих системах на культурно-образовательные стандарты, единые эстетически-разносторонние пространства и коммуникативно-общечеловеческий художественно-творческий язык. Несмотря на частоту употребления термина в зарубежных и отечественных общественных науках, ещё методологически не выработан комплекс фундаментальных педагогических понятий, отражающих специфику развития эстетического отношения (его объективной основы, структуры, функций, качественно результативной формы) в социокультурном контексте современной российской общеобразовательной школы. Это и затрудняет раскрытие специфики эстетического отношения школьника в сегодняшних педагогических условиях как социокультурного образовательно-развивающего феномена. В контексте педагогической науки мы понимаем под эстетическим отношением совокупность целостных системно-коммуникативных взаимосвязей личности учащегося со всеми объектами современной ему действительности, порождаемых эмоционально-образной спецификой идеальных художественно-духовных ориентиров прогрессивного мировоззренческого, социокультурного самосовершенствования общества и профессионально реализуемых в комплексном процессе разностороннего образования сегодняшнего школьника – субъекта-носителя рассматриваемого отношения.
В методологическом смысле эстетическое отношение индивида к действительности всегда опосредовано общественными системами и ценностями исторически определённой культуры, интериоризованными личностью, то есть воспринятыми как её собственные. Действительно, целесообразен именно педагогический анализ, опирающийся на логическую реконструкцию процесса развития рассматриваемого отношения. Он позволяет конкретно интерпретировать классические эстетически воспитывающие личность возможности общеобразовательной и высшей школы России дня завтрашнего. Большинство педагогических разработок ориентировано сегодня на технологические, ноне на поисковые инновационные компоненты развивающего процесса; лишь единицы прогрессивных исследований направлены на то, чтобы воспитывающийся сегодня человек XXI века, попадая в поле «другой» культуры, не терялся, но самореализовывался гармонично и творчески. В нынешнюю эпоху, в начале нового тысячелетия всемирной истории, педагогические аспекты формирования информационной цивилизации образования, его настоящего будущего эстетическими, мировоззренчески-отношенческими средствами становятся особенно актуальными. Тем более необходимы исследование, разрешение инновационных проблем развития эстетического отношения учащегося, студента к действительности для нашей страны, сделавшей за предыдущее столетие невиданный в истории скачок в преодолении неграмотности, создавшей систему общеобразовательного типа, но вь наши дни столкнувшейся с угрозой разрушения образования и общедоступного обучения как социокультурного феномена и резкого падения уровня художественной воспитанности своих молодых сограждан. Пессимистически-упадочнические утверждения отдельных учёных, многих учителей-практиков о непрестижности, «вторичности» культуры, образования, эстетического развития носят, как правило, критиканский (но не критичный) характер, «гася» при этом ростки и намётки новых образовательных систем, по существу, «на корню».

Современные руководители высших общеобразовательных школ различных типов – как привычных, так и вновь возникающих, – в погоне за модернизацией учебного процесса повсеместно вводят в качестве обязательных предметов основы рыночной экономики, электронной и вычислительной техники, предпринимательской деятельности, менеджмента, маркетинга и т.п.

Однако всё более вовлекаемые во взрослую, подчас спонтанно и агрессивно коммерциализирующуюся жизнедеятельность учащийся, студент, достаточно болезненно, в основном вопреки собственной природе, бывают искусственно оторваны от эмоционально-образного «эмбриона» системы органически естественного, эволюционного саморазвития. Как следствие – теряются оптимальные мировоззренческие, ценностно-художественные ориентиры подлинного эстетического творчества, психологическая комфортность, которые современный учащийся не в силах ощутить в условиях нестабильной образовательной ситуации, не обеспечивающей своим субъектам уверенности в завтрашнем дне, благополучии своей семьи, народа и страны (как бы эти понятия ни представлялись кому-то «устаревающими», оттесняясь изначально инородной воинствующе американизированной в нравственно-эстетическом отношении макро- и микросоциокультурной средой. Бесспорно, перечисленные здесь аспекты подготовки потенциальных предпринимателей, экономистов, электронщиков, финансовых работников важны не только в узкоспециализированном применении в непривычных для большинства школьников и студентов рыночных условиях, но и в общеобразовательном, «ликбезовском» плане необходимы как «новым русским», так и традиционно воспитываемым на классически-гуманитарной основе юным гражданам духовно и производственно качественно-эволюционно обновляющейся России. При всём изобилии и кажущемся разнообразии экономических, политических, социокультурных процессов, все они диалектически взаимосвязаны между собой не только во времени-пространстве, но и в эстетически-отношенческой сути объективно функционирующей и осмысливаемой субъективно-современной и потенциально-перспективной действительности обозримого будущего России.

Справедливо отказываясь от былого всевластия единственно допустимой диалектико-материалистической методологии, прессинга приказов «сверху», авторитарного диктата, подавления уникальности личности по идентификации с прочими «средними» такими же «колёсиками-винтиками» партократического государства, избирая оптимальную эволюционно-демократичную общественно-политическую ориентацию, организаторы образовательных структур XXI столетия не в состоянии в большинстве случаев избежать неразберихи в тактических проблемах изучения в школах основ, скажем, религиозных знаний.

Повсеместное принудительно-неукоснительное введение Закона Божьего в расписания занятий без ведома, желания, интереса к религии со стороны учащихся или студентов, их родителей, методической подготовленности преподавателей превращается в формально «обновлённый», но содержательно-поверхностный и одновременно насильственный, подавляющий свободное развитие школьника диктат. Бесспорно, основы религиозных учений, отечественной и зарубежной духовной культуры должны быть естественно освоены растущей личностью, но лишь в добровольной, природосообразно-потребностной форме. В нашем исследовании доказывается, что и этот процесс может быть значительно модернизирован и облегчён средствами зрелищных искусств, имеющих оригинальные взаимосвязи как с художественно-творческими, так и с духовно-религиозными аспектами взаимоотношений растущей личности с действительностью.

Представленный на конкурс проект, исходя из анализа теоретических основ художественного развития школьника, студента базируется на авторской концептуальной модели социокультурно-педагогической эмотивации, разработанной на фундаменте классических и инновационных педагогических идей с учётом реалий современной жизни. Первоначальное теоретическое оформление концепции авторской системы инновационных эмотивационных технологии образования и культуры восходит к аристотелевыи понятиям «мимезиса» – подражания искусства действительности – и калокагатии, в которых педагогические категории воспитания этически «хорошего» и эстетически прекрасного диалектически взаимосвязаны. Органично адаптировать к проблематике работы идеи художественной культуры России «золотого» и «серебряного» веков позволила современная интерпретация автором теоретических идей, изложенных в диссертации Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855 г.).

Апробация велась в 1969 – 2008 гг., охватывающих весь учительский, Вузовский стаж педагогической деятельности автора. В настоящее время исследование проводится на кафедре культурологи и социокультурной деятельности Российского государственного социального университета и Московском институте международных экономических отношений. В лонгитюдном исследовании, которое охватывало эстетическое развитие участников экспериментальной деятельности на протяжении разных возрастных периодов их жизни (от дошкольного детства через отрочество и юность к взрослости в 25–37 лет), получила подтверждение правомерность разрабатываемого коллективом авторов под руководством акад. В.С. Кузина подхода к разработке государственного образовательного стандарта для учащихся 1–11 классов общеобразовательной школы.

. Привлечение психолого-педагогических идей о сущности эстетического развития личности подростка, студента, структуре и свойствах её социокультурного отношения к реальности, понимание эмоционально-образной природы художественного творчества – позволяет реализовывать идеи концептуального образовательного моделирования проектируемых учёными педагогических условий и процессов в конкретных воспитывающих школьника формах и методах. Так субъективные факторы развития эстетического отношения подростка к действительности в конкретных формах-содержаниях лучших произведений зрелищных искусств объективируются в теоретически-концептуальном моделировании и инструментальных разработках, направленных на творческое преобразование исследуемого экспериментаторами процесса. Это становится весьма актуальным при изучении нами механизмов совместного соуправления педагогом и учащимся динамикой, интенсивностью и «знаковостью» развития эстетического отношения последнего к реальности. Тем самым социокультурные, эстетические концепции соотносятся с возникающими проблемными ситуациями и имеющимися материалами исследований, что обеспечивает аналогизацию концептуальной модели педагогической эмотивации и психолого-педагогических модулей организации системно-комплексного развития эстетической культуры подростка в целом. В ходе педагогической практики мы пока ещё чисто теоретически, но уже и профессионально-сознательно уяснили: эстетико-развивающий эксперимент, проведённый в базовых экспериментальных контрольных студенческих группах всех факультетов РГСУ, обеспечивает диалогичное соотнесение фундаментальных разработок теоретиков с практически-исследуемым объектом-подростком как самостной личностью. Осуществляется «перенос» общеметодологических идей, ранее выдвинутых педагогикой зрелищных искусств, на конкретную действительность мира образования и – образования в мире. Наблюдается сужение проблематики теоретического исследования через две зафиксированные учёными и учителями тенденции:

  • ограничение средств педагогического взаимодействия по эстетическому отношению к общему предмету; и
  • оформление результативной стороны процесса при изучении разнообразных социально-культурных средств данного взаимодействия.

На основе лекций, семинарских, практических занятий и особенно на деле, в школе – начинающие учителя, студенты-старшекурсники могут при желании получать как надёжные методологические идеи, так и методические рекомендации-тренинги, позволяющие использовать универсальность теории педагогической эмотивации в принципиально любой из форм урочной, внеклассной, внешкольной образовательной деятельности в обычной или специализированной школе. Практическое внедрение концептуальной модели педагогической эмотивации, на первый взгляд, требует дополнительных материальных, организационных, интеллектуальных затрат отдельным учителем, коллективом педагогов или учёных-исследователей. Однако пресловутая мотивация как развитие осознанной потребности школьника в полноценном освоении мира не столько через «порнушно-чернушный» сумбур медиакоммуникативных средств с отрицательной эмотивной направленностью, сколько посредством личностно-деятельностного потребления естественно-творческих ценностных ориентаций подлинного эстетического самообразования, – без неопозитивной социокультурной эмотивации также сегодня уже нереальна. Преподавая десятилетиями, скажем, математику или даже историю в одних и тех же классах, учитель неотвратимо-искусственно отупляется всей системой однообразных, доведённых до автоматизма знаний, умений и навыков, «провоцируемых» шаблонами и стереотипами «поурочно-многочасовой, потогонной» профессии; он становится примитивным, малотворческим и психологически-закомплексованным урокодателем. Элементы теории педагогической эмотивации, внедряемые в каждый из компонентов образовательного процесса, позволяют любому, даже просто исполнительному, самому обычному учителю: и давать учащимся основы общеобразовательной подготовки, и развивать творчески особенно одарённых ребят, и самовоспитываться самому посредством тренингов арттерапии, методик снятия и предотвращения стрессов, избегания однообразных шаблонов и стереотипов через повседневные новизну и проблемность свого профессионализма. Сегодня духовно-самообновляющемуся образованию России особенно необходимы неопозитивные эмотивные ориентиры фундаментально-методологических мировоззренческих «опор», на которых будут строиться государство и общество, внешняя и внутренняя политика, национальные ценности искусств, социально-экономический курс, наука и культура. Теория педагогической эмотивации не является «панацеей» от всех бед кризисных процессов в экономической, политической, культурной, собственно образовательной – сферах социума. Однако без её творческого внедрения в школьную систему, связанного с подготовкой качественно новых учителей-эмотиваторов высокоэстетичной жизнедеятельности учащихся и своей собственной – неопозитивный прогресс ни отечественной, ни зарубежной систем образования становится нереальным по определению. Автор уверен, что с годами-десятилетиями не мы, так наши дети – увидят, как эффективное использование данной теории окупится сторицей и в экономическом, и в политическом, и особенно – в духовно-нравственном отношении так, как мы это констатировали во время социокультурно-педагогической практики студентов-прикладников РГСУ в московской ассоциированной школе ЮНЕСКО № 1532, хорошо известной творческими находками своих учителей и в России, и за её пределами.

Результаты многолетней экспериментальной деятельности автора внедрены в сотнях общеобразовательных, высших школ в России, странах ближнего и дальнего зарубежья, а также в системе экспертизы ЮНЕСКО.

Апробация эффективно системы методолого-теоретических основ стратегии концептуальной инновационной образовательной модели социокультурно-педагогической эмотивации констатировала, что авторский комплекс в состоянии органично-естественно внедряться не только в процессы обучения, развития, воспитания школьников, студентов, но и в экономические, политические структуры прогрессивных технологических коммуникаций. Социокультурно-педагогическая эмотивация изначально, опосредованно повышает производительность труда, тонус занятых практически в любых сферах общественно-экономической жизнедеятельности граждан России, создавая творчески-коммуникативные основы перспективно-потенциальных инновационных технологий в реальности сегодняшнего дня. Н.В. Грудинина

Алтайский государственный университет

<< | >>
Источник: Д.В. Чарыков (гл. ред.), О.Д. Бугас, И.А. Толчев. Традиционные общества: неизвестное прошлое [Текст]: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф., 25–26 апреля 2011 г. / редколлегия: Д.В. Чарыков (гл. ред.), О.Д. Бугас, И.А. Толчев. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро»,2011. – 270 с.. 2011

Еще по теме Авторская система социокультурно-образовательной эмотивации как коммуникативно-технологический комплекс развития студенческих компетенций:

  1. Оглавление
  2. Авторская система социокультурно-образовательной эмотивации как коммуникативно-технологический комплекс развития студенческих компетенций