§ 8. Метафизика пуля.
Эмбриональная жизнь математического нуля наблюдается в схоластических исследованиях о творении. Античная аксиома Анаксагора72 "из ничего ие происходит ничего"73 отвергает превращение нуля во что-нибудь,- включение его в ряд чисел.
Схоластики, конечно, в целях защиты основных христианских догматов должны выступить во всеоружии против этой языческой аксиомы, отвергающей возможность божественного творения из ничего.Сперва средневековая мысль старается обойти это положение, устанавливая творения без нарушения этой аксиомы, которой дается объяснение не в смысле огвергания творчества, а в смысле лишь невозможности перехода ничто во что-нибудь.
Так, по св. Ансельму74, при творении ничто не переходит в что- нибудь, а сперва - ничто, а затем соз^ется что-нибудь.
Но этим средневековая мысль не удовлетворяется. Она постоянно возвращается к гнетущей ее идее - предваряющей божественное творение материи. То, что становится, должно быть раньше возможным. Но истинно возможным является только чистая потенция, т.е. материя.
Фоме Аквинскому75 приходит мысль заменить в настоящем случае аристотелевскую метафизическую возможность - абстрактной, чисто логической.
Только то, что совершается естественными силами, сперва фигурирует в виде такой метафизической возможности, но то, что происходит сверхъестественно, что приводится к бытию только одной силой и называется возможным только поскольку может быть представляемо.
Из этих метафизических размышлений выходит ничто, как возможность чего-либо, родится взгляд на нуль, как на член рада, к которому принадлежат натуральные числа: I, 2, 3, 4, 5...
Только в этом потенциальном существовании получается разрешение того противоречия, которое отмечается еще Фредегеииусом в форме, которая может показаться на первый взгляд нелепой. Если "всякое конечное имя что-иибудь обозначает, как человек, камень, дерево, то и ничто что-нибудь обозначает.
Таким образом ничто только тогда может мыслиться, когда оно уже есть что-нибудь".Нуль, таким образом, это только возможность, но реализующая абстракции средневековая мысль поднимает эту возможность высоко над плоскостью чисто логического бытия.
Другие средневековые возражения против творения являются ме-тафизическими представителями следующих математических возражений против признания нуля числом:
не существует такого числа, от прибавления которого к А получалось бы А, но таков нуль (А+0=А), поэтому нуль ие число;
в области непрерывных количеств: нуль ведет к признанию некоторой величины, непосредственно стоящей за нулем, так как возрастание с нуля дает противоречие: нуль является тогда - и ничем и уже чем- то - отрицанием количества и его началом.
Первое метафизическое возражение против творения76: если что- нибудь становится чем-нибудь, например, белый человек становится черным, то что-нибудь в нем бывшее должно оставаться. Если признать, что из ничего становится что-нибудь, ничего или часть "ничто'1 должно остаться в чем-нибудь, так что последнее затем является и чем-нибудь и ни-чем.
Схоластика углубляется в тонкое различие творчества и рождения (Creatio, generatio)77. Творение - это производство из ничего, а рождение - из чего-нибудь. Рождение - это выведение формы из потенции материи, и материя должна некоторым образом измениться, чтобы восприять всю сущность формы.
В позднейшую эпоху схоластическая мысль приходит к учению о четырех моментах7": primum esse et primum non esse, ultinnim esse et ultimuin поп esse - это метафизические предки числителей и знаменателей ньютоновских первых и последних частных. Primum esse (первое бытие) - это положительный момент, внутренний, в котором вещь есть и только что ее не было; ultimum non esse (последнее небытие) - внешний отрицательный, в котором вещи нет и тотчас после этого будет, ultimum esse (последнее бытие), в котором вещь есть, тотчас после этого ее нет, primum поп esse (первое небытие) вещь не есть, а тотчас была.