<<
>>

Глава 38(1). К вопросу о Хлебе и Зрелищах

Управляют толпой не при помощи аргументов, а лишь при помощи образов.

Г. Лебон

Будущее человечества принципиально не предсказуемо, если оно не управляемо. Но если водитель знает, куда надо вести машину, то заниматься предсказаниями может любой доверенный водителю идиот, и он при этом не сможет ошибиться.

Если система, будь то человек, государство или человечество, не занимается построением своего будущего, то оно для нее не предсказуемо. Тот, кто строит будущее, тот его и знает. А для того, чтобы строить будущее, т.е. приехать, куда задумано, надо уметь дергать за рычаги управления. Этими рычагами являются Хлеб и Зрелища, поэтому лозунг «Хлеба и Зрелищ» никогда не потеряет своей актуальности. Как сто лет назад писал Г.Лебон [134]: «Хлеб и зрелища некогда составляли для римской черни идеал счастья, и она больше ничего не требовала. Века прошли, но этот идеал мало изменился».

При определенных условиях Зрелища могут сделать бесполезным любое другое оружие. Оболваненный Зрелищами владелец ядерной бомбы добровольно снесет ее на слом. И после этого с ним можно будет делать все, что угодно. Можно издеваться над ним, заставлять бесплатно работать, а можно просто отнять все из того, что у него было и есть.

Как скотовод, манипулируя пищей, создает ожиревших свиней, так и, подкармливая людей целенаправленной информацией, выводится новая порода народа и человека. Имеющий огнестрельное оружие способен добывать себе на пропитание, угрожая этим оружием. Владеющий современными информационными технологиями способен значительно упростить свои действия за счет прогнозирования будущего.

Эволюция инструментальных средств и технологий воздействия человека на окружающий мир неизбежно меняет этот мир. И сам человек из перекрестья оптического прицела огнестрельного оружия перемещается в перекрестье прицела информационного оружия, которое, на первый взгляд, невидимо, словно воздух, и позволяет не только безнаказанно грабить банки, но уничтожать целые государства, перекраивая всю карту планеты.

Вспомните, когда-то Заратустра говорил одному юноше: «Если бы я захотел потрясти это дерево своими руками, я бы не смог этого сделать. Но ветер, невидимый нами, терзает и гнет его, куда он хочет. Невидимые руки еще больше гнут и терзают нас».

Невидимые руки скрытого информационного воздействия незримо и целенаправленно формируют только выгодное своему хозяину будущее. Имя этим рукам - явные и скрытые Зрелища.

Проблема прогнозирования будущего человечества ранее в большей степени связывалась именно с добыванием хлеба насущного. Количественный рост населения ранее всегда сопоставлялся с возможностями по производству достаточного количества пищи. Как только ни интерпретировалась функция этих двух взаимозависимых переменных. Какие только результаты из этой интерпретации ни следовали: кризис из-за перенаселения, экологическая катастрофа, а далее вырождение и т.п.

Что же касается второй составляющей вечного лозунга информационной системы: «Хлеба и зрелищ!», то она, как правило, оставалась за кадром, как величина, мало значащая для определения траектории полета человечества.

Может быть для какого-то исторического этапа становления человечества, как информационной самообучающейся системы, подобная логика мышления была правильной.

Но самообучение предполагает изменение. А изменившаяся система требует уже иного обращения с собой.

Мир человека, в котором царствуют Интернет, средства массовой информации, мультимедиа, реклама - это мир, управляемый информацией, т.е. мир, управляемый зрелищами.

Сегодняшний человек в большей степени управляется зрелищами, чем когда бы то ни было! Более того, Зрелища могут заставить человека и, возможно, человечество не только голодать, но и самоуничтожаться. Как например у нас в России, люди, которым годами не платят зарплату, вместо того, чтобы отстаивать свое право на кусок хлеба, они, отравленные средствами массовой информации (Зрелищами), покорно работают и умирают или убивают себя.

Голодный и Любопытный не могут не пойти за приготовленной для них приманкой. При этом избыток пищи, а при определенных условиях и всю пищу, Любопытный всегда отдаст за возможность удовлетворения любопытства, т.е. за информацию.

С одной стороны, зрелища выступают в виде приманки (об этом говорилось выше), а с другой - в виде пугал, которые кем-то расставлены на пути, словно вешки на болоте - «туда нельзя, сюда нельзя».

В соответствующей литературе (в частности у Б.Уолкера) подобное явление называется тальпой.

Одухотворенные психической энергией человека безобидные пугала оживают.

Б.Уолкер так описывает процесс формирования тальпы: "Так шляпа пилигрима слетает и падает на куст, где она напоминает высокую замаскированную фигуру. Прохожие думают, что это дух, и это место приобретает зловещую репутацию. По мере того, как проходят месяцы, призрачная фигура начинает внушать все большую опаску, поддержанную верой сотен сторонников, которые испытывали к ней страх, как к реально существующему духу. И вот однажды легкий ветер шелестит листвой, группа испуганных путешественников улепетывает так, что засверкали пятки, а дух действительно преследует их. Это уже не ветер..."

Даже не желая того, информационная самообучающаяся система заботится о том, чтобы заложенные в нее кем-то и когда-то знания и умения выбрались наружу в мир предметов и слов. Ибо такова природа любой информационной самообучающейся системы.

Человек не ищет в этом мире ни любви и ни счастья. Он ищет только те условия, которые обращены к его знанию и умению. Поэтому им и можно управлять с помощью зрелищ, а значит и прогнозировать его поведение.

Аналогичные тальпы развешены на деревьях современной культуры и искусства, науки и философии. Они подобно мертвым с косами стоят вдоль дороги и отпугивают любопытных от попыток заглянуть за обочину.

Тропинки в поле общественного сознания вытаптываются людьми, управляемыми с помощью тальп. Трагедия народа насыщается болью жертв и, материализуясь в преданиях и правилах поведения, отпугивает потомков от запретной двери.

Отпугивает, но только до определенного момента. До того момента, пока Бог жив - так, возможно, думал и Заратустра.

<< | >>
Источник: Сергей Павлович Расторгуев. ФИЛОСОФИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ. МПСИ 2003 г.. 2003

Еще по теме Глава 38(1). К вопросу о Хлебе и Зрелищах:

  1. Глава 4. Нормативно-правовое регулирование страховой деятельности
  2. Глава 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЙ
  3. Глава 12. Участие журналистов в освещении избирательных кампаний
  4. Глава 5 Искусство задавать вопросы
  5. Глава шестнадцатая. Социалистический проект
  6. ГЛАВА ПЕРВАЯ 
  7. ГЛАВА ВТОРАЯ
  8. ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ОТНОШЕНИЕ И КАРДИНАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ 
  9. ГЛАВА 1 ГРАММАТИКА ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ВОПРОСОВ
  10. Первый параграф посвящен общим вопросам финансово-правового статуса субъектов Российской Федерации, финансовых полномочий субъекта Российской Федерации
  11. Глава пятая.ЛИЦО, ОТВЕТСТВЕННОЕ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ «ИСТОЧНИКОМ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ»
  12. Глава 1. БРИТАНСКАЯ МОДЕЛЬ: УРОКИ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА
  13. Глава 38(1). К вопросу о Хлебе и Зрелищах
  14. Глава 39 (2). К вопросу о прогнозировании поведения информационных самообучающихся систем
  15. ГЛАВА IX РАЗБИРАЮТСЯ ДРУГИЕ ВОПРОСЫ О ТЕХ ЖЕ КНИГАХ, ИМЕННО: ЕЗДРА ЛИ НАЛОЖИЛ НА НИХ ПОСЛЕДНЮЮ РУКУ, И ЗАТЕМ — МАРГИНАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ, КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ В ЕВРЕЙСКИХ КОДЕКСАХ, БЫЛИ ЛИ РАЗНОЧТЕНИЯМИ?
  16. Глава 3. Современное состояние вопроса об асимметриях полушарий мозга
  17. ГЛАВА 5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ТРАНСПОРТЕ, ПРОВЕДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И ТАКТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ В ХОДЕ ИХ РАССЛЕДОВАНИЯ