<<

Философия биополитики. Мишель Фуко. Джорджио Агамбен..

Появилась конец 40-50 гг xx века. Сам термин был введен в оборот полит исследований Мишелем Фуко. Фуко «Биополитика».

В конце 20 в развивает это направление Джорджио Агамбен.

Биополитика – следствия развития современной науки, используемые в политике так или иначе с целью влиять на политические процессы.

На рубеже 19-20 вв началась биополитика и связана с новой естественной наукой – евгеника. Основоположниик евгеники – Френсис Гальтон – двоюродный брат Чарльза Дарвина. 1875 г появились первые публикации Гальтона. Появившись, стала самой политизированной наукой нашего времени. Ее принципы были оформлены в виде правовых норм Великобритании. В юр систему матримониальную было введено положение о селективных браках – гос-во на основе рассмотрения медицинских показаний решало разрешить или нет вступать людям в брак, причем разрешалось вступить в брак и иметь детей только особям, от которых можно было ожидать здорового потомства, чему особенно уделялось внимание – релевантность детей, рожденных в этом браке. Делалось это при изучении предков – генетическая наследственность. Гальтон стал основателем биометрической генетики. Гальтон: если всем разрешить вступать в брак и размножаться бесконтрольно – человечество вымрет. Надо ввести искусственный отбор, ввести соц институт, который будет санкционировать вступление в брак. Под влиянием общественности эти нормы правы были подкорректированы и введены евгенические браки (вступали люди вполне совершенные) и дисгенические браки (им не разрешалось иметь детей).

Нач 20 в – подобные законы были введены практически в каждой стране западной европы, это привело к тому, что в конечном итоге в Германии в Третьем рейхе были введена теория расовой гигиены. Есть 2 формы политики: политик – занимается борьбой с внешними и внутренними врагами гос-ва, 2-е – полицай (предложил Фон Юсти) – занимается заботой о жизни и здоровье населения.

Стало формироваться представление о чьем здоровье нужно заботиться. Пришли к заботе об этнических немцах. В результате в третьем рейхе разница между политикой и полицией перестала существовать. Перестали различать евгенику и идеологию, забота о здоровье и борьба с врагом стала одним и тем же. В результате – геноцид, в науке получило название – танатополитика – от слова танатос – смерть. Всплеск негативной биополитики.

После 2й мировой войны евгеничские законы никуда не делись, в США были приговорены к стерилизации несолько тысяч человек. В Вирджинии до сих пор существует закон о стирилизации, в последний раз он принимался в 80х годах. В Швеции до 70х гг было осуждено 60000 тыс чел, в Германии -20000 чел после войны по евгеническим законам. До 1934 г существовали жти законы в СССР и издавался журнал евгеники. Только раб и крестьяне могут ступать в браке, белым это запрещалось, насильственно не стерилизовали, уничтожали физически. Потом запретили

В 1948 генетика получила новое развитие. Открытие и описание генома человека. Сформулирована всеобщая декларацию о геноме человека и о правах человека. Геном чел лежит в основе чел цивилизации и общности, поэтому никакой разницы межд англо-саксом и папуасом нет. Права людей одинаковы вне зависимости от генотипических характеристик. Стало причиной дискуссий о межэтнических разностях. Может ли существовать человек вообще? Может ли равноправие людей быть заключено в общем геноме человечества, т.е. мы не должны учитывать индивидуальные особенности людей.

Либералы: готовы ли вы платить своей индивидуальностью за мифическое равноправие? Отказаться от права называться личностью, а называться человеком вообще? Человеческое общество превращается в популяцию и исчезает.

Совр наука говорит о том, что чел существо развивающееся. Нет оснований думать, что будущее человечества вытекает из того, каков человек в настоящем. Джон Холдейн – круп биополитик и генетик – будет меньше зубов, волос, эмоций, полнстью изживет инстинкты.

Появляются теоретические исследования биополитики. Мишель Фуко. Ввел понятие биовласть. Исследовал происхождение и функционирование власти. При этом он отказался от политико-юридического понимания власти как репрессии. «Секс без закона» «власть без трона». Власть - это игра сил в определенных областях. В разных областях создает стратегии, в которых эти силы достигают кульминации, кристаллизируются в полит институты. Условия возможности власти заключены в диалоге сил. Разворачивая идеи биовласти сформулировал идеи биополитики. 2 т зр на политику: Аристотелевская - политическое полностью доминирует над биологическим – гос-во полностью доминирует над человеком. Фукольдианская т зр – биологическое домипнирует над политическим. Биополитика – способ отношения гос-ва к населению как к множеству организмов, наделенных конкретными биологическими чертами. Для того, чтобы поддерживать эти черты гос-во требует развитие здравоохранения, фармацевтич промышленности, т.е. гос-ву нужны биополитические стратегии. Гос-во устраняется от выработки вещей, без которых гр-не не мыслили своего существования – национальная идея, и т.д. Гос-во сосредоточено только на одном- на безопасности человека. И 3-е – благополучие жизни граждан. В результате в гос-ве развивается этос предосторожности, это поргождает континуум тревоги. Происходит деполитизация общества, сведение политики к 0, преодолении идеологии, сосредоточенность на регулировании и администрировании.

Джорджио Агамбен. Продолжил идеи Фуко и Шмитта. Сегодняшняя жизнь в европеских обществах как фундаментальная полит структура европейских обществ – это ситуация чрезвычайного положения, т.е. это концентрационный лагерь – современная биоплитическая парадигма запада, т.к. в нем голая жизнь предстает в чистом виде. Голая жизнь – телесное существование человека, в этой жизни человек равен животному. Вводит два понятие: зое – природа, простой факт нашего существования, БИОС – культура, образ жизни, характерный для отдельного человека или групрпы людей. Прблема совр мира – БИОС вытесняется и его место захватывает зое. Совр человек превращается в homo sacer. Человек, который ведет голую жизнь. Сакер – священный. Изгой, совершивший преступление. Парадокс- каждый имеет право его убить, но при этом не совершаетс убийство, его нельзя принести в жертву, он больше не человек, не гражданин. Вводит понятие мусульманина – так назвваали гитлеровцы в лагеряхлюдей, полностью потерявших человека сознание.

Юргенс. Интервью.

<< |
Источник: Кукарцева Марина Алексеевна. Политическая философия. Учебник.. 2011

Еще по теме Философия биополитики. Мишель Фуко. Джорджио Агамбен..: