<<
>>

22. КОГДА ТОЛЬКО ЗНАТЬ НЕДОСТАТОЧНО: ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ ГЕРТ ВАЙССКИРХЕН Gert Weisskirchen

Поскольку поколение людей, переживших Холокост, постоян­но уменьшается, тем важнее говорить с молодежью об истории и уроках Холокоста. Недавно проведенные опросы обществен­ного мнения показывают, что все большее число молодых людей уверены в том, что национал-социализм и нацистские репрессии против евреев остались в далеком прошлом.

При этом все боль­ше людей считает, что Холокост либо не имеет большого значе­ния для их настоящего, либо вовсе не актуален. По результатам одного из опросов, недавно проведенного в семи странах центром TNS Sofres Paris [1], люди все меньше и меньше знают о Холокосте. Специалисты поэтому подчеркивают важность образовательных программ, объединяющих прошлое, настоящее и будущее. [2] В регионе, подотчетном ОБСЕ, существуют различные подходы к преподаванию истории Холокоста. В некоторых странах оно является обязательным предметом программы школьного обу­чения; в других странах — нет систематического решения этого вопроса. Тем странам, в которых уже ведется преподавание исто­рии Холокоста, необходимо привести методику в соответствие с требованиями современной науки, а тем странам, в которых эта тема совершенно не освещена, необходимо ввести надлежащие программы обучения. [3]

Однако переосмысливая существующие подходы к преподава­нию истории Холокоста и в плане его содержания, и в плане мето­дики, мы не должны забывать об ограниченных возможностях об­разовательных стратегий. Образование не является универсальной панацеей от современных форм антисемитизма, как было отмече­но в превосходном отчете Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) при ОБСЕ по теме текущего состоя­ния преподавания истории Холокоста и программ, нацеленных на борьбу с антисемитизмом в регионе ОБСЕ. [4]

354

Люди больше знали бы об исторических и современных формах антисемитизма, если бы делалось четкое различие между антисе­митизмом и различными формами расизма.

Учебные программы должны учитывать парадоксальный факт, что люди из маргиналь­ных социальных групп, которые по этой причине являются жерт­вами дискриминации, могут при всем при том быть антисемитами. Это факт, из-за которого стирается грань между жертвой и обидчи­ком. Изучающая историю молодежь должна находить трудные ре-щения в повседневных ситуациях, проводя параллели между исто­рическими процессами и собственным жизненным опытом. [5]

Нельзя упускать из виду характерные особенности антисеми­тизма, история которого включает в себя две тысячи лет гонений, кульминацией которых стал Холокост. Образование ставит сво­ей основной целью извлечь общечеловеческие уроки из случаев дискриминации, геноцида и других преступлений против чело­вечности. В преподавании Холокоста необходимо, прежде все­го, так представлять исторический материал, чтобы не допустить его отрыва от исторического контекста. Можно привести в каче­стве примера употребляемое в настоящее время в Германии сло­во Bombenholocaust (Холокост с применением бомб) — неологизм, созданный ультраправой Национально-демократической партией, чтобы описать бомбардировку Дрездена авиацией союзников во время Второй мировой войны. [6] Такие неологизмы можно считать еще более опасными, чем открытое отрицание Холокоста — как бы оно ни было тревожно[7] — поскольку с их помощью совершается мошенничество с коллективной памятью и расшатываются основы нашей общей приверженности тем фундаментальным ценностям, на которых было построено содружество послевоенных стран.

В течение последних нескольких лет существует опасность, что современные проявления антисемитизма могут не вписаться в при­вычные рамки и термины и, таким образом, искривить наше вос­приятие нравственности. Ученые говорят о так называемом «вто­ричном антисемитизме», который сводится к тому, что вся вина за антисемитизм перекладывается на его же жертв. Широко распро­странено мнение о том, что евреи в своих корыстных целях исполь­зуют Холокост; что Израиль обращается с палестинцами точно также, как нацисты обращались с евреями; и что только самих ев-

355

Терт Вайсскирхен

реев можно винить в существующем антисемитизме.[8] Более того, теории заговоров, равно как и упрощенный взгляд на устройство современного мира часто переплетаются с антисемитски структу­рированным мышлением.

[9] Изучение подобных примеров услож­няется их потенциальной способностью скорее поддерживать, чем бороться с антисемитскими стереотипами. [10] Разъяснение, что фактически не существует никакого заговора с целью подчи­нить весь мир какому-то «еврейскому» укладу, может побудить антисемитов маскировать злые намерения, лежащие в основе их предубеждений. Поистине дьявольское свойство антисемитизма заключается в том, что он сводит все более безграничную слож­ность устройства мира к «еврейскому» вопросу, и обвиняет евреев во всех возникших в процессе модернизации конфликтах, делая из них «козлов отпущения». Разъяснения того, что такое антисеми­тизм, может приводить к нежеланным результатам. Однако риск, что это произойдет, не должен приводить нас к умозаключению, что не нужно и пытаться что-то разъяснить. Как раз напротив, если предубеждение не обличить, оно может навсегда укорениться.

Европейский центр мониторинга проявлений расизма и ксено­фобии (ЕЦМПРК) совместно с БДИПЧ разработали всестороннее определение антисемитизма, которое лучше учитывает стереотипы и клише.[11] Этим определением я пользуюсь как основой своей работы в должности Личного представителя действующего пред­седателя ОБСЕ по борьбе с антисемитизмом.

Подготовка преподавателей и лучших учащихся — это неотъем­лемая часть как пересмотра школьных программ преподавания исто­рии Холокоста, так и составления новых средств обучения, нацелен-, ных на борьбу с антисемитизмом. А поскольку преподаватели неиз-; бежно являются отражением общества в целом и поэтому приносят в • аудиторию такие явления, как вторичный антисемитизм, это — про­блема, к решению которой нужно подходить открыто. Не существует легких решений, но нам нужно найти это решение. Нам нужно боль­ше открытости в образовании. Это не ограничивается стенами школ, но распространяется и на общественную жизнь, в том числе СМИ. Нам нужно учитывать антисемитскую пропаганду в экстремистской литературе на арабском и турецком языках, которая постепенно про­никает в мечети и частные школы в регионе ОБСЕ.

[12]

356

Когда только знать недостаточно: европейский опыт

Учителям становится все сложнее преподавать тему Холокоста учащимся из семей иммигрантов, т. е. учеников, чье происхожде­ние не связано с той страной, где они сейчас проживают. Это отме­чается в обзоре Таек Форс «Просвещение против антисемитизма». [13] Хотя это не основание для упразднений преподавания истории Холокоста; требуется проявить особенную чуткость к учащимся с различным культурным опытом.

Еще одна важная часть преподавания истории Холокоста — по­пытаться избежать преподнесения истории евреев как истории жертв. Школьные учебники и программы в большинстве стран должны быть срочно пересмотрены; в них необходимо включить сведения о роли евреев в национальной истории; об основных цен­трах проживания евреев, включая США и Израиль. Методические рекомендации Института им. Лео Бека во Франкфурте предлагают образец для такого пересмотра. [14]

Я рекомендую читателю учесть в любой просветительской рабо­те против антисемитизма нижеперечисленные тезисы:

1. Преподавание истории и уроков Холокоста чрезвычайно важно для формирования понимания современного устройства мира. Оно должно включать посещение мемориальных центров на месте концлагерей, поддержку просветительской работы в этих центрах и сравнительное изучение современных геноцидов.

2. Преподаватели должны иметь возможность обсудить друг с другом сложности, с которыми они сталкиваются в препода­вании Холокоста или антисемитизма. Необходимо проведение национальных и международных конференций с презентацией позитивного опыта.

3. Программы обучения, имеющие успех, требуют проведения диалога, особенно между социальными общностями, непосред­ственно страдающими от нетерпимости и дискриминации.

4. Государственные органы просвещения должны сотрудничать с НПО ради создания учебных материалов для средней и высшей школы надлежащего качества, которые необходимо предоста­вить преподавателям.

5- Организация безопасности и сотрудничества в Европе и вошед­шие в нее государства должны разработать учебные програм-

357

Герт Вайсскирхен

мы, нацеленные на углубленное понимание истории, традиций и культуры еврейского народа, а также его вклад в становление общества в широком смысле слова.

6. Нужны обучающие материалы, рассказывающие о государстве Израиль и рассматривающие его создание в контексте истории Европы. Интенсивный обмен ученых и учащихся между стра­нами — членами ОБСЕ и Израилем может служить этой цели.

7. Призывы бойкотировать Израиль и связанные с этим запугива­ние и проявления антисемитизма в вузах подвергают опасности свободу обучения и должны подвергаться осуждению. В центре просвещения должен стоять диалог, который должен, соответ­ственно, стать посредником между культурами.

8. Антисемитизм в мусульманских странах можно отчасти объ­яснить изоляцией мусульман и их непринятием в другие груп­пы. Необходимы специальные программы, которые подчер­кнут значительные достижения мусульманской, христианско-

• европейской и еврейской цивилизаций и будут способствовать доброжелательности и пониманию.

9. Нужно стимулировать страны-члены ОБСЕ, чтобы они пере­смотрели школьные учебники и другие материалы с целью обе­спечить их нейтральность в отношении таких тем, как Холокост и еврейская история, а также описаний современного государ­ства Израиль.

10. Все страны — члены ОБСЕ, должны быть приглашены к участию в созданной БДИПЧ программе обучения правоохранителей ра­боте с преступлениями на почве ненависти (любого характера).

11. ОБСЕ должны призвать парламенты своих стран-участников к тому, чтобы учредить комиссии по пересмотру законов и обра­зовательных программ, имеющих отношение к преступлениям на почве ненависти.

В итоге особое внимание нужно уделить следующим вещам:

1. Повышение уровня подготовки преподавателей и модерниза­ции учебных пособий.

2. Подготовка учебных программ, включающих значительное ко­личество академических часов по истории антисемитизма.

358

Когда только знать недостаточно: европейский опыт

3. Большей чуткости к различиям культур, которые близки уча­щимся и их семьям.

4. Преподавание истории Холокоста не должно позволять темам, имеющим отношение к сегодняшнему состоянию ближнево­сточного конфликта, вносить путаницу в полемическое обсуж­дение.

5. Поскольку преподаватели также подвержены предрассудкам, требуется систематическое повышение их квалификации.

6. Путаница и неясность вносятся в обсуждение Холокоста, когда . его сравнивают с другими геноцидами.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Качество подготовки преподавателей имеет решающее значе­ние. Некоторые из них, возможно, сомневаются, стоит ли препо­давать историю Холокоста на своих уроках. Им часто приходилось самостоятельно изучать эту дисциплину, отчего преподаватели нередко испытывают чувство стыда и беспокойство. Преподавате­лям нужно предоставить возможность общения с теми, кто имеет достаточный опыт преподавания истории Холокоста, особенно с учителями из Израиля. Кроме того, необходимо пересмотреть со­держание учебных программ. Следует тиражировать и распростра­нять удачные материалы, что можно делать на конференциях для преподавателей. Но прежде всего — сверх усилий, прилагаемых в школе, общество в целом должно предоставить возможность от­крытого обсуждения. Должны быть такие места, где люди смогут изучать соответствующие темы и эти места должны быть связаны между собой. Ежегодные мероприятия, которые проходят в память об освобождении Освенцима, можно было бы сопровождать тема­тическими мероприятиями, которые бы освещали многогранность Холокоста. Каждый ребенок должен однажды за время учебы по­сетить Берлинский мемориальный памятник убитым евреям Евро­пы. Европейской и израильской молодежи нужно встречаться и об­щаться на международных встречах. Бывшие концлагеря и другие места уничтожения людей и места сопротивления нацизму — это все места памяти и просвещения. Где это необходимо, их нужно ре­ставрировать и открыть для посещения.

359

Герт Вайсскирхен

Существуют многочисленные примеры успешных проектов, о которых необходимо рассказать во всех странах, входящих в ре­гион ОБСЕ. Начиная с 2001 года при поддержке посольства Шве­ции и Образовательного фонда Холокост в Российской Федерации осуществляется программа преподавания истории Холокоста. Учебные материалы были переведены на русский язык; были ор­ганизованы поездки российской молодежи в места памяти жертв Холокоста. Аналогичные инициативы осуществляются в таких странах, как Великобритания, Франция, Германия и Польша. Ши­рокомасштабный сравнительный анализ должен оценить их по­тенциал в борьбе с антисемитизмом и представить предложения об их усовершенствовании в будущем. Необходимо определить, как имеющийся на местах опыт борьбы с антисемитизмом можно использовать в масштабах всей страны для того, чтобы усилить слабые концепции обучения. Недостаточно иметь лишь методики обучения, ориентированные на повышение эрудиции. Если знание • истории необходимо для развития политической компетентности,! то решающее значение в борьбе с антисемитизмом имеет формиро­вание самосознания личности.

Мы должны помочь укрепить позитивный эмоциональный кли­мат для еврейского народа. Общение на личностном и межкультур­ном уровнях — это ключ к вратам нашего общего будущего.

Примечания

1. Thinking about the Holocaust 60 years later. A multinational Public-Opinion Survey' (TNS Sofres Paris, 2005).

2. Education on anti-Semitism Task Force.'Results of the European Workshop;Education on Antisemitism' (Berlin, 18-20 April 2004), P. 10.

3. Ibid, P. 7.

4. ODIHR: Education on the Holocaust and on anti-Semitism: An Overview and Analysis of Educational Approaches (June, 2005) http;//www. Osce. Org/odihr/documents. html

5. Education on anti-Semitism Task Force,'Results of the European Workshop;Education on Antisemitism', P. 8.

6. Jorg Schurig/dpa.'Bombenholocaust von Dresden, Der Stern, 21 Ji 2005.

360

Когда только знать недостаточно: европейский опыт

7. Deborach Lipstadt, Denying the HolocaustThe Growing Assault on Truth and Memory (London;The Free Press/Macmillan,1993).

8. Aribert Heider, Julia Iser and Peter Schmidt.'Israelkritik oder Anti-semitismus? Meinungsbildung zwischen Offentlichkeit, Mdien und

, Tabus', in Wilhelm Heitmeyer et al. Deutsc Zustande 3 (Frankfurter am Main:Suhrkamp, 2004), pp. 144-65.

9. Tobias Jaecker: Antisemitische Verschworungstheorien nach dem 11. September (Munster:Lit,2004).

10. Education on anti-Semitism Task Force, 'Results of the European WorkshopjEducation on Antisemitism, P. 5.

11. EUMS: Working definition of'anti-Semitism'.

12. Sussanna Harms.'Mit Shoa ducation gegen actuellen Antisemitis-mus?' Antisemitismus und Antiamericanismus in Deutschland (Leipzig; Klett, 2004), P. 104.

13. Education on anti-Semitism Task Force.'Results of the European Workshop; Education on Antisemitism', P. 5.

14. Ibid, p. 6.

<< | >>
Источник: Альтман И.А., Самуэльс Ш., Вейцман М.М. (ред.). Антисемитизм: концептуальная ненависть. Сборник, посвященный Симону Визенталю. М.: Центр и Фонд «Холокост»,2009. - 456 с.. 2009

Еще по теме 22. КОГДА ТОЛЬКО ЗНАТЬ НЕДОСТАТОЧНО: ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ ГЕРТ ВАЙССКИРХЕН Gert Weisskirchen: