<<
>>

  8. Пусть вышеизложенное не имеет значения, все же неясно, когда говорит сам Аристотель, а когда его устами говорит другой философ  

Но допустим даже на дальнейшее, что Аристотель выражается ясно, и все же вот два момента, из-за ко&торых его учение остается всегда в высшей степени неопределенным. Первый из этих моментов, что по&скольку Аристотель почти всегда упражнялся в со&ставлении рапсодий, т. с. был величайшим компи&лятором, не усваивавшим и не имевшим времени ни переварить, ни оценить все то, что он взял из чужих произведений, то мы не можем с точностью устано&вить, оде он высказывает свое собственное мнение и где приводит чужое.
Конечно, я вынужден был бы гово&рить об этом более осторожно, если бы это не оказы&валось во многих случаях прелестным оправданием для аристотеликов. Ведь когда, например, указывают, что в «Логике» Аристотель сделал место особым ви&дом непрерывной величины в отличие от трех обще&известных видов, а в «Метафизике» не сделал этого, то на это отвечают, что в «Логике» Аристотель выска&зывает ис свое мнение, а мнения более древних фило&софов. То же самое они говорят и обо многих дру&гих местах, особенно о тех, где Аристотель явно себе противоречит. Таким образом, если мы допустим, что Аристотель весьма часто выражал мнения древних, то какое же тогда средство поможет нам отличить, что говорит сам Аристотель, от того, что его устами го&ворит более древний философ? Ведь в том самом ме&сте «Логики», на которое я сослался (я случайно вы&брал это место из тысячи подобных), Аристотель ни прямо, ни с помощью намека не указывает, что он приводит тут мнение других, но излагает это чужое мнение в той же связи и в том же духе, что и все остальное, содержащее его собственные взгляды. Пусть поэтому те, кто так отвечает, подумают, не в крайне ли сомнительном свете выставляет повсюду Аристотеля их увертка? Ведь так всякий, почувство&вав, что он находится в затруднительном положении из-за какого-нибудь аристотелевского места, сможет немедленно возразить, что соответствующее место со&держит мнение не Аристотеля, а какого-нибудь более древнего философа, который говорит его устами. И на том же основании, на каком ты утверждаешь это от&носительно одного места, другие люди могут утверж&дать это относительно остальных мест, тем более что Аристотель не указывает, где он говорит от своего имени, а где от имени других. Пусть аристотелики также подумают, не нелепо ли стараться из благого&вения перед Аристотелем измышлять смехотворные увертки, вместо того чтобы набраться мужества и предположить, что Аристотель мог иногда ошибать&ся, как это может и должно случаться со всяким фи&лософом, стремящимся к истине.

9. Более того, Аристотель сам часто выдает неопределенность своего учения

Второй момент — это то, что Аристотель сам не&редко очевиднейшим образом обнаруживает ошибоч&ность и неопределенность своего учения. Ведь посмот&ри только, сколь часто он употребляет наречия, выра&жающие сомнение! Стоит лишь открыть первую книгу его произведений (я имею в виду «Категории»), что&бы в этом убедиться. Например, после рассуждения об отношениях он добавляет: Конечно, в таких вопросах, может быть, трудно было бы решительно что-либо ут&верждать, если бы эти вопросы не подвергались так часто исследованию; однако же сомневаться в каждом из них не бесполезно 138. Кроме того, перечислив четы&ре вида качеств, он прибавляет: Хотя нашелся бы, быть может, и какой-нибудь другой модус качества (ведь именно это мы называем видом), однако обычно боль- iue всего говорят именно об этих, которые я перечис&лил 13Э. Точно так же, сказав о том, что слово prius (предыдущее) употребляется в четырех смыслах, он присовокупляет: Вот почти все те значения, в которых употребляется слово prius 140. Поэтому он добавляет по&том еще одно значение, которое он, несомненно, рань&ше забыл, так как ему изменила память. Кроме того, перечислив все значения слова «иметь», он говорит: Возможно, однако, что нашлись бы и другие значения того, что называется «иметь», но те, которые употреб&ляются обычно, перечислены здесь почти все U1. Вот и взвесь, пожалуйста: в такой ли мере достоверно и не&сомненно учение Аристотеля, как это полагают его приверженцы? Удивительное дело! Как это получает&ся, что у такого сомневающегося учителя такая ни в чем но сомневающаяся аудитория? Он сам признается, что не уверен в своих предположениях, он ясно пока&зывает, что он вращается в сфере неопределенного и двусмысленного. А вот последователи его принимают все те же самые вещи без (ВСЯКОГО сомнения, словно прорицания оракула. Аристотель, например, ввел де&ление качества на четыре модуса или вида; при этом он заявил, что можно было бы, вероятно, добавить еще какой-нибудь вид, предполагая, очевидно, что он не все еще хорошо взвесил. И вот это его деление принимает&ся столь безоговорочно, что божественный Фома, Окот и другие искали даже доказательства, которые могли бы это деление подтвердить. Поэтому-то они и допус&кают, что деление это вполне достаточно доказано, хотя если те доводы, которые приводятся в его подтвержде&ние, вообще что-либо доказывают, то они влекут за со&бой значительно больше видов, чем четыре.

<< | >>
Источник: Пьер ГАССЕНДИ. СОЧИНЕНИЯ В ДВУХ ТОМАХ. Том 2. «Мысль» Москва - 1968. 1968

Еще по теме   8. Пусть вышеизложенное не имеет значения, все же неясно, когда говорит сам Аристотель, а когда его устами говорит другой философ  :

  1.   8. Пусть вышеизложенное не имеет значения, все же неясно, когда говорит сам Аристотель, а когда его устами говорит другой философ  
  2.   ПРИМЕЧАНИЯ 
  3. ГИПАТИЯ, ИЛИ РАСТЕРЗАННАЯ МУЗА. К 1600-ЛЕТИЮ КАЗНИ ОТ РУК ФАНАТИКОВ-ХРИСТИАН
- Альтернативные философские исследования - Антропология - Восточная философия - Древнегреческая философия - Древнеиндийская философия - Древнекитайская философия - История философии - История философии Возрождения - Логика - Немецкая классическая философия - Онтология и теория познания - Основы философии - Политическая философия - Русская философия - Синектика - Современные философские исследования - Социальная философия - Средневековая философия - Философия и социология - Философия кризиса - Философия культуры - Философия науки - Философия религии - Философы - Фундаментальная философия - Экзистенциализм - Этика, эстетика -
- Архитектура и строительство - Безопасность жизнедеятельности - Библиотечное дело - Бизнес - Биология - Военные дисциплины - География - Геология - Демография - Диссертации России - Естествознание - Журналистика и СМИ - Информатика, вычислительная техника и управление - Искусствоведение - История - Культурология - Литература - Маркетинг - Математика - Медицина - Менеджмент - Педагогика - Политология - Право России - Право України - Промышленность - Психология - Реклама - Религиоведение - Социология - Страхование - Технические науки - Учебный процесс - Физика - Философия - Финансы - Химия - Художественные науки - Экология - Экономика - Энергетика - Юриспруденция - Языкознание -