<<
>>

АВТОРА

Ах, Россия, Расея —

Ни конца, ни спасенья!..

Что ни год — лихолетие,

Что ни враль — то Мессия! Плачет тысячелетие По Расее — Россия! Выкликает проклятия...

Апопробуй,спроси Да была ль она, братие,

Эта Русь на Руси?

Эта — с щедрыми нивами, Эта — в пене сирени,

Где родятся счастливыми И отходят в смиреньи.

Іде как лебеди — девицы,

Где под ласковым небом Каждый с каждым поделится Божьим словом и хлебом...

Александр Галич «Русские плачи»

Не представляется возможным гарантировать человеку жизнь без ТПС.

Напротив, весь людской опыт показывает, что природные, технологические и социальные катастрофы — источник чрезвычайной угрозы и чрезмерного страдания —становятся естественным фоном современного этапа общественного развития, а готовность к конфронтации с травматическим психическим стрессом — компонентом современной ментальности. Однако взамен люди научаются все в большей степени, как им избавиться от хронического жестокого стресса выживания, истоки которого кроются в несовершенстве социальной организации человеческого общежития.

Эпоха буржуазных революций XVI11—XIX вв. и последующий социально-исторический прогресс доказали справедливость представления о происхождении государства как «общественного договора», согласно которому государство — высшая, необходимая форма социальной организации, властные функции которого, в конечном счете, должны быть направлены на обеспечение безопасности и благосостояния своих граждан. В этом смысле государство призвано служить политическим воплощением идеи (феномена реаль-ности воображения) этнокультурного единства, продуктом максимально широкого интерперсонального согласия по поводу индивидуальных значений (личностных смыслов) культурно-исторических реалий этнического (межэтничес-кого, суперэтнического) общежития.

Опыт показывает, что с этой, собственно психоисторической точки зрения, для граждан Московской Руси (России) главным источником ХЖС выживания на протяжение более четырех сотен лет являлось опричное имперское, в полном смысле этого слова — психопатогенное, невротическое государство.

Иными словами, наше государство на протяжение сотен лет выступало как воплощение этнокультурной невротической (нарциссической) аффект-идеи (дисторсии), сценарий более чем четырехсотлетней исторической трагедии насилия и принуждения, продукт вынужденного делегирования гражданами властных полномочий имперской опричнине, государству в государстве.

Трагический опыт сотен лет гражданской войны показал конечную несостоятельность «Третьего Рима» — Российской опричной империи.

Вымиранию, психозу и вырождению нации может эффек-тивно противодействовать только национальное государство.

Процветанию, благосостоянию и здоровью нации может эффективно способствовать только правовое государство.

Поэтому следует прямо сказать, что Россия должна в кратчайшие сроки из опричной империи стать национальным правовым государством.

Каким образом это может быть достигнуто? Очевидно, что современная Россия — не Московская Русь (Московия), не страна этнокультурных русских (хотя этнокультурные Московиты и составляют безусловное большинство населения страны). Распад Российской опричной империи, с ее принципом «Человек — винтик государственной машины», порождающим пренебрежение к правам личности, однако вовсе не предопределяет судьбу великой страны — России.

Следует прямо заявить, что Россия как равнинная империя создавалась не только и не столько путем порабощения, сколько путем освоения (колонизации) пустолежащих земель. В процессе этой колонизации сложился евразийский суперэтнос — россияне, нация молодая (немногим старше суперэтноса США) и, по колоссальной освоенной территории, немногочисленная. Национальное государство в этих условиях и не должно опираться на фактор этнического большинства —это лишь усугубит нарциссический («гордыня — уныние») невротизм гражданина имперского государства (например, достаточно назвать оскорбительное по существу понятие «национального меньшинства»).

С другой стороны, сама природа опричного государства, руководствующегося принципом «Бей своих—чужие бояться будут», порождает обстановку перманентной гражданской войны, временами переходящей во взаимное внутриэт- ническое и межэтническое самоистребление. Более четырехсот лет этой войны практически исчерпали индивидуальный геополитический ресурс («пассионарность» Н.

С. Гумилева) этно-культурных русских. Главная вина за это падает на квинтэссенцию опричнины —репрессивный аппарат (тайную государственную полицию). Правовое национальное государство, отказавшееся от имперской политики, должно в первую очередь направля™ свои усилия на достижение целей национальной (суперэтнической), а не собственной, аппаратногосударственной безопасности.

Иными словами, психопатогенетический потенциал любого государства (его свойство порождать хронический жестокий стресс выживания) связан только с двумя его харак-теристиками —опричнины (альтернатива — правовое госу-дарство) и империи (альтернатива—национальное государ-ство). Другие его характеристики (политический строй, структура государственного аппарата и т. п.) связаны с осо-бенностями народного темперамента (этнокультурными и геополитическими реалиями) и психопатогенным потенци-алом не располагают.

В определенном смысле можно говорить, что государство и человеческое Эго обладают структурно-организационным сходством: невротическое государство выступает как сумма экстернализаций невротизма участников исторической драмы (как во всякой драме, число ее героев—вершителей народных судеб — ограничено).

Поэтому можно сказать, что разница между невротическим процессом и метаневрозом такая же, как между гражданской войной и распадом опричного имперского государства, — второе есть следствие первого. Россия как целостное государство сохранится только в случае открытого отказа от опричнины и имперских традиций (покаяния) при одновременном умножении усилий по активному освоению пус- толежащих земель.

Представляется, что сложившаяся система государст-венного управления России по смешанному этно-территори- альному принципу содержит внутреннее противоречие, гу-бительное для психического здоровья этнокультурных пра-вославных русских — московитов. Если признать, что единство национального правового государства (собственно нацию) России обеспечивает евразийский суперэтнос — россияне, то в рамках федерации должны быть представле-ны не только государственные образования иных этнических культур (как это имеет место в настоящее время), но и собственно русские государства (Московская Русь, Северная Русь, Северо-Западная Русь, Новороссия, Поволжская Русь, Уральская Русь, Алтайская Русь, Енисейская Русь, Приморье и, конечно, многие другие).

При безусловном преобладании этнического единства русского населения этих громадных регионов, климато-географическое и хозяйственно-эко-номическое своеобразие их столь очевидно, что для процве-тания, благосостояния и здоровья их населения (и успеха фе-дерации) необходима известная часть государственной самостоятельности управления на местах (подобно тому, как это осуществляется в США, Германии, Швейцарии). Представляется, что подобный путь реализации русской идеи в рамках евразийского суперэтноса будет способствовать скорейшему преобразованию России в процветающее национальное правовое государство.

Однако это уже политика — искусство формирования ре-альности воображения, национальной идеи. Автор же позво-лил себе лишь высказать суждение о возможном пути реше-ния, как писал В. Я. Брюсов, «старого вопроса»:

Мы кто в этой старой Европе?

Случайные гости? Орда,

Пришедшие с Камы и с Оби,

Что яростью дышит всегда,

Все губит в бессмысленной злобе?

Иль мы — тот великий народ,

Чье имя не будет забыто,

Чья речь и поныне поет Созвучно с напевом санскрита?

<< | >>
Источник: Пуховский Н.Н.. Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций.—М.: Академический Проект;2000.—286 с. — (Библиотека психологии, психоанализа, психотерапии). 2000

Еще по теме АВТОРА:

  1. Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее (например, автор романа,
  2. 4. «журналист - автор».
  3. ОТ АВТОРАСказки счастливые и не очень
  4. ПРОБЛЕМА ОБРАЗА АВТОРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  5. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ АВТОРОВ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭВМ И БАЗ ДАННЫХ В РОССИИ
  6. Статья 1228. Автор результата интеллектуальной деятельности
  7. Сведения об авторах
  8. 5.6. ОСНОВНЫЕ СЕМАНТИКО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ОБРАЗ АВТОРА
  9. Сведения об авторах
  10. Предисловие автора
  11. Рождение автора — тема искусства XX века
  12. VII. Автор літопису Самовидця. Біографія Романа Ракушки-Романовського. Докази його авторства
  13. Информационно-аналитическая работа: исследование анонимных текстов на предмет выявления их авторов
  14. Сведения об авторах
  15. ПРИМЕЧАНИЯ АВТОРА
  16. § 1. Предыстория личных неимущественных прав автора
  17. § 2. Место и роль личных неимущественных прав автора в континентальноевропейском и англо-американском авторском праве
- Акмеология - Введение в профессию - Возрастная психология - Гендерная психология - Девиантное поведение - Дифференциальная психология - История психологии - Клиническая психология - Конфликтология - Математические методы в психологии - Методы психологического исследования - Нейропсихология - Основы психологии - Педагогическая психология - Политическая психология - Практическая психология - Психогенетика - Психодиагностика - Психокоррекция - Психологическая помощь - Психологические тесты - Психологический портрет - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология девиантного поведения - Психология и педагогика - Психология общения - Психология рекламы - Психология труда - Психология управления - Психосоматика - Психотерапия - Психофизиология - Реабилитационная психология - Сексология - Семейная психология - Словари психологических терминов - Социальная психология - Специальная психология - Сравнительная психология, зоопсихология - Экономическая психология - Экспериментальная психология - Экстремальная психология - Этническая психология - Юридическая психология -