<<
>>

ПРИМЕЧАНИЯ АВТОРА

Приводимые далее два основных типа информационных процессов выводятся чисто дедуктивным путем и должны наличествовать в любой достаточно сложной развивающейся системе переработки информации.

К числу таких систем, несомненно, относится и человек. Дедуктивный вывод этих двух типов процессов был получен, в частности, в рамках различных, независимо разрабатывавшихся подходов (см., например, Каменский, Петров, 1972; Маслов, 1983; Петров, 1984. В целом о теоретико-информационной дедукции психологических закономерностей см., например, Голицын, Петров, 1991; Golitsyn, Petrov, 1995).

При таком подходе к дефиниции реализуется наш методо-логический тезис об итеративном решении “дефиниционной проблемы”: сначала изучаемое явление определяется весьма раз-мыто, затем под это размытое определение подбирается иссле-довательский инструментарий, потом этот инструментарий опробуется на предварительно определенном материале и “очи-щается”, после чего очищается (от внемодельных включений) сам изучаемый материал, и наконец, в этом материале находятся некие структурные инварианты, на базе которых и строится окончательная дефиниция (в данном случае — относящаяся к эпохе).

Теоретико-методологические аспекты такого подхода к проблеме дефиниции см.: Петров, 1991. С. 7—16.

Академик Б.В.Раушенбах высказывает мнение, что научное мышление в целом является левополушарным феноменом, тогда как религиозное мироощущение — правополушарным. См.: Уче-ный среди богословов // НТР: Проблемы и решения. 1988. № 11(74).

Об этом же свидетельствует, в частности, и то, что на первый фактор приходится 35% всей дисперсии, а на второй — 27%.

Всего в измерениях участвовало 22 эксперта. Однако в некоторых случаях творчество художника оценивалось меньшим (но не менее 8) числом экспертов.

Аналогичная идентичность эволюционных кривых, характеризующих •западноевропейскую и русскую живопись, начинается после 1870-х гт.

В целом высокое сходство между Россией и Западной Европой наступает после первой трети XVIII в., когда Петр I “прорубил окно” в Европу.

Монотонный тренд можно вычленить разными способами. Иногда это делается с помощью линейной аппроксимации, то есть предполагается, что соответствующая тенденция линейно зависит от времени. Однако нет никаких содержательных оснований считать, что этот тренд действительно линеен. Поэтому в данном случае монотонно падающая кривая, соответствующая тренду, была проведена через точки, отвечавшие средним между двумя соседними экстремумами (минимумом и максимумом) значениям индекса асимметрии.

По каждой названной эпохе приведены лишь отдельные штрихи — явления, иллюстрирующие ее дух с точки зрения рассмотренной модели. Более подробно о содержательном на-полнении различных эпох с указанной точки зрения см., на-пример: Маслов, 1983; Данилова, 1988; Лотман, Николаенко, 1983; Петров, 1986; Петров, Данилова, 1997.

Более того, бьшо показано, что волны в социально-психологической сфере достаточно близки по своим характеристикам к циклическим процессам в сфере экономики (Кондратьев, 1989; Петров, Евин, 1991), что, впрочем, неудивительно: и те и другие процессы относятся к сфере социальных отношений. Более того, проверка альтернативной гипотезы — об определяющем влиянии космических процессов (см., например, Гумилев, 1990) — позволяет ее отвергнуть, ибо последние должны были бы влиять одновременно на все ареалы, — а осцилляции социально-психологической сферы в Западной Европе и в России были до XVIII столетия асинхронными (Маслов, 1983).

Приложение 1

Результаты экспертного опроса по отбору параметров,

характеризующих стиль живописи Параметр Доля верных ответов Нагрузка на фактор асимметрии 1. Стремление к нормативности — тяготение к своеобразию 82 0,685 2. Рациональность — интуитивность 90 0,801 3. Строгость формы — свобода Формы 90 0,733 4. Лаконизм, аскетизм выразительных средств — богатство, разнообразие выразительных средств 84 0,843 5.

Графичность —

живописность,

колористичность 90 0,926 6. Уравновешенность, статичность — экспрессивность, динамичность 81 0,690 7. Дискретность изображения—текучесть, наличие переходов между элементами 75 0,753 8. Тяготение к холодным цветам — тяготение к теплым цветам 75 0,745 9. Отсутствие цветовых градаций в рамках одного цвета—тяготение к большому числу цветовых градаций 81 0,829 10. Гладкая живопись — фактурная живопись 90 0,838 Приложение 2

Фрагмент перечня изученных художников и характеристик их творчества (цифровые показатели приведены в сотых

долях, или процентах) Художник и даты Но м е Р х ар ак т е р и с > т и к и Индекс его жизни 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ван Гог, 1853-1890 10 0 10 10 0 0 10 0 0 0 -82 Ван Дейк, 1599—1641 78 78 67 22 И 56 33 22 33 78 - 2 Ван Эйк, 1390—1441 75 38 100 50 50 100 63 38 38 100 30 Васильев, 1850—1873 33 33 44 22 0 44 0 11 11 44 -46 Васнецов, 1848—1926 78 89 56 56 67 78 56 33 33 78 27 Ватто, 1684—1721 11 11 22 11 11 44 0 33 0 56 - 58 Веласкес, 1599—1660 22 33 22 11 11 56 44 11 22 33 - 36 Вермеер, 1632—1675 78 78 78 22 22 100 56 44 25 56 15 Веронезе, 1528—1588 44 44 22 11 11 22 11 11 22 22 - 51 Вишняков, 1699—1761 88 75 100 75 63 100 63 50 63 88 51 Врубель, 1856—1910 0 0 10 0 10 0 25 55 0 0 -75 Гварди, 1712—1793 38 38 38 13 0 38 13 0 13 50 -53 Ге, 1831-1894 33 56 22 67 33 22 33 22 22 44 -29 Гейнсборо, 1727-1788 38 38 38 25 13 50 25 38 0 38 -40 Гирландайо, 1449—1494 88 63 75 38 50 100 88 50 63 88 40 Гоген, 1848—1903 22 56 11 44 22 67 56 11 78 56 - 13 Гойен, 1596—1656 50 63 50 38 13 75 25 13 25 63 - 18 Гойя, 1746-1828 0 11 25 и 0 и 22 0 22 11 -78 Гонзаго, 1751—1831 63 88 50 25 50 50 50 38 38 44 0 Грез, 1725-1805 100 78 89 67 67 89 67 56 56 78 • 49 Грек, 1340-1405 33 22 56 44 67 44 67 22 67 44 -2 Гро, 1771-1835 78 78 44 33 56 33 56 44 44 56 4 Гус, 1435-1482 63 38 75 50 38 63 50 63 38 88 13 Гуттузо, 1912 33 56 и 56 44 44 44 22 67 33 - 11 Давид, 1748—1825 95 100 100 85 85 95 85 75 65 100 72 Дега, 1834-1917 22 78 33 33 22 11 0 56 0 11 -42 Делакруа, 1798—1863 10 15 10 0 0 10 20 0 10 10 -75 Дени, 1870-1943 71 57 57 57 71 71 57 71 57 57 11 Дерен, 1880—1954 11 33 44 56 67 56 67 44 56 22 - 11 Джорджоне, 1476—1510 78 67 78 29 22 100 33 11 22 67 4 Джотто, 1266-1337 75 63 100 88 88 100 100 63 75 10 70 Дионисий, 1440—1503 78 67 89 67 78 78 78 44 67 89 51 Доминикино, 1410—1461 63 63 88 38 38 75 88 25 50 88 23 Домье, 1808-1879 11 44 11 22 56 11 33 33 44 33 - 38 Дюрер, 1471—1528 70 90 90 40 80 80 90 65 85 100 59 Жерико, 1791—1824 И 22 11 22 22 0 22 11 22 11 -67 Иванов, 1806—1858 67 Каваллини, 1240—1330 75 Каналетто, 1697—1768 78 Кандинский, 1866—1944 11 Караваджо, 1573—1610 22 Каррачи Аннибале, 1560—1609 88 Каррачи Лодовико, 1555—1619 75 Кипренский, 1782—1836 33 Клее, 1879-1940 33 Клуэ Жан, 1475-1540 88 Клуэ Клод, 1440—1500 100 Клуэ Франсуа, 1505—1572 68 Констебл, 1776—1837 11 Коржев, 1925 67 Корнелиус, 1783—1867 67 Коро, 1796-1875 11 Коровин, 1861—1939 10 Корреджо, 1489—1534 38 Крамской, 1837—1887 67 Кранах, 1472—1553 67 Креспи, 1665—1747 63 Куинджи, 1841—1910 11 Курбе, 1819-1877 22 Кустодиев, 1878—1927 56 Лансере, 1875—1946 67 Латур, 1593—1652 43 Лебрен, 1619—1690 88 Левитан, 1860—1900 10 Левицкий, 1735—1822 89 Ленен Антуан, 1588—1648 75 Ленен Луи, 1593—1648 86 Ленен Матье, 1607-1677 86 Лентулов, 1882—1943 0 Леонардо, 1452—1519 78 Липпи, 1406—1469 63 Лоррен, 1600—1682 89 Лосенко, 1737—1773 100 Лотто, 1480—1556 63 Маковский, 1846—1920 75 Малевич, 1878—1935 25 Мане, 1832-1883 25 44 100 44 33 33 100 29 88 100 88 50 63 100 60 56 88 56 56 67 89 44 33 11 56 22 33 25 -59 11 22 44 0 67 67 - 38 75 75 75 63 63 88 50 63 63 63 63 63 88 43 11 44 33 11 22 67 -42 78 44 56 56 78 67 9 75 100 100 50 75 100 73 78 100 100 56 89 100 79 75 88 50 50 63 75 33 0 22 22 И 0 11 -76 67 56 89 44 67 22 24 67 87 87 100 87 87 50 11 44 И 22 11 22 -62 0 10 10 0 0 0 — 85 38 25 25 13 38 75 - 25 67 67 67 33 44 67 18 78 67 78 44 67 100 47 13 38 0 13 25 38 -43 67 33 44 56 44 56 -9 33 33 11 11 33 33 -33 22 33 67 0 33 56 -20 67 60 67 67 50 50 18 43 14 43 14 43 57 - 15 50 75 75 38 38 75 43 10 30 0 0 10 30 -69 56 89 33 11 33 89 20 63 100 75 50 63 88 53 86 100 71 43 71 86 60 86 100 71 29 71 86 66 25 0 38 0 25 50 -70 44 100 67 56 56 100 36 75 100 63 63 50 100 57 44 100 44 78 56 100 45 89 89 75 56 67 89 67 63 75 75 88 63 88 38 75 63 75 25 50 63 28 90 40 70 30 70 55 31 13 50 38 38 25 38 - 38 Маньяско, 1667—1749 25 25 0 38 38 0 0 29 50 50 -48 Марке, 1875—1947 25 13 25 63 50 50 50 50 50 13 - 23 Массейс, 1466—1530 86 71 86 71 57 86 100 55 57 100 54 Матвеев, 1701—1739 71 57 57 71 57 86 43 0 33 83 15 Приложение 3

Основные показатели волн “аналитического” и “синтетического" доминирования в некоторых областях

социально-психологической сферы «Аналитические» волны «Синтетические» волны Средняя Средняя продолжитель продолжитель Область Даты ность и ее Даты ность и ее стандартное стандартное отклонение отклонение 1762— 1794 1728— 1761 Социально- 1802— 1826 24,5 1795— 1801 26,0 политический 1856— 1880 (7,4) 1827— 1855 (11.4) «климат»(Россия) 1916— 1930 1881 — 1915 1931 — 1955 1761 —1796 1728 — 1760 Архитектура 1799 — 1834 22,8 1797 — 1798 27,4 (Россия) 1870 — 1871 (16,5) 1835 — 1869 (15,4) 1914 — 1930 1872 — 1913 1931 —1955 1690 — 1728 1729—1753 Музыка (Западная 1754 — 1789 25,2 1790—1819 27,0 Европа и Россия) 1820 — 1834 (12,4) 1835—1850 (15.0) 1851 — 1861 1862—1912 1913—1937 1938—1950 1436—1452 1453—1481 1482—1501 1502—1523 1524—1542 1543—1579 Живопись (Западная 1580—1600 1601—1612 Европа и Россия) 1613—1634 22,0 1635—1666 26,0 1667—1695 (5,8) 1696—1718 (14.3) 1719—1736 1737—1748 1749-1765 1766—1782 1783—1818 1819—1835 1836—1857 1858—1916 A.

<< | >>
Источник: А.В.Либин. Стиль человека: психологический анализ / Под. ред.А.В.Либина. Москва: Смысл,1998. — 310 с.. 1998

Еще по теме ПРИМЕЧАНИЯ АВТОРА:

  1. ОТ АВТОРА
  2. ПРИМЕЧАНИЯ АВТОРА
  3.   ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ ПРИМЕЧАНИЯ [†]
  4.   СЕДЬМЫЕ ВОЗРАЖЕНИЯ С ПРИМЕЧАНИЯМИ АВТОРА, ИЛИ РАССУЖДЕНИЕ О ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ 38  
  5.   ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
  6.   ПРИМЕЧАНИЯ 
  7. Примечания 
  8. ПРИМЕЧАНИЯ Вопрос о свободе воли  
  9.   ПРИМЕЧАНИЯ  
  10. ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ БИБЛИОГРАФИЯ ПРИМЕЧАНИЯ [†††††††††††††††††††††††††††††††††] Пьер Бейль. К истории философии и человечества
  11. КОММЕНТАРИИ И ПРИМЕЧАНИЯ
  12. Примечания
  13. ПРИМЕЧАНИЯ АВТОРА
  14. ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ ПРИМЕЧАНИЯ
  15. ПРОБЛЕМА ОБРАЗА АВТОРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  16. Примечания
  17. Примечания
  18. Примечания
  19. ПРИМЕЧАНИЯ «БОГОСЛОВСКО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ»
  20. ПРИМЕЧАНИЯ АВТОРА
- Акмеология - Введение в профессию - Возрастная психология - Гендерная психология - Девиантное поведение - Дифференциальная психология - История психологии - Клиническая психология - Конфликтология - Математические методы в психологии - Методы психологического исследования - Нейропсихология - Основы психологии - Педагогическая психология - Политическая психология - Практическая психология - Психогенетика - Психодиагностика - Психокоррекция - Психологическая помощь - Психологические тесты - Психологический портрет - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология девиантного поведения - Психология и педагогика - Психология общения - Психология рекламы - Психология труда - Психология управления - Психосоматика - Психотерапия - Психофизиология - Реабилитационная психология - Сексология - Семейная психология - Словари психологических терминов - Социальная психология - Специальная психология - Сравнительная психология, зоопсихология - Экономическая психология - Экспериментальная психология - Экстремальная психология - Этническая психология - Юридическая психология -