<<
>>

Динамическая организация двигательного акта. Ловкость.

Динамическая организация двигательного акта связана с переходом от единичных двигательных актов к системе или серии однотипных или различающихся движений, составляющих единую «кинетическую мелодию».

Основой этих процессов стали упражнения из Раздела 1 (в первую очередь, гл.4 и 5) Здесь мы продолжаем развивать и автоматизировать усвоенные навыки на более высоком уровне. Содержанием отдельных серий (циклов, паттернов) могут быть различные движения, позы, определенное сочетание звуков (пачки ритмов), орнаментов, предметов или фигур. У 1. И.п.: Встать ноги на ширине плеч, руки опущены ладонями вперед. На медленный вдох (притягивающее движение) руки плавно разводятся в стороны и вверх, на выдох (отталкивающее движение) - вытягиваются и опускаются вдоль тела ладонями вниз. Вернуться в и.п.

У 2. Перенести вес тела на правую ногу. Выполняя вдох, поднять левую ногу и развернуть корпус на 90 градусов назад влево; выполняя выдох, опустить левую ногу и довернуть стопу правой ноги. Т.о. все тело развернуто влево. Перенесите теперь вес тела на левую ногу. Выполняя вдох, поднять правую ногу и развернуть корпус на 90 градусов назад вправо; выполняя выдох, опустить правую ногу и довернуть стопу левой ноги. Вы вернулись в и.п. Повторить цикл 3 раза.

У 3. Р. предлагается ряд любых движений, описанных выше, например, «Хасты», которые он должен повторить в заданной последовательности. В групповом варианте детям предлагается всем вместе выполнить такое же задание, например; через одного - то приседать, то подпрыгивать (в быстром темпе), или выполнить упражнения, аналогичные описанным в разделе «Преодоление двигательных стереотипов».

Одна из наиболее важных задач психомоторной коррекция - развитие ловкости, имеющее наибольшее число положительных корреляций с развитием высших психических функций. Начало процесса здесь связано с акцентом на точность.

Например, прилаживание ходьбы к неровностям почвы, ступенькам, подъемам и спускам; движений карандаша к обведению нарисованного контура и т.д. Это и прицельное внимание к точности попадания, или меткости броска, прикосновения; наконец - точности воспроизведения видимой формы, фигуры. Т.е. это процессы, оцениваемые по финальной четкости. Развитие ловкости неотделимо от быстрых (ограничение по времени), точных и согласованных движений в условиях сложной пространственной ориентировки.

У 4. «Классики». Упражнение представляет собой варианты общеизвестной игры, состоящей из целевых прыжков, совершаемых в определенной последовательности и в условиях дефицита времени. Выполнение этого упражнения требует усиленного зрительного контроля, осмысления ситуации и предвосхищения своих действий, хотя бы на ход вперед. То же относится к различным играм: «Прыгалки», «Вышибалы» и т.п.

У 5. Встать у линии на расстоянии 2,5 м от стены я провести подряд 5 бросков мяча правой рукой снизу с ловлей отскочившего мяча правой, а затем левой рукой. Основная трудность этого упражнения заключается в точной дифференцировке мышечных усилий при броске и ловле мяча

Вариантами этого упражнения общеизвестны: бросок мяча из-за спины через голову; перепрыгивание через отскочивший от стены мяч; бросок из-под бедра, стоя спиной к стене и т.п.

Упражнения с мячом.

У 6. Круги мячом вокруг туловища в горизонтальной плоскости (переложить мяч спереди в левую руку, а сзади - в правую руку). Затем сменить направление. То же во фронтальной плоскости: (руки вверх - перекладываем мяч в левую руку; руки -вниз и назад - перекладываем мяч в правую руку).

У 7. Наклониться вперед и, подталкивая мяч поочередно носом, пальцами правой и левой руки, катить его вперед, вокруг стоп (по кругу; описывая восьмерку - вправо, влево).

У 8. Подбрасывание мяча и его ловля правой рукой, левой рукой, попеременно, перекидывая мяч с руки на руку - на месте и с продвижением; то же действие, но тыльной стороной кисти; то же - с ловлей мяча сначала двумя, а затем каждой рукой после поворота корпуса на 90, на 180 градусов.

У 9. Дриблинг мяча (о стену и пол) одной и двумя руками, попеременно правой и левой рукой - на месте и с продвижением;

то же с двумя мячами; ведение мяча «змейкой», огибая ориентиры.

У 10. Ведение мяча вокруг себя поочередно правой и левой рукой - поворачиваясь вслед за мячом; не сдвигая ног.

У 11. Прыжки на одной ноге с одновременным ведением мяча одной рукой: сначала рука и нога одноименные, затем -разноименные. В виде варианта можно использовать это упражнение, подбрасывая и ловя мяч одной или двумя руками.

У 12.»Передай мяч». Игра проводится в форме соревнования между командами. Дети стоят в затылок друг другу на расстоянии вытянутой руки. Первый передает мяч второму сверху над головой, второй третьему - снизу межу ногами и т.д. Другой вариант - передача мяча сбоку с поворотом корпуса то вправо, то влево. Третий вариант - комбинированный. Если группа небольшая (до 10 человек), то, когда мяч оказывается у последнего ребенка, он перебегает вперед. становясь первым, и начинает игру с начала.

Упражнения с гимнастической палкой.

У 13. Перехваты палки в вертикальном положении снизу-вверх и сверху-вниз; в горизонтальном положении - слева направо и справа налево; перебрасывание палки в вертикальном положении из руки в руку.

У 14. «Мельница»- вращение палки двумя руками на уровне пояса.

У 15.»Вертолет»- присесть, палка в руках, вытянутых вверх; вращая палку в горизонтальной плоскости, медленно выпрямляем ноги и поднимаемся на носки. Продолжая вращать палку, медленно вернуться в исходное положение.

Серийная организация движений должна быть включена в общую программу коррекции и абилитации посредством привлечения аппликаций, мозаики, нанизывания бус в определенной последовательности, макраме и т.д.

У. 16. Сначала одна, потом другая рука, потом обе руки вместе (сходясь и расходясь) имитируют игру на рояле: спонтанно, гаммы, арпеджио и т.д.

У 17. Одна ладонь располагается вертикально перед грудью большим пальцем к себе, в её основание упирается пальцами другая ладонь, расположенная горизонтально большим пальцем к себе. На каждую команду ладони меняются местами, причем вертикальная или остается раскрытой (команда «ладонь») или сжимаются в кулак (команда «кулак»). Команды подаются в произвольном порядке.

У 18. Одна рука производит похлопывающие движения (по плечу, животу и т.п.), а другая - круговые (над головой, перед животом). Руки имитируют игру на гитаре, балалайке, т.е. на тех музыкальных инструментах, где они выполняют разные движения.

<< | >>
Источник: к.п.н. А.В. Семенович2, Е.А.Воробьева,Е.В.Сафронова, Л.И.Серова, Н.Д.Баринова, О.Ю.Михалева, В.М.Шегай. КОМПЛЕКСНАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И АБИЛИТАЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ( Часть 2) Москва 2001. 2001

Еще по теме Динамическая организация двигательного акта. Ловкость.:

  1.   ПРОСТРАНСТВО  
  2. СОДЕРЖАНИЕ
  3. Динамическая организация двигательного акта. Ловкость.
- Акмеология - Введение в профессию - Возрастная психология - Гендерная психология - Девиантное поведение - Дифференциальная психология - История психологии - Клиническая психология - Конфликтология - Математические методы в психологии - Методы психологического исследования - Нейропсихология - Основы психологии - Педагогическая психология - Политическая психология - Практическая психология - Психогенетика - Психодиагностика - Психокоррекция - Психологическая помощь - Психологические тесты - Психологический портрет - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология девиантного поведения - Психология и педагогика - Психология общения - Психология рекламы - Психология труда - Психология управления - Психосоматика - Психотерапия - Психофизиология - Реабилитационная психология - Сексология - Семейная психология - Словари психологических терминов - Социальная психология - Специальная психология - Сравнительная психология, зоопсихология - Экономическая психология - Экспериментальная психология - Экстремальная психология - Этническая психология - Юридическая психология -