Русские вариации на тему ницшеанского проекта культуры Russian variations for the theme of Nietzsche_project of culture

Кузубова Т.С.

Уральский федеральный университет им. первого президента России Б.Н. Ельцина,

г. Екатеринбург E-mail: mspetr@yandex.ru

Деятели русского культурного ренессанса XX в. нашли в философии Ф.

Ницше ради­кальное осмысление кризиса европейской культуры и возможности его разрешения, не реа­лизованные философом. Наиболее ощутимо влияние мотивов Ницше в проектах культуры русских символистов и философов экзистенциального толка. Для первых фигура и творче­ство Ницше как апофеоз «идеалистического индивидуализма» (главный симптом кризиса культуры) приобрели значение символа, указывающего на неизбежность новой культуры. Ницшеанский «критицизм», разрушив ценности классической культуры, породил проблему преодоления разрыва между инстинктивно-творческим началом жизни и трансцендентными ей культурными формами. Символизм как миросозерцание новой культуры был призван осуществить синтез дионисийства и христианства, творческого самоутверждения личности и соборного единения, эстетического и этического. Дионисийское начало претворяется у В. Иванова в «эрос трансцендентной формы» - стремление постичь феномен как символ иного, реальности сокровенной. Дионисизм предстает и как принцип художествен-ного творчества и как «принцип всей религиозной жажды», а художник - как носитель божественного от­кровения, теург. Сверхчеловеческое трактуется уже не как индивидуальное, но вселенское и даже религиозное. В отличие от символистов, Л. Шестов и Н. Бердяев акцентируют внима­ние на противостоянии личности абсурдному миру. Христианство не смогло раскрыть тайну творчества, поэтому призыв Ницше творить новые ценности справедлив; здесь заключена «устремленность к божественной высоте». В имманентном духовном опыте личности долж­но совершиться трансцендирование мира объективации, прорыв к «миру иному» (у Бердяе­ва - в акте творчества, у Шестова - в акте «безумной» веры). В русской экзистенциальной философии опыт апофатического богопознания, свидетельство о трансценденции, рожден­ное трагическим переживанием богооставленности, оказывается вписанным в новую мысли­тельную парадигму.

<< | >>
Источник: Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.). В 3 томах. Т. I. — Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского,2012. — 565 с.. 2012

Еще по теме Русские вариации на тему ницшеанского проекта культуры Russian variations for the theme of Nietzsche_project of culture:

  1. Русские вариации на тему ницшеанского проекта культуры Russian variations for the theme of Nietzsche_project of culture