Шиитский ислам и современный имамат Shia Islam and modern Imamate

Кулагин И.В.

Государственный академический университет гуманитарных наук, г. Московский

E-mail: kulagin.igor@mail.ru

Исламская философия тесно связана с религией, а также социальной и политической жизнью мусульманского общества.

Двадцатый век был богат на социально-политические потрясения в мусульманских странах, и это оказало воздействие на исламскую философию. Одной из стран, где это воздействие отчётливо проявилось, является Иран.

Господствующее течение ислама в Иране - шиизм. Шиизм веками был религией с оппо­зиционной идеологией и не переносил серьёзных изменений, но к концу 20 века он вынуж­ден был переродиться, чтобы не остаться «мёртвой религией». Ключевой момент здесь - Исламская революция 1979 года, когда Хомейни была окончательно сформулирована идея «велаят-э факих», или «правления правоведа».

Хомейни создал концепцию шиитского государства, адаптировал шиитский ислам (има- митского толка) к подчинению и осуществлению государственной власти, которая прежде была чужда шиизму. Его концепция имеет много отличий от классического шиизма. В числе таких отличий - взгляд на имамат. Личные качества факиха, заместителя скрытого имама и ответственного за имамат являются причиной его избранности, а не следствием. Звание же имама, которое было приписано Хомейни, является не столько религиозным термином, сколько метафорой, призванной легитимировать принцип «велайат-э факих».

В исламе политика всегда шла рука об руку с религией, и в конце 20 века в Иране это «сотрудничество» приняло новую форму. С одной стороны, концепция «велайат-э факих» создана религиозным деятелем и легитимирует политическую власть духовенства. Но с дру­гой стороны, роль религии в легитимации верховной власти парадоксальным образом сни­жается - верховный лидер страны не является безгрешным и богоизбранным.

Концепция Хомейни (велаят-э факих), хоть и создавалась под очевидным влиянием За­пада, была призвана противостоять ему, быть противоположностью идеям светского прагма­тизма и разделения религии и государства.

<< | >>
Источник: Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.). В 3 томах. Т. I. — Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского,2012. — 565 с.. 2012

Еще по теме Шиитский ислам и современный имамат Shia Islam and modern Imamate: