<<
>>

От теории познания ко всеединству

Определив свои философские позиции в духе «метафизического» идеализма, Франк в первое десятилетие своих занятий философией выступил со многими статьями, часть которых была собрана в книге «Философия и жизнь», вышедшей в 1910 г. С 1906 г. он начал свою преподавательскую деятельность; с 1912 г. - приват-доцент Петербургского университета. Во время научной командировки в Германию Франк в 1914 г. заканчивает свою философскую работу «Предмет знания», изданную в 1915 г. и защищенную как магистерская диссертация в 1916г.

В теории познания Франк, как и Лосский, - сторонник интуитивизма. «Усиленным напряжением внимания, - пишет он, - можно многое уяснить, т. е. достигнуть большой ясности и точности понятий, но лишь при условии, что этому уже предшествовало подлинное, творческое, т. е. интуитивное проникновение в мыслимое содержание; само же это проникновение имеет форму внезапного «просветления», как бы неожиданного «дара свыше», достижению которого, правда, часто содействует напряжение внимания, но не в форме непосредственного, сознательного осуществления поставленной цели, а в форме такого воздействия на сознание, которое создает в нем условия, благоприятные для этого приобщения истины». Эта характеристика интуиции - ее психологическая сторона. В результате же содержательного процесса интуиции в самый момент, когда мы испытываем такое «просветление», отмечает Франк, «мы на краткое мгновение имеем тогда перед собой в едином познавательном акте и, следовательно, как единство, бесконечное многообразие, и что воспоминание о нем, т. е. позднейшее, так сказать, затемненное, вновь потенциализованное обладание этим единством многообразия служит нам затем руководящей нитью в построении системы отвлеченных определенностей»[236].

Франк полагает, что интуитивное знание позволяет иметь дело с самим предметом; «предмет есть как бы крепость, которую мы должны одолеть и в которую должны войти; одоление ее есть познание, прочное, окончательное обладание ею есть знание; но покорять можно лишь то, что оказывает сопротивление, и обладать можно лишь тем, что, по своему собственному бытию, мыслится существующим независимо от обладания; покоренная крепость есть все же крепость, а не ветряная мельница Дон Кихота»[237]. «Живая интуиция» - это и есть «единство знания и жизни».

Предмет доступен знанию потому, что и объект познания, и его субъект находятся в едином бытии, во всеединстве. Сама возможность интуиции существует только потому, что и индивидуальное бытие человека, и объект его познания еще до всякого познавательного процесса пребывают во «всеединстве» и слиты друг с другом в самом бытии. «Высшей ступенью интуиции может быть лишь знание-жизнь, где субъект вообще уже не противостоит объекту, а знает объект в силу того, что слит с ним в самом своем бытии, или где бытие и знание действительно есть одно и то же»[238]. Франк, таким образом, подобно Лосскому, разрабатывал «онтологическую теорию познания», т. е. такую теоретико-познавательную концепцию, которая обосновывает реальность бытия, притом бытия реально-идеального. Поэтому они оба могут быть отнесены к философскому направлению идеал-реализма, обосновываемому интуитивизмом.

<< | >>
Источник: Столович Л. Н.. История русской философии. Очерки. - М.: Республика,2005. -495 с.. 2005

Еще по теме От теории познания ко всеединству:

  1. Философия «всеединства» В. Соловьева.
  2. 3.2. «София» как центральный пункт философских построений типа «всеединства»  
  3. 4.9. Трансцендентализм Канта и акцидентализм Льва Шестова  
  4. РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ ВСЕЕДИНСТВА В ТРУДАХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ В. С. СОЛОВЬЕВА
  5. От теории познания ко всеединству
  6. О структуре всеединства
  7. 2.1. АНТРОПОЛОГИЯ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ РЕЛИГИОЗНО- ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ РУБЕЖА XIX-XX В.В.
  8. 2.С. Л. ФРАНК
  9. 2. Философия всеединства В.С.Соловьева
  10. Философия «всеединства» B.C. Соловьева
  11. Апофатизм христианского неоплатонизма в формировании диалектического концепта метафизики Мастера Экхарта
  12. Преломление идейных основ учения Мастера Экхарта в философской школе немецкой мистики
  13. ЛЕКЦИЯ 2. Основные этапы развития общей теории права и   государства в России.
  14. 8. Метафизика всеединства В. С. Соловьева
  15. Метафизика всеединства В. С. Соловьева
  16. 2. С. Л. Франк
  17. ПРИМЕЧАНИЯ