<<
>>

ВВЕДЕНИЕ

Концептология, оформившаяся в научно-исследовательском «рус­ле» когнитивистики и лингвокультурологии не претендует на роль ка­кой-то новой методологии.

Когда востребуется новая языковая идеология, то есть новые мето­ды и технологии? Обычно отвечают так.

Первое. Когда отсутствует точ­ное знание о предмете. Второе. Когда отсутствует необходимость точно­го знания. Третье. Когда точное знание нежелательно.

Но есть еще один вариант ответа: когда этого требует самовоспро­изводящийся текст, в котором соединяются авторское и имманентное начала, направленные на постижение сути вещей, вечно ускользающей и неуловимой. Анализируемый нами концепт «судьба», занимающий ме­сто в пространстве русской речевой коммуникации, относится именно к таким феноменам знания, получая адекватное языковое оформление.

В русской языковой картине мира вполне достаточно и логико-семантических, и лингвокультурных, и, соответственно, собственно язы­ковых оснований для выделения рассматриваемого в работе концепта. В пользу этого свидетельствует и история русского языка, и современный русский словарь, и текстовые факты (в частности, исследуемый нами по­этический текст). В русском языке как тексте концепт «судьба» генети­чески образует мощное семантико-экспрессивное «силовое поле», бук­вально пронизывающее и устное народное творчество, и идиостилевые системы многих художников русского слова и авторов, работавших в иных, чем художественная литература, сферах.

Введение в научно-исследовательский обиход базового концепта «судьба» и лингвистическая интерпретация его реализации в идиостиле Ф. Сологуба требует опоры как на данные современных этимологиче­ских, исторических и толковых словарей ХХ века, так и на факты его речевой репрезентации. Думается, что за прошедшие со времен Ф. Соло­губа сто лет семантико-экспрессивное поле данного концепта не изме­нилось. Напротив, в нем могли добавиться новые оттенки, возникли но­вые микрополя, связанные с поистине судьбоносной историей современ­ной России.

В современном русском языкознании отсутствует системное опи­сание данного концепта, тем более рассматриваемое на уровне лириче­ского текста выдающегося мастера русского слова поэта Серебряного века Ф.К. Сологуба (Тетерникова). Это и определяет актуальность дис­сертационного исследования.

Теоретическую основу исследования составляют следующие данные:

1) Исследования в области мифологии, фольклористики, этнолин­гвистики и истории славянской культуры, имеющие отношение к мифо-поэтической основе изучаемого концепта.

2) Лексикографические источники описания мифопоэтических, семиосимволических и стилистических особенностей рассматриваемого концепта и его реализаций.

3) Работы в области идиостилевых систем и, в частности, идиости-ля Ф. Сологуба как органической части истории русского литературного языка периода конца XIX начала ХХ века.

4) Лингвистические труды в следующих областях:

а) теория языковой личности;

б) теория семантической изотопии;

в) теория синтаксической номинации;

г) лингвокультурология и когнитивное языкознание.

Рабочая гипотеза, которую мы выдвигаем в процессе изучения текстового материала (исследованы все стихотворные тексты, включен­ные в наиболее полное академическое - издание стихотворений Ф.К. Со­логуба), такова: речевая репрезентация мифа, лежащего в основе кон­цепта «судьба», представляет собой номинационно-синтаксическое поле, объединяющее речевые номинации различных структурно-семантических типов на базе семантической изотопии как основы деми­фологизации концептной сущности.

Целью диссертационной работы является исследование механизма демифологизации концепта «судьба» и его речевой репрезентации в по­этическом идиостиле Ф. К. Сологуба. Для достижения поставленной цели потребовалось решение целого комплекса научно-исследовательских задач, как - то:

1) определить статус концепта «судьба» и его место в концепто-сфере русского языка;

2) выявить мифологическую основу рассматриваемого концепта и определить ее специфику в ракурсе рассматриваемой идиостилевой сис­темы репрезентаций;

3) установить механизм демифологизации мифологического «на­чала» в концепте «судьба» на основе теории семантической изотопии;

4) описать и систематизировать основные способы и средства вы­ражения семантической изотопии концепта «судьба» в поэтическом тек­сте Ф.

Сологуба, опираясь на теорию синтаксической номинации;

5) обобщить результаты систематизации в виде номинационно-синтаксического поля изотопии концепта «судьба» в поэтическом тексте Ф. Сологуба;

6) внести коррективы в существующую характеристику идиости-левой манеры Ф. Сологуба с учетом рассмотренной в работе мифологи­ческой трансформации концепта «судьба». И др.

Достижение цели и решение поставленных научно-иссле­довательских задач потребовало от нас применения целого ряда мето­дов. Помимо традиционных - наблюдение, описание, сопоставление, систематизация, обобщение, мы опирались на методы семного анализа, анализа по непосредственно составляющим, использовали методики комплексного анализа, разработанные в теориях семантической изото­пии, синтаксической номинации, полевой структурации и систематиза­ции языкового материала. Опирались мы и на методику когнитивного, лингвокультурологического анализа, а также на принципы и приемы ис­следования идиостиля автора с позиции теории языковой личности.

Объект исследования - поэтический текст Ф. Сологуба как носи­тель определенной мифопоэтической идеологии.

Предметом исследования в работе, соответственно, является се­мантическая изотопия концепта «судьба» и система ее текстовой реали­зации в поэтическом идиостиле Ф. Сологуба.

Материал исследования - поэтические тексты Ф. Сологуба, вклю­чающие производные семантической изотопии концепта «судьба» (ис­следованы более 750 стихотворных текстов).

Степень научной новизны: в работе впервые рассматривается процесс демифологизации и семиосимволизации речевых реализаций концепта «судьба» и его семантической изотопии в поэтическом тексте Ф. Сологуба с позиции теории синтаксической номинации. Предпринята попытка доказать, что текст русского поэта символиста является худо­жественным пространством, в котором осуществляется демифологиза­ция фольклорно-песенного начала, характерного для одного из базовых концептов русской языковой картины мира (концепт «судьба»). Мы при­ходим к выводу, что демифологизация концепта в поэтическом идиости-ле носит амбивалентный характер: в тексте наблюдается реноминация мифологического основания, вскрывающегося благодаря употреблению синтаксических наименований которое позволяет возродить традицион­ные мифологические основания. Кроме того, можно говорить о мета-комментирующем, индивидуально-авторском характере этого употреб­ления.

Отсюда вытекает теоретическая значимость работы, заключаю­щаяся в попытке определения движения мифологии в диахроническом и синхроническом планах, связанных с демифологизацией базового кон­цепта и реноминаций мифологического основания в русском языке на основе применения современных методов исследования (метаисследова-ния поэтического идиостиля (концептология, теория семантической изо­топии и теория синтаксической номинации). Тем самым вносится опре­деленный теоретический вклад в методологию исследования концепто-сферы как русского языка в целом, так и его отдельных стилевых про­странств.

Практическую ценность диссертации мы видим в возможности использования ее материалов и выводов как в теоретических курсах се­мантики русского языка, филологического анализа текста, истории рус­ского литературного языка, истории русской литературы начала ХХ ве­ка, а также спецкурсов по истории лингвистических учений, концепто-логии, синтаксической номинации и др.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1) Мифологема, лежащая в основе концепта «судьба» в русской языковой картине мира, базируется на устном народном творчестве (представления как языческого, так и христианского начала) и индиви­дуально-художественном мировосприятии отдельного автора.

2) Демифологизация, лежащая в основе трансформации мифологе­мы в семантическом пространстве концепта «судьба», может быть ос­мыслена, структурирована, систематизирована на основе теорий семан­тической изотопии, синтаксической номинации и идиостилевой языко­вой картины мира.

3) Исследование концепта «судьба» позволяет охарактеризовать специфику метатекстового кода Ф. Сологуба, чей стихотворный текст является своеобразным кодом, содержащим комментарий характера про­явления фольклорно-мифологического «начала» на уровне базовых кон­цептов (в частности - концепта «судьба»)

4) Концепт «судьба» в идиостилевой интерпретации Ф. Сологуба носит амбивалентный характер: с одной стороны, он определяется об­щечеловеческим культурным фоном, а с другой - выступает индивиду­альным семиосимволом, имеющим сложную полевую структуру.

5) В русской языковой картине мира, в частности - в картине мира поэзии русского символизма и, соответственно, идиостиля Ф. Сологуба, концепт «судьба» выступает одновременно в диахроническом и синхро­ническом состоянии, что определяет постоянное оживление его мифоло­гической базы в каждом конкретном акте номинационно-синтак­сического употребления.

6) Мифопоэтическая основа семантической изотопии и, соответ­ственно, номинационно-синтаксического поля концепта «судьба» (в ос­новном это русские народные лирические песни) обусловливает воз­можность семиосимволизации его демифологизированных концептных реализаций в поэтическом тексте.

7) Реноминация мифологической символики в поэтическом дис­курсе поэзии Ф. Сологуба определяет проявления качественно особого семиосимволического приращения к семантике речевых манифестаций концепта и создает предпосылки для продолжения «жизни» мифологи­ческой основы языка вообще и художественно-поэтического узуса (в том числе конкретных идиостилевых систем) - в частности.

Апробация работы: Материалы диссертационного исследования прошли апробацию в процессе проведения семинарских занятий по ис­тории русской литературы, чтения спецкурсов по лингвостилистике и идиостилю Ф.К. Сологуба. Автор выступил с докладами и сообщениями на научных конференциях: 1). Региональная межвузовская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых. «Молодая наука - 2004» (Пятигорск, 2004); 2). Симпозиум VI IV Меж­дународного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образо­вание, культуру» 21-24 сентября 2004 года.- «Государственная языковая политика. Русский язык и литература как когнитивно-коммуникативные средства межнационального общения на Северном Кавказе» (Пятигорск, 2004); 3). Региональная межвузовская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодая наука - 2005» (Пя­тигорск, 2005). Основные положения и предварительные результаты ис­следования нашли свое отражение в 7 публикациях по теме диссертации.

В структурно-композициональном отношении диссертация, по­мимо традиционных введения, заключения, библиографического списка (300 наименований на русском и иностранных языках), включает две ос­новные главы.

В первой главе исследуются мифопоэтические основания интер­претации концепта «судьба» в тексте, а во второй - способы реализации семантической изотопии рассматриваемого концепта в мифопоэтике Ф. Сологуба. Введение содержит общую характеристику работы в соот­ветствии с принятой паспортизацией диссертационных работ, а заклю­чение - основные итоги и перспективы дальнейшего исследования про­блематики.

<< | >>
Источник: Погосян Роман Георгиевич. КОНЦЕПТ «СУДЬБА» И ЕГО ЯЗЫКОВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ Ф.К. СОЛОГУБА. ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Пятигорск, 2005. 2005

Еще по теме ВВЕДЕНИЕ:

  1. Статья 314. Незаконное введение в организм наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов
  2. ВВЕДЕНИЕ История нашего государства и права — одна из важнейших дисциплин в системе
  3. ВВЕДЕНИЕ
  4. Мысли об организации немецкой военной экономикиВведение
  5.   ПРЕДИСЛОВИЕ [к работе К. Маркса «К критике гегелевской философии права. Введение»] 1887  
  6. Под редакцией доктора юридических наук, профессора А.П. СЕРГЕЕВА Введение
  7. ВВЕДЕНИЕ
  8. Введение
  9. Введение
  10. ВВЕДЕНИЕ
  11. Введение
  12. Введение
  13. Введение
  14. ВВЕДЕНИЕ
  15. Введение
  16. ВВЕДЕНИЕ
  17. ВВЕДЕНИЕ