<<
>>

в)              гуманизм и его аксиологический анализ


В обыденном смысле гуманизм означает человечность, милосердие, альтруизм, сострадание, то есть то, что называют гуманностью. В теоретическом смысле - это учение о любви к человеку, дающее наивысшую оценку его возможностям и талантам.
Но означает ли гуманизм исключение любви к миру или он не противоречит ей? Ответ на этот вопрос правомерно начать с анализа понятия любви. Любовь к себе или эгоизм, индивидуализм, согласно философии любви Вл. Соловьева и Н. Бердяева, это не цель, а первая естественная стадия развития человека. С детства человек знает любовь к самому себе, поднимая себя на высоту, недоступную для окружающих его людей, определяя себя высшей ценностью, это состояние исходного и необходимого эгоизма, в период которого формируется собственное индивидуальное «Я». Только испытывая любовь, человек приносит в жертву свой эгоизм, ибо объект любви поднимается в глазах любящего до одного с ним уровня. Любовь человека к себе выступает необходимым условием развития человека, и это мнение не только русских религиозных философов. Восток, известный стремлением к единению человека с природой и с обществом, был родиной Конфуция, впервые сформулировавшего золотое правило нравственности: «не делай человеку того, чего не желаешь себе. И тогда исчезнет ненависть в государстве, исчезнет ненависть в семье»318. В христианском варианте оно звучит как «люби ближнего своего как самого себя». В обоих случаях любовь к себе понимается как самое сильное, глубокое, изначально присущее человеку чувство, необходимое для того, чтобы можно было бы возлюбить других и весь мир.
В таком контексте гуманизм как учение о любви человека к самому себе выступает, по всей видимости, не вершиной философско-религиозной мысли, а лишь первой ступенью духовного саморазвития человечества. Гуманизм - своего рода философия эгоизма человека в мире, необходимая и вместе с тем преходящая ступень совершенствования. Сегодня осознание ограниченности гуманизма проникает в общественную мысль, но решительных, качественных перемен в его преодолении пока не наметилось. Человечество боится потерять собственную значимость, осознавая относительную ценность гуманизма, но это лишь иллюзия: индивидуальность его не потеряется и не исчезнет в акте новой любви к миру; истинная любовь, напротив, раскрывает возможности любящего в его наивысшей полноте, реализуя его потенциальные силы.
Идея гуманизма состоит в отстаивании достоинства, значимости человека и его прав. Основными чертами гуманизма можно назвать следующие: любовь к человеку; понимание его как главного объекта познания, как тайны, подлежащей разгадке в процессе философского, художественного, религиозного освоения мира; утверждение, что никакие политические и гражданские структуры не должны использовать человека как средство для достижения собственных целей (императив Канта); отстаивание основных прав и свобод человека; признание абсолютной уникальности человека, убеждение в неприемлемости деперсонализации.

Первоначально гуманизм означал не столько приоритет ценности человека, сколько протест против подчиненности его окружающей среде и государству, согласно которому общественные институты должны служить личности, а не наоборот. Первоначально гуманизм и был противопоставлением тоталитаризму, но история смешала смыслы и содержания многих понятий, в том числе гуманизма и антропоцентризма. Гуманизм утверждает активное деятельное начало в человеке, его самостоятельную творческую позицию в мире. Наиболее точно эту мысль высказывает гуманист, художник и архитектор Л.Б. Альберти: «Человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, а чтобы работать над великим грандиозным делом. Этим он может, во-первых, угодить Богу и почтить его, и, во-вторых, приобрести для самого себя наисовершеннейшие добродетели и полное счастье»[303]. Установка на активное силовое преобразование мира является исключительно инновационным признаком, в то время как для традиционных систем основополагающим выступает принцип созерцания, недеяния (или действие без нарушения качества и гармонии вещи) как главный императив в отношениях с природой. Инновационный путь показал всему миру не только достоинства, но и свою неэффективность, односторонность и опасность, а потому сегодня так пристально изучаются варианты синтеза восточного и западного мировоззрений. Западный мир сегодня переживает кризис идеи антропоцентризма, которая, реализовавшись, вызвала общий качественный кризис, и, на наш взгляд, требует самого критичного отношения. Что касается идеи гуманизма, то она выступает необходимой стадией развития человека, которая имеет высшую ценность в системе отношений «Я - Другой» и относительную, а порой и негативную ценность в системе «Человек - Природа». Таким образом (как не парадоксально), человечество сегодня находиться в самом начале своего духовного взросления; и если эгоизм цивилизации не перерастет в нарциссизм, то он может быть принесен в жертву любви, которая обогатит человека и сохранит гармонию и единство мира.
В то же время обоснование гуманизма проистекает из утверждения ценности человека. его личности. индивидуальности. И если в период Возрождения и Нового времени ценность личности отстаивалась в противовес ценности государства. коллектива. то в ХХ веке она противопоставляется «вещному» бытию. материальным благам и средствам. Господство механицизма и прагматизма поставили человека в зависимость от обладания вещами. значимость которых постепенно достигает своего предела. В результате в философии складывается устойчивая традиция обоснования гуманизма. персонализма с позиции антагонизма «человек - вещь». Подобные идеи высказывали представители философии жизни. русской религиозной и феноменологической традиции (П. Флоренский. Н. Бердяев. Н. Эрн. С. Франк. А. Лосев). Один из сторонников этой позиции - Николай Жинкин. так обосновывает ценностное различие вещи и личности: «Личность самодеятельна... самоценна. Это значит. что среди мировых ценностей она имеет свою особую. ничем не заменимую ценность. Вещь не имеет самоценности. Она только сумма ценности своих частей»[304]. Н. Жинкин подчеркивает. что ценность личности состоит в ее своеобразии. качестве. индивидуальности. цели в себе. живой сущности. Отсюда следует вывод о неправомерности снижения ценности личности во имя каких-либо прочих ценностей. несамостоятельных и внешних по отношению к человеку. По мере развития общества потребления такие суждения все чаще выдвигались мыслителями не только в России. но и на Западе. Ценность человека противопоставлялась ценности большинства. общественной системы морали. массовой культуры. техническому прогрессу. политическим режимам и т.д. Развитие ценности человека и гуманизма выступало формой противостояния единичного. уникального. субъективного по отношению к всеобщему. целостному. тотальному.
Антропоцентризм и гуманизм. как видно. сыграли в развитии инновационной цивилизации роль «направляющей силы». Именно эти мировоззренческие ценности определили ход движения материальных и социальных основ общества в сторону преобразования естественной среды и к достижению политических свобод и демократии. Результатом этого явились наивысший экономический подъем. достижение благополучия. создание правовых государств и демократических систем. с одной стороны. и пренебрежение экологическими проблемами. сопровождающееся отчуждением от природы. с другой. Поэтому современная эпоха отмечена как дальнейшим развитием идеи гуманизма. так и ее сокрушительной критикой.
Мировоззренческие приоритеты традиционных обществ далеки от идеализации человека. поэтому ценность гуманизма. и тем более антропоцентризма. здесь играет гораздо менее заметную роль. Если быть точным понятие «гуманизм» в том виде. как оно трактуется в западной и отечественной традиции, из всех восточных учений наиболее близко соответствует только конфуцианским представлениям о человеколюбии. Однако даже здесь речь идет не о любви к каждому или любому человеку, а об уважении и любви к «благородному мужу» (цзюнь-цзы). Другие мировоззренческие системы, такие как даосизм, буддизм, индуизм утверждают, что человек имеет ценность скорее как потенция к чему-то большему. Безусловно, родиться человеком в колесе сансары большая удача, но настоящей ценностью это может стать только, когда узы человеческого окажутся преодолены. Поэтому о любви к себе или ближнему речь идет, скорее, как об имеющих значение на пути к нравственному совершенству. Целью милосердия, заботы о ближнем в индийской традиции является собственное освобождение, потому как реально помочь человеку может только он сам. В этом проявляется эгоцентризм и гуманизм одновременно, так как и весь контроль над своей судьбой принадлежит самому человеку и не отчуждается никакими силами.
Ценность человека в традиционном миропонимании имеет свою высшую значимость в том, что она отрывает возможность свободы от человека как такового. И если для инновационного типа характерно отношение к гуманизму как целевой ценности, то для традиционного типа - скорее как к инструментальной ценности, или ценности-средству. Каждая система знаний и ценностей имеет свои возможности и ограничения, связана с определенной ментальностью, смысло-жизненными вопросами. Сопоставление отношения к человеку в традиционном и инновационном обществе приводит к заключению, что человечество еще не обладает должным уровнем ответственности и духовности, позволяющей заботиться не только о собственной вечности (или усложнении вариантов счастья), но о жизни в мире в целом. Запад направил свою активность во внешний, а Восток во внутренний мир, синтеза же этих тезисов еще не создано. В традициях славянофильства возлагать подобные миссии на Россию. Время покажет, сумеем ли мы решить эту ключевую проблему современности.
<< | >>
Источник: Баева Л.В.. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории. Монография. Изд-во АГУ, 2004. 2004
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме в)              гуманизм и его аксиологический анализ:

  1. методы экономического анализа, документальной ревизии
  2. 2.5.2. Морфологический анализ
  3. 12.3 Трансакционный анализ
  4. 4.3. Экспериментальное исследование личностных качеств учителя, способствующих развитию его профессиональной рефлексии
  5. В. А. Жуковский. "Три путника". [Анализ стихотворения]
  6.   ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ЛОРЕНЦО БАЛЛЫ И ЕГО ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ
  7. Содержание
  8. Глава 1. Историко-аксиологический анализ феномена ценностей
  9. Время и его ценность
  10. Гуманизм и антропоцентризм как ценностные приоритеты инновационной цивилизации
  11. в)              гуманизм и его аксиологический анализ
  12. Глава 5. Экзистенциально-аксиологический анализ истории мировоззрения инновационной цивилизации
  13. Отличительные особенности синтаксического анализа всех видов сложных предложений минимальной структуры
  14. ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ИСКЛЮЧЕНИЕ В ПРАВЕ» С. Ю. Суменко