ВОССТАНИЕ МАСС
· К концу прошлого века внушение превратилось в явление повсеместное благодаря череде кризисов, основательно потрясших общество. И вот симптомы.
· Прежде всего, это крах под упорным натиском капитала и революций старого докапиталистического режима.
С переходом от традиции к модернизму на рынок выбрасывается множество анонимных индивидов, социальных атомов, лишенных связей между собой.· Эти последствия во всех странах выражаются в резком и мощном подъеме рабочего класса. Он вооружается новыми средствами борьбы, например забастовка, и оснащается новыми, еще невиданными формами организации: профсоюзами и партиями, которые направляют этот человеческий поток, обеспечивают его кадрами и меняют расстановку сил в политической игре.
· Наконец, и это еще одна черта эпохи, в скученности больших городов выковывается новый человек. Тем самым возвещается появление нового человеческого типа человека-массы, полностью зависимого от других, обработанного этим исключительного размаха конформистским течением. Он подвергается по сути дела двум типам конформизма: один спускается сверху - от меньшинства, а второй снизу - от большинства. Между обоими идет постоянная борьба:
· диаметрально противоположные концепции: общества классового и массового.
· Первая обрела теоретическую форму у Маркса и Вебера, имея общую почву в политической экономии. Согласно ей, толпы являются явными признаками нового общественного порядка, которые ясно обнаруживают раздробленные и об нищавшие массы, обратившиеся против гнета бюрократии капитала. Она рассматривает классы как активные действующие силы истории. А среди них выделяется один класс - пролетариат, глашатай современности и главная фигура будущей революции. Массы – двигатель прогресса, они выражают мнение народа, оказывают давление.
· Вторая концепция. Согласно этой концепции, изменение состоит не в пролетаризации человека или в обобществлении экономики.
Напротив, мы имеем дело с массификацией, то есть со смешением и стиранием социальных групп. Пролетарии или капиталисты, люди образованные или невежественные, происхождение мало что значит: одни и те же причины производят одни и те же следствия. Из разных, совершенно разнородных элементов образуется однородное человеческое тело: масса состоит из людей-массы.· Для каждого масса - это спущенная с цепи толпа, находящаяся во власти инстинктов, без совести, без руководителя, без сдерживающих начал, такая, какой она, в глазах мудреца, проявляет себя на баррикадах. Гигантский, орущий, истеричный монстр, она наводит ужас:
· Итак, рассмотрим последствия такой двойственности объяснений. То, что для одной концепции является классовой битвой и связывается с надеждами на лучшее будущее, другая называет - восстанием масс, которое вызывает беспокойство, возвещает эпоху следующих друг за другом кризисов. Теоретики психологии толпы считали это восстание решающим: оно отдает политическую власть в руки массы, не умеющей ею пользоваться, и вызывает страх. Этого страха достаточно, чтобы пробудить желание их познать.
· Они преследовали особую цель: "разрешить загадку образования массы" (выражение Фрейда). Одна единственная основополагающая наука может претендовать на достижение этого.
· Индивид умер, да здравствует масса! Вот тот суровый факт, который открывает для себя наблюдатель современного общества.
· разгадать загадку формирования масс, чтобы подойти к разгадыванию гораздо более тревожащей загадки - как ими управлять. Психология толп становится самым главным предметом новой политики.
· без инстинктивного ощущения массы нет великого политического лидера.
· С другой стороны, классическая политика игнорирует элементарные сведения о психологии масс.
· Люди, составляющие толпу, ведомы беспредельным воображением, возбуждены сильными эмоциями, неимеющими отношения к ясной цели. Они обладают удивительной предрасположенностью верить тому, что им говорят.
· Единственный язык, который они понимают, - это язык, минующий разум и обращенный к чувству.
· Эти элементарные рассуждения показывают, что всякая политика, основывающаяся на интересах и разуме человека, особенно в массовом обществе, смотрит на факты сквозь розовые очки абстрактных экономических и социологических теорий, искажая эти факты.
· В цивилизованном обществе, утверждает психология толп, массы возрождают иррациональность, которую считали исчезающей, этот рудимент примитивного общества, полного отсталости и культов богов.
· Толпы ниспровергают основы демократии, заложенные либеральной буржуазией и восстановленные социал-демократами. Они стремились к управлению посредством элиты, выбранной на основе всеобщего избирательного права. Их политика, определяемая экономическими и техническими реалиями, и отказывающаяся видеть реалии психологические, обрекает их на перманентную слабость, так как эти последние меняют все дело. Когда массы налицо, задача политики их организовать. Привести их в движение могут две вещи: страсть и верования.
· Современное общество, отмечено несоответствиями материального и духовного порядка. Все, что можно сделать, - это приспособить имеющиеся в распоряжении инструменты и познания к неизменным свойствам внешней и внутренней жизни людей. Важнейшим всегда остается то, что политика - рациональная форма использования иррациональной сущности масс.
· Итак, что же делать, когда массы уже налицо? Две вещи, отвечает психология толп:
· открыть вожака в их среде и
· управлять ими, взывая к их страстям, верованиям и фантазии.
· Отсюда роль, которую играет внушение для создания массы, и роль вождя, приводящего ее в движение.
· Стихийно массы стремятся не к демократии, а к деспотизму.
· Глава четвертая/ Восточный деспотизм и деспотизм западный.
· Восточный деспотизм отвечает экономической необходимости, ирригации и освоению трудовых мощностей. Западный же деспотизм отвечает прежде всего политической необходимости. Он предполагает захват орудий влияния или внушения, каковыми являются школа, пресса, радио и т.п.
· Первому удается господствовать над массами благодаря контролированию их потребностей (в воде, в пище, например).
· Второй достигает этого контролем над верой большинства людей в личность, в идеал, даже в партию.
· Вождь масс - это всегда узурпатор, признанный ими. Это происходит не только потому, что его действия шли вразрез с нормами законности и что его власть была порождена чрезвычайным положением. Это также объясняется необходимым уважением принципа равенства. А он на самом деле не допукает, чтобы человек, кем бы он ни был, мог стоять неизмеримо выше сообщества. Так что всякий истинный лидер посуществу своему незаконен.
· Две силовые линии, два почти исключительных предмета, к которым она беспрестанно возвращается:1 . Индивид и массы; 2. Массы и вождь.
· Первый позволяет ей поставить важнейшие проблемы массового общества, второй - искать пути их практического решения.
· ЧАСТЬ ВТОРАЯ
·