<<
>>

2. Физические термины и философские категории

Здесь мы рассмотрим важную нить, связывающую материалистическую философию и любую фундаментальную теорию. Это позволит сделать шаг к независимому, суверенному мышлению и применению теории познания к науке.

Упомянутая нить это связь между философскими категориями и научными терминами. Неумение физиков и философов установить ясную и четкую связь между категориями и терминами отрывает философию от науки, создает проблемы в объяснении явлений и приводит к ошибкам, к эклектике. Это, пожалуй, наиболее распространенная ошибка отчуждающая физику от философии.

Физические термины и философские категории. Термины или частно-научные категории можно условно разделить на две группы. Первая группа это фундаментальные категории. Они несут ос­новную смысловую нагрузку фундаментальных теорий и непосред­ственно связаны с ее концептуальным содержанием. К ним относятся такие категории, как материя, пространство, время, эфир, движение, взаимодействие и др. Вторая группа это производные частно-научные категории или термины. Они, образо­ванны на основе категорий первой группы. Например, термин “скорость” мы можем отнести ко второй группе.

Определения (дефиниции) терминов в физике имеют один важный ас­пект. В физике невозможно дать полное и строгое определение любому из физических терминов без философии, т.е. оставаясь только в рамках частной научной теории или даже в рамках научной дисци­плины (например, физики). Причины следующие.

Во-первых, в физике не существует абсолютно точных и строгих исходных понятий, которые могли бы стать некими “перво-кирпичиками” или “атомами” в де­мокритовском смысле слова, опираясь на которые мы могли бы дать абсо­лютно точное определение физиче­ских понятий и терминов.

В отличие от физики в математике (например, в геометрии) мы можем ввести систему акси­ом и построить на них определенную теорию. Математика это условно замкнутая система знания.

В основе современной математики лежит двузначная логика[2]. Логика в математике выполняет две роли: роль метода познания и роль критерия истины (логическая непротиворечивость). Математике не нужно искать подтверждение в экспериментах. У нее свой внутренний критерий истинности.

В физике дело обстоит иначе. Во-первых, физика – это эксперименталь­ная наука и в ней подобный подход принципиально невозможен. По­пытки подобной абсолютизации содержания терминов ведут к догматизму и застою в разви­тии наших представлений о природе.

Во вторых, мы не знаем и не можем знать абсолютно все без исклю­чения свой­ства определяемого понятия. Благодаря этой причине любое оп­ределение термина будет иметь неопре­деленность или степень свобо­ды («свободное место» в определении). Конечно, развитие науки позволяет посто­янно уточнять определения и наполнять их содержание новыми признаками и свойствами. Но это лишь процесс, имеющий пре­дел в бесконечно удален­ном времени. Указанная степень свободы не позволяет дать не только полное и однозначное определение содержания научных терминов, но, соответственно, не позволяет давать одно­значное объяснение явлений, вскрывать сущность явлений и т.д. Такой подход свел бы физику к уровню астрологии или алхимии.

Здесь выявляется важная роль материалистической философии. Неопределенность дефиниции физического термина в фундаментальных науках устраняется философией. Философская категория должна входить в определение физического термина. Она восполняет недостающую часть дефиниции, заполняя по­нятийный вакуум. Входящими в определение содержания научных терминов философские категории, могут быть следующими: материальный объект (ве­щество, поле…), свойство, явле­ние, сущность и т.д. Приведем пример опре­деления.

«Электромагнитная индукция» есть явление возникновения электро­движущей силы в проводнике, когда изменяется магнитный поток через замкнутый контур или же проводник, движущийся относительно магнит­ного поля, пересекает магнитные си­ловые линии этого поля».

Конечно, можно дать и другое определение понятия “электромагнитная индук­ция”.

Но любое другое определение будет обяза­тельно (явно или в неявном виде) со­держать в себе философскую катего­рию «явление».

Приведем еще пару определений:

Сила, действующая на один заряд со стороны другого заряда, есть свойство, принадлежащее каждому из двух зарядов.

Очевидно, что свойство принадлежит заряду и без заряда как самостоятельный материальный объект оно не может существовать и проявляться. «Голой силы» - силы «самой по себе» - силы без носителя этого свойства – не существует в природе.

Напряженность электрического поля есть силовая характеристика (свойство) электрического поля. Она численно равна силе, которая действует на пробный заряд[3], покоящийся в данной точке пространства в системе отсчета наблюдателя.

Обратите внимание на прилагательное «покоящийся». В современных определениях этого условия нет, что приводит к противоречиям и парадоксам. Добавим, что энергетической характеристикой поля является его потенциал.

Следует заметить, что в прикладных исследованиях (приклад­ные дисциплины расчетно-теоретического, технологического или конст­рукторского характера) термин как бы утрачивает свое фундамен­таль­ное значение и обретает вид обычного утилитарного термина. Но даже и здесь фи­лософский подтекст содержания дефиниции сохраняется.

К сожалению, подобное “превращение” создает иллюзию отсутствия взаимной связи философии и прикладной физики и часто истолковывается как “ненужность философии” в сфере науки. Негативное отношение к фило­софии со стороны физиков усилива­ется тем, что сами философы зачастую не видят этой конкретной формы связи фи­лософии и физики.

Незнание ведет к тому, что в философии есте­ствознания «процветает» иллюстра­ционизм. Суть иллюстрационизма в том, что философ подменяет гносеологический анализ пе­ресказом содержания физической теории на популярном уровне и обильно сдабривает пересказ банальными философскими истинами. Иллюстрационизм, как «метод», нашел широкое использование в трудах по философии естествознания и, подобно догматизму, справедливо вызывает негативное отношение физиков к по­добным философским «исследованиям».

Итак, философская категория дополняет определение частно-научной катего­рии (научного термина), делает его более конкретным и полным, и снимает неопределенность. В рамках фундамен­тальной научной теории определение содержания научного термина сохраняется неизмен­ным. Столь же неизменной должна оставаться философская категория, входящая в оп­ределение. Отсюда следует принцип устойчивости философской категории в определении термина. Напри­мер, материальный объект не может превращаться в свое свойство, а свойство, в свою очередь, не мо­жет рассматриваться как субстанция.

Этот результат имеет принципиальное значение для правильного понимания принципа соответствия Н. Бора:

«При?нцип соотве?тствия в методологии науки — утверждение, что любая новая научная теория должна включать старую теорию и ее результаты как частный случай».

Принцип соответствия должен иметь место между классическими и релятивистскими теориями, между классическими и квантовыми. Здесь нам хочется обратить внимание на следующий важный аспект, вытекающий из характера дефиниции физического термина. Суть его в следующем. Принцип соответствия должен касаться не только математического формализма сопоставляемых теорий, но и их концептуального содержания (в силу сохранения философских категорий в определении терминов). Это весьма важный момент для материалистического подхода к принципу Бора.

<< | >>
Источник: В.А. Кулигин, М.В. Корнева, Г.А. Кулигина. Ошибки в физике и философии. 2018

Еще по теме 2. Физические термины и философские категории: