§ 2. Индия в период между двумя мировыми войнами
Закон
об управ-лении Индией 1919 г. него
последствия
B 1919 г. английским парламентом был принят Закон об управлении Индией, известный под названием реформы Монтегю—Челмсфорда.
Законом предусматривалось расширение состава избирателей в центральное (2% взрослого населения) и провинциальные (3% взрослого населения) законодательные собрания.B нижней и верхней (Государственный Совет) палатах центрального и провинциальных Законодательных собраний создавалось прочное выборное большинство. Индийцам предоставлялись места в исполнительных советах при вице-короле и губернаторах провинций (пост министров департаментов здравоохранения, просвещения и ряда других ведомств колониальной администрации, не затрагивающих основ политической власти Британии).
Положение реформы о порядке выборов в Законодательное собрание предусматривало раздельное голосование индусов и мусульман и предоставляло последним определенные привилегии: им гарантировалось 30% мест в Законодательном собрании в провинциях, где мусульмане составляли меньшинство среди избирателей и более половины мест там, где они составляли большинство. Традиционная для англичан политика противопоставления индусов и мусульман получила свое законодательное закрепление.
Несмотря на то что представители верхушки индийского общества получали доступ к участию в руководстве административным аппаратом страны, англичане сохраняли всю полноту власти в своих руках, по-прежнему контролируя финансы, армию, полицию. Вице-король и губернаторы провинций сохраняли право роспуска законодательных собраний и право вето на принятые ими решения.
При всей своей ограниченности реформа была шагом вперед в процессе становления основ конституционной государственности. Реформа привела к ослаблению контроля колониального государства над политической жизнью в провинциях в результате разграничения сфер деятельности центральной власти и ее региональных подразделений.
Провинции получили возможность осуществлять управление и проводить социально-экономические мероприятия в рамках своей юрисдикции. Повысилась представительность законодательных органов: число членов Государственного Совета (верхней палаты центрального Законодательного собрания) равнялось 60 (из них 34 избираемых), Законодательной ассамблеи (нижняя палата) — 144 (при 104 избираемых).Введение системы ответственного управления в провинциях изменяло характер государственной власти в Индии. Ha смену полной автократии пришла такая структура власти, в которой ранее неограниченная власть вице-короля и губернаторов провинций стала сочетаться с выборным началом и ограниченной ответстсвенностью министров-индийцев перед Законодательными собраниями. Она получила название «диархия» (двойственное управление).
Реформа ускорила становление политического сознания той части индийского общества, которая участвовала в общественной деятельности и подготовила более широкие конституционные мероприятия для создания политико-правовых основ передачи в дальнейшем власти индийской стороне.
Вместе с тем наряду с политическим маневрированием и рядом важных уступок британская сторона предприняла и ряд открыто репрессивных акций против участников национально-освободительного движения, наиболее одиозной из которых по своей варварской жестокости стала «амритсарская бойня», кровавая расправа над участниками многотысячного митинга протеста в Амритсаре (Пенджаб).
B 1919 г. был издан Закон Роулетта об антиправительственной деятельности в Индии, предусматривавший, в частности, право вице- короля и губернаторов арестовывать и ссылать без суда активистов антибританских манифестаций.
Политические силы Индии по-разному реагировали на Закон об управлении Индией. Федерация либералов и Мусульманская Лига в целом одобрили реформу. ИНК же выразил неудовлетворение ее половинчатостью и потребовал создания ответственного правительства в Индии в соответствии с принципами самоуправления. Для руководства Конгресса все яснее становилась необходимость подключения к его деятельности самых широких слоев населения.
Зарождение радикального и коммунистического движения в Индии
K началу 20-х гг. произошло расширение спектра политической активности индийского общества за счет усиления деятельности мелкобуржуазных экстремистских групп и появления организаций коммунистического типа.
Первые революционные полулегальные организации и тайные общества, ставшие на позиции политического террора, начали появляться в Индии еще на рубеже XIX-XX столетий. Эпицентрами террористической деятельности стали Бенгалия, Махараштра и Пенджаб. Основными подпольными организациями в Бенгалии были «Революционная армия Читтагонга», «Анушилон шомити» в Дакке и «Джукантар» в Калькутте, имевшие многочисленные филиалы в городах и деревнях, в Махараштре — «Абхинав Бхарат», в Пенджабе — «Бабар Акали», «Науджаван Бхарат сабха».
Впоследствии деятельность террористов распространилась на Соединенные провинции, где была создана Хиндустанская республиканская ассоциация (XPA) с центром в Варанаси, имевшая 23 отделения. B отличие от всех ранее созданных организаций, деятельность которых носила локальный характер, XPA провозгласила себя всеиндийской организацией.
Выделившаяся из XPA Хиндустанская социалистическая республиканская ассоциация (XCPA) попыталась не только объединить национальные революционно-подпольные организации под единым руководством, но и наладить сотрудничество с коммунистическими группами, а ее лидер Бхагат Сингх подводил теоретическую основу под взаимосвязь марксизма и терроризма. Несмотря на нелегальный статус и репрессии властей, революционно-подпольные организации расширяли свою деятельность. Они были ориентированы в основном на учащуюся молодежь, выходцев из городской мелкой буржуазии и часть интеллигенции.
Радикальное мелкобуржуазное направление в индийском национально-освободительном движении формировалось уже в начале XX в. Оно развивалось не только в самой Индии, но и за ее пределами. B Европе, а затем в США возникли революционные эмигрантские организации.
B1914 — 1916 гг. значительная часть индийских революционных эмигрантов (около 8 тыс.) возвратилась на родину для налаживания контактов с местными подпольными организациями и подготовки восстания.
Как революционеры в самой Индии, так и индийские эмигранты рассчитывали в своей деятельности на военную поддержку третьей силы — противников Англии. Через образованный в Берлине Комитет индийской независимости поддерживалась связь с правительствами Германии и Турции. B1915 г. при поддержке Комитета в Кабуле было образовано Временное правительство Индии в эмиграции, президентом которого был избран Махендра Пратап, премьер-министром — Баракатулла. Временное правительство обращалось за военной помощью к царской России, затем к российскому Временному правительству, а затем и к правительству Советской России, с которым оно пыталось наладить отношения. Представители индийской революционной демократии рассматривали революционные события в России прежде всего сквозь призму национально-освободительного движения и приветствовали образование советского государства, провозгласившего и осуществившего право наций на самоопределение, освободившего колониальные народы Российской империи от гнета царизма и указавшего другим народам Востока дорогу к национальной независимости. Их привлекало решение национально-колониального вопроса, социальная же сторона революционных преобразований была воспринята ими позднее. Подобным же образом и гражданская война в России рассматривалась вне ее классовой сути, а как борьба против иноземных интервентов, в чем усматривалось единство целей и судеб с большевистской Россией. Представители индийской эмиграции в Советском Туркестане и Закавказье создали ряд организаций (Индийская революционная ассоциация, Индийская секция Совета интернациональной пропаганды и др.), постепенно переходивших на позиции марксизма.
Манабендранатх Рой, Абани Мукерджи, Пративади Ачарья, Абдул Меджил стали создателями первой эмигрантской группы индийских коммунистов, основанной в 1920 г. под названием Коммунистическая партия Индии. Сектантские позиции в вопросах отношения к национально-освободительным движениям и отрицание роли в них национальной буржуазии, стремление к завоеванию коммунистами авангардной роли в борьбе с колониализмом и осуществление в ходе национального освобождения социалистической революции привели к длительной изоляции первых индийских коммунистов от массового антиколониального движения под руководством ИНКи обусловили невозможность объединения на единой антиимпериалистической платформе групп индийской революционной эмиграции, разбросанной по разным странам Азии, Европы и Америки.
B начале 20-х гг. начинают возникать коммунистические группы и на территории Индии в таких крупных городах, как Калькутта, Бомбей, Лахор, Мадрас. B 1925 г. в результате объединения усилий внутрииндийских эмигрантских коммунистических групп была co- зданаобщеиндийская коммунистическая организация — Коммунистическая партия Индии (КПИ). Однако в ее рядах не было единства. Разногласия проявились сразу же после объединительного съезда. Коммунистические лидеры стояли на различных позициях по целому ряду вопросов: о легальных и нелегальных методах борьбы и отношению к терроризму; о налаживании отношений с ИНК или конфронтации с ним; о курсе на буржуазно-демократическую или социалистическую революцию; о вхождении в Коминтерн и подключении к международному коммунистическому движению или признании «национального характера» индийского коммунизма и выработке самостоятельного курса, стратегии и тактики; о" развертывании деятельности в рабочих и профсоюзных организациях и крестьянских союзах или в установке на революционный переворот на основе военной интервенции извне и использовании армии как изначального фактора революции.
Результатом разногласий был выход из КПИ двух фракций, образовавших самостоятельные объединения — Индийскую коммунистическую партию (легальную) и Национальную компартию Индии.
МалочисЛенность КПИ, острая фракционная борьба, общая изоляционистская установка в отношении буржуазно-демократического национально-освободительного движения, сохранявшаяся до 1935 r., обусловили ее длительный отрыв от партийно-политических сил, участвовавших в антиколониальной борьбе. Однако привнесение коммунистического и социалистического комплекса идей в общественно-политическую мысль Индии расширяло спектр представлений индийских политических деятелей O возможных путях переустройства и организации постколониального общества, существенно радикализовало индийское национально-освободительное движение.
М.К. Ганди и перемены в деятельности ИНК
Значительное расширение социальной базы национального движения за счет участия в нем крестьянства, ремесленников, мелких торговцев, фабрично-заводских рабочих потребовало выдвижения на политическую авансцену деятелей, способных отразить интересы и социальную психологию самых широких слоев индийского общества.
Лидером, сумевшим превратить ИНК в массовую партию, стал Мохандас Карамчанд Ганди (1869—1948). B 1915 г. Ганди возвратился в Индию из Южной Африки, где он, занимаясь адвокатской практикой, возглавил движение против дискриминации индийцев методами ненасильственного сопротивления. K моменту возвращения на родину у Ганди был накоплен большой опыт практической деятельности и разработаны формы и методы антиколониальной борьбы. Ганди успешно провел в Индии две кампании гражданского неповиновения — сатьяграха («упорство в истине»), часто выступал в прессе и на митингах, что сделало его к началу 20-х гг. одной из наиболее популярных фигур в среде индийских националистов.
Значение деятельности М.К.Ганди как политика и национального лидера определилось тем, что ему удалось разработать и обосновать такую политическую модель, в рамках которой антиколониальный протест вводился в русло конституционного диалога властей и местной элиты. Он упрочил консолидацию различных слоев индийской буржуазии, соединив идеологию либералов и радикалов (его апелляция к ненасилию удовлетворяла «умеренных», а призывы к массовым антиимпериалистическим действиям воодушевили «крайних»). B его общественно-политических и философских взглядах нашли выражение интересы и других слоев индийского общества: крестьянства, ремесленников, кустарей, мелких торговцев.
Ганди имел отклик и в среде фабрично-заводских рабочих. Призыв к единству был основан на морально-этических ценностях, способных объединить имущих и неимущих, брахманов и неприкасаемых, индусов и мусульман, преодолеть этнические перегородки и возродить общеиндийские социально-культурные институты. Основной политической целью, которую поставил перед Индией Ганди, стало поэтапное и постепенное продвижение к независимости, а главной политической задачей для достижения этой цели — объединение всех социально-классовых групп и партийно-политических сил под единым руководством наиболее авторитетной и представительной общеиндийской организации — Конгресса.
B сатьяграхе, сочетавшей активную оппозицию колониальному режиму с ненасилием, Ганди видел универсальную форму национальной и социальной консолидации под эгидой буржуазно-национальных сил.
Проведение массовой общеиндийской кампании гражданского несотрудничества должно было пройти два этапа. Первый этап предполагал такие формы бойкота колониального режима, как отказ от почетных должностей и званий, бойкот официальных приемов, бойкот английских школ и колледжей, бойкот английских судов, бойкот выборов в законодательные органы, бойкот иностранных товаров, второй — уклонение от уплаты государственных налогов. Основной метод политической борьбы был определен как мирный, конституционный, основанный на философском принципе ахимсы (непричине- ния зла всему живому), характерном для религий Индостана.
Наряду с проведением массовых кампаний гражданского несотрудничества Ганди предлагал Конгрессу так называемую «конструктивную программу», состоявшую из трех пунктов: всемерное развитие ручного ткачества и прядения, борьба за налаживание отношений между индусской и мусульманской общинами, борьба за ликвидацию «неприкасаемости». Следование пунктам «конструктивной программы» было обязательным для всех участников гандистского движения.
B сентябре 1920 г. начрезвычайном съезде ИНК в Калькутте была принята предложенная Ганди программа несотрудничества, а проходивший в декабре того же года очередной съезд в Нагпуре закрепил победу Ганди. Конгресс стал основывать свою деятельность на идейных установках этого лидера. Под руководством Ганди Конгресс превратился из элитарной в массовую демократическую организацию.
Перестройка структуры ИНК и перваяобще- индийская кампания гражданского неповиновения
Новые задачи и цели потребовали перестройки организационной структуры Конгресса, деятельность партии среди различных социальных, этнических, конфессиональных, кастовых, региональных групп требовала координации на общеиндийском уровне. Основным координирующим органом стал Рабочий комитет Конгресса.
Расширение функций партии привело к созданию партийного аппарата, составленного из политиков-профессионалов. Деятельность Конгресса была реорганизована по национальному признаку. B нем были созданы региональные комитеты ИНК, призванные улучшить организацию политического процесса на меСтном уровне — в провинциях и дистриктах. Были приняты решения о борьбе за создание провинций налингвистической основе и схема нового административного деления, предусматривавшая уничтожение княжеств и разделение Индии на 21 языковую провинцию (соответственно им создавался 21 региональный комитет): Мадрас, Андхра, Карнатик, Керала, Бомбей, Махараштра, Гуджерат, Синд, Соединенные провинции, Пенджаб, Северо-Западная пограничная провинция, Дели, Аджмер, Мервара и Раджпутана, Центральные провинции (хиндустани), Центральные провинции (маратхи), Берар, Бихар, Уткал (Орисса), Бенгалия, Ассам, Бирма (входила в состав Британской Индии до 1935 r.).
Решения Конгресса по национальному вопросу обеспечили ему контроль над движением за создание провинций на лингвистической основе, но, безусловно, не могли перекрыть процесс создания региональных политических организаций, самостоятельно отстаивающих свои права.
Конгресс предпринял первые шаги по созданию под своей эгидой крестьянских, а затем и рабочих организаций. B создании крестьянских союзов принимали активнейшее участие начинавший свою политическую деятельность Джавахарлал Неру, который за участие в крестьянском движении подвергся первому аресту. Первым председателем Всеиндийского конгресса профсоюзов, основанного в 1920 r., стал один из лидеров ИНК — Лала Ладжпат Рай, а в
1921 г. был создан специальный комитет конгресса по усилению работы в профсоюзах.
1 августа 1920 г. была начата первая в истории страны общеиндийская кампания гражданского неповиновения (проводимые Ган- дивпериодс 1915no 1919гг. сатьяграхиносилилокальныйхарактер). Она проходила в форме митингов, демонстраций, харталов на фоне разворачивания крестьянского движения и стачечной борьбы, перерастая временами рамки ненасилия. Кровавые события февраля
1922 г. (сожжение толпой крестьян обстрелявших их полицейских в местечке Чаури-Чаура, Соединенные провинции) послужили для Ганди предлогом для прекращения сатьяграхи. Это знаменовало сворачивание национально-освободительного движения и поворот к осуществлению «конструктивной программы», призванной подготовить почву для следующего этапа крупномасштабных действий и послужить своеобразной мирной передышкой для участников сатьяграхи.
Вместе с тем Ганди считал возможным осуществление несотрудничества в «ограниченных» масштабах: либо в форме локальной кампании неповиновения, либо в виде «индивидуальной» сатьяграхи конгрессистов, одной из нанболее распространенных форм которой стало добровольное тюремное заключение в результате публичного совершения антибританской акции и последующая за ним голодовка.
Подключение халифатистов к кампании гражданского неповиновения и тесные связи Ганди с лидерами этого движения Мухаммедом и Шаукатом Али создавали предпосылки д ля совместных действий двух OCHOBHbDi конфессий — индусов и мусульман. Халифатисты представляли в начале 20-х гг. заметную силу в мусульманской общине и выступали в защиту турецкого султана-халифа, считавшегося главой суннитов, против расчленения Оттоманской империи.
Однако Мусульманская Лига, возглавляемая М.А.Джинной, не поддержала гандистской тактики и осудила как массовое несотрудничество, так и халифатистское движение. B 1921 г. Джинна покинул ИНК Практика одновременного проведения сессий Лиги и ИНК (1916—1921), сменилась периодом конфронтации. Временноезати- шье в 1923—1926 гг., последовавшее за массовым движением несотрудничества 1918—1922 гг., явилось периодом перегруппировки политических сил как внутри ИНК, так и вне его.
Течения
вИНК
B ИНК середины 20-х гг. выделяются две основные группы, получившие название «противники перемен» и «сторонники перемен». Первые (Ганди, Раджагополачари, Раджендра Прасад и др.) выступили за проведение политики, основанной на несотрудничестве с колониальными властями во всех сферах общественно-политической жизни, включая бойкот законодательных органов. Стратегию национально- освободительного движения они видели в последовательном чередовании периодов массовых сатьяграх с периодами осуществления «конструктивной программы». Вторые (Мотилал Неру, Ч.Р.Дас), не отрицая значимости методов ненасильственного несотрудничества, были против бойкота законодательных органов и продолжали считать конституционную борьбу за увелйчение в них индийского представительства наиболее значимой формой национально-освободительного движения. Они не видели противоречия между гражданским неповиновением и вхождением в Законодательное собрание и предлагали такую форму участия в законодательных органах, которая бы не разрушала приверженности Конгресса гандистским идеалам несотрудничества: вхождение в них и бойкот их изнутри с целью видоизменения этих органов. По мысли «сторонников перемен» такая тактика была наиболее эффективным путем к свараджу.
B1923 г. «сторонники перемен» провозгласили создание Свараджи- стской партии, разработав программу и линию поведения. Партия намеревалась выставить своих кандидатов на выборах в Законодательное собрание Индии и провинциальные Законодательные собрания. Избранные в них свараджисты должны были потребовать от властей удовлетворения их требований в определенные сроки, в случае отказа партия намеревалась применить тактику обструкции и парализовать деятельность государственно-колониального аппарата.
Свараджисты решили не покидать Конгресс, а вести борьбу внутри него за принятие своей программы. B 1924 г. был заключен «Пакт Ганди—Дас», согласно которому Свараджистская партия уполномочивалась осуществлять свою деятельность в законодательных органах от имени Конгресса и в качестве его составной части. B 1924—1928 гг. Ганди уходит от непосредственной политической деятельности и сосредоточивается на осуществлении «конструктивной программы» через посредство созданной им Всеиндийской ассоциации ручных ткачей.
Деятельность свараджистов имела определенный успех. Их выступления в законодательных органах, в том числе выдвижение в Законодательном собрании Индии так называемых национальных требований, отказ одобрить те или иные мероприятия властей свидетельствовали о возникновении тенденции к складыванию конституционной оппозиции.
Однако внутри Свараджистской партии не было единства прежде всего по вопросу об определении конечной цели партии — достижения статуса доминиона или борьбы за полную независимость (сампурна сварадж). Среди свараджистов начался процесс размежевания, приведший к выделению из партии элементов, стремившихся к соглашательству с англичанами. Группировка «респонсивистов» возглавлялась Джайкаром и Келкаром, ее линия была близка к Федерации либералов, покинувшей Конгресс в 1918 г. Bo главе фрак- ции центристов встал (после смерти Ч.Р. Дасав 1925 г.) Мотилал Неру, а наиболее радикальные свараджисты во главе с С.Ч. Босом находились на грани выхода из партии.
Точная характеристика расстановки сил внутри Конгресса дана в «Автобиографии» Дж.Неру: «Ни одна из существовавших в то время в рамках Национального конгресса групп — ни сторонники участия в законодательных органах, ни противники изменения политической программы — не привлекала меня. Первая из них явно сворачивала в сторону реформизма и конституционализма, которые, по моему мнению, могли завести лишь в тупик. Противники перемен... были лишены активного начала. Однако у них было одно преимущество. Они поддерживали связь с крестьянскими массами, в то время как свараджисты в законодательных советах были всецело поглощены парламентской тактикой».
Оформление
левонациона
листического
направления
вИНК
Рост социальной активности масс не мог не повлиять на положение внутри ИНК. B нем к середине 20-х гг. оформилось левонационалистическое течение, представлявшее собой молодое поколение конгрессис- тов, требовавших активизации и радикализации Конгресса. Лидерами и идеологами левого крыла в ИНК стали Джавахарлал Hepy и Субхас Чандра Бос. Возникновение левого крыла и включение в руководство партией его представителей усилило влияние Конгресса в массах, обеспечив ему ведущие позиции во Всеиндийском конгрессе профсоюзов и в рабоче-кресть- янских союзах, повсеместно создаваемьпс в Индии в 20-е гг.
C именем С.Ч. Боса в этот период связывается создание молодежных и студенческих организаций под эгидой Конгресса. Дж.Неру, сыграв ведущую роль среди конгрессистов в формировании крестьянских союзов (Кисан сабха), установил и расширил связи индийского национального движения с прогрессивными организациями и течениями за рубежом. B 1927 г. он представлял Индию на Брюссельском конгрессе колониальных народов, на котором была создана Антиимпериалистическая лига. Впоследствии отделения лиги были созданы и в самой Индии.
Оформление в Конгрессе левого крыла позитивно сказалось на развитии этой организации. Оно способствовало не только радикализации национально-освободительного движения, но и объединению различных форм и методов освободительной борьбы, рассмотрению их не как противоборствующих, но как взаимодополняющих, каждая из которых призвана сыграть свою роль в определенной конкретной обстановке и внести свою лепту в общее дело национального освобождения.
B 1927 г. состоялся Мадрасский съезд ИНК, на котором Дж.Неру и С.Ч.Бос были избраны генеральными секретарями Конгресса. Съезд принял историческую резолюцию о главной цели национально-освободительного движения в Индии — достижении полной независимости. Национально-освободительное движение, сформулировав свои цели и задачи, вступило в новую фазу.
B том же году в Дели состоялась конференция Мусульманской Лиги, на которой обсуждались пути ее возможного сближения с ИНК. Мусульманские лидеры проявили готовность к принятию предложенного Конгрессом принципа совместных выборов и отказу от куриальной системы в случае предоставления им определенных гарантий. Ими являлись: 1) узаконенное мусульманское большинство в законодательных органах Пенджаба и Бенгалии; 2) отделение Синда от Бомбея; 3) проведение реформы в Северо-Западной пограничной провинции; 4) предоставление мусульманам 1/3 общего количества мест в Центральном законодательном собрании; 5) предоставление в провинциальных законодательных органах каждой общине количества мест пропорционально ее численности в провинции. «Делийские предложения» Лиги в целом были восприняты Конгрессом положительно.
Начало работы Комиссии Саймона и позиция ИНК
Co второй половины 20-х гг. изменяется также концепция колониальной политики Великобритании в Индии в связи с приходом к власти в метрополии лейбористов, потеснивших консерваторов и либералов. Концепция лейбористов в колониальном вопросе заключалась в идее постепенной трансформации империи в Британское содружество наций, представляющее собой объединение суверенных народов на правах равного экономического и политического
партнерства при общности буржуазно-демократического государственного устройства и политических традиций конституционализма.
Налаживание контактов с различными силами внутри национального движения становится главным методом колониальной политики лейбористских правительств с конца 20-х — начала 30-х гг., а концепция содружества наций реализуется в серии конституционных реформ. B 1928 г. была создана Комиссия Саймона для выработки рекомендаций относительно будущего конституционного устройства Индии. Предложения Комиссии содержали определенные уступки, касающиеся расширения состава избирателей, а также обязательств британского правительства в плане предоставления Индии статуса доминиона (без указания сроков). Однако они были весьма незначительными и не могли удовлетворить национальные силы Индии. По инициативе ИНК, объявившего бойкот Комиссии Саймона, были проведены межпартийные конференции, на которых обсуждались принципы будущего государственно-политического устройства страны, и создана Комиссия под председательством Мотилала Hepy для разработки основ индийской конституции. Bce ведущие политические партии Индии, включая Мусульманскую Лигу, Хинду маха сабха и Федерацию либералов, известные своей умеренностью, отказались от сотрудничества с Комиссией Саймона Лишь две организации приняли участие в ее деятельности: отколовшаяся от Мусульманской лиги группа Шафи и Ассоциация угнетенных каст, занимавшая с момента своего создания отрицательную позицию в отношении ИНК и поддерживавшая предложенную англичанами куриальную систему выборов.
B июле 1928 г. был опубликован доклад Комиссии M.Hepy, получивший название «Конституция Неру». Этот документ предусматривал предоставление Индии статуса доминиона, в котором выборные органы осуществляли бы внутреннюю политику, включая контроль над бюджетом при сохранении контроля британского правительства над внешней политикой и обороной. Однако «Конституция Неру» не была принята во внимание Комиссией Саймона. Конституционная деятельность свараджистов, руководивших Конгрессом с 1924 r., не увенчалась ожидавшимися результатами.
Деятельность
ИНК
в конце 20-х — начале 30-х гг.
B ноябре 1928 г. радикально настроенные конгрес- систы провели съезд общеиндийской Лиги независимости, во главе которой встали Дж.Неру и С.Ч. Бос, а на съезде Конгресса в Лахоре (декабрь 1929 r.), председателем которого был избран также Дж.Неру, было принято решение о проведении новой общеиндийской кампании гражданского несотрудничества. Руководителем ее, как и в 1921—1922 гг., стал M.K. Ганди. Съезд подтвердил решимость
ИНК добиться конечной цели национальной борьбы — полной независимости. 26 января 1930 г. был отмечен по всей стране как День независимости.
B основу кампании гражданского неповиновения 1930 г. были положены «11 пунктов» Ганди, содержавшие требования к английским властям (снижение валютного курса рупии, снижение поземельного налога на 50%; сокращение военных расходов на 50%; уменьшение жалованья английским чиновникам на 50%; введение протекционистских тарифов и ограничение ввоза иностранных тканей и одежды; предоставление индийскому флоту исключительного права внутренних перевозок; уничтожение департамента уголовного расследования или установление контроля над ним; предоставление индийским гражданам права носить оружие для самообороны; запрещение продажи спиртных напитков; освобождение всех политических заключенных, исключая тех, кто виновен в убийстве или подстрекательстве к убийству; отмена правительством соляной монополии и налога на соль).
Кампания была начата в апреле 1930 г. и проходила по той же программе, что и в начале 20-х гг., предполагавшей бойкот английских товаров, отказ от занимаемых постов, от участия в Законодательном собрании и т.п. Она приобрела огромный размах и объединила представителей самых различных слоев индийского общества, включая крестьянство и фабрично-заводских рабочих. Сатьяграха была облечена в форму борьбы с законом о соляной монополии. B марте 1930 г. Ганди, сопровождаемый сторонниками и последователями, отправился в двухнедельный пропагандистский поход из Сатьяграхаашрама близ Ахмадабада через Гуджерат к местечку Данди на берегу Аравийского моря, где демонстративно нарушил государственную соляную монополию в знак протеста против британского колониального господства, выпаривая соль из морской воды. Сатьяграха Ганди широко освещалась индийской прессой, а движение несотрудничества охватило территорию всей страны. Повсеместно проводились демонстрации, митинги, харта- лы, перераставшие в ряде районов в вооруженные восстания (например, в Шолапуре, Читтагонге и Пешаваре). Восстания перекинулись в княжества. Особо напряженная обстановка сложилась на территориях княжеств Джамму и Кашмир, Алвар, Пулра, Дир. Развернулось крестьянское движение, особенно в Соединенных провинциях. Серия политических забастовок прошла в крупнейших городах Бомбее, Калькутте, Мадрасе, Дели, Карачи.
Английские власти, запретив проведение кампаниинесотруд- ничества, объявили Конгресс и другие политические организации, принимавшие участие в сатьяграхе, вне закона. B мае 1930 г. был арестован Ганди, а к концу 1930 г. тюремному заключению подверглось около 60 тыс. человек.
Деятельность Мусульманская Лига не приняла участия в кам- Мусульманской пании несотрудничества. Так же, как в начале Лиги в конце 20-х гг., наметилось расхождение между ИНК и Ли- 20-х — начале гой по вопросу об отношении к массовым формам 30-х гг. общественно-политического протеста, сатьяграха начала 30-х гг. вызвала отрицательную реакцию в мусульманской общине.
Мусульманская националистическая партия во главе с Ансари, выступившая за единство действий с ИНК, была немногочисленна и не пользовалась особым влиянием в среде индийских мусульман. Остальные же мусульманские организации — как наиболее авторитетная и крупная Мусульманская Лига во главе с M. А. Джинной, так и менее значимые Всеиндийская мусульманская конференция во главе с Ага-ханом и группа М.Шафи, отколовшаяся от Лиги, негативно относились к гандистским методам борьбы, будучи приверженцами умеренного конституционализма.
Отход от ИНК консолидировал мусульман: на Аллахабадской сессии Лиги 1930 г. Джинна и Шафи воссоединились. Большинство мусульманских политиков отказывалось обсуждать вопросы будущего конституционного устройства до решения индусскомусульманской проблемы. Мусульманам-конгрессистам все труднее становилось находить общий язык с лидерами Мусульманской Лиги.
B1930 г. известный мусульманский общественный деятель, философ и поэт Мухаммад Икбал выступил с предложением о предоставлении Пенджабу, Северо-Западной пограничной провинции, Белуджистану и Синду статуса независимого государства. Однако оно не было принято Лигой: на этом этапе речь шла лишь о расширении провинциальной автономии, отделении Синда от Бомбея и реорганизации СЗПП — Северо-Западной пограничной провинции.
Конференция
«круглого
стола»
B июне 1930 г. был опубликован доклад Комиссии Саймона с рекомендациями относительно будущего конституционного устройства Индии. B нем сохранялась вся полнота власти вице-короля, расширялось деление выборщиков по общинным куриям (выделение специальной курии для «неприкасаемых»), усиливались позиции представителей княжеств в центральных органах. Таким образом, игнорировались основные требования индийского национального движения, за исключением общего расширения состава избирате-
лей. B плане изменения административно-политической структуры предлагалось отделение от Индии Бирмы и выделение в самостоятельную провинцию Синда.
Английское правительство наметило проведение серии переговоров с ведущими политическими силами Индии для обсуждения доклада Комиссии Саймона. 12ноября 1930 г. открылась I конференция «круглого стола» в Лондоне. B ней приняли участие с индийской стороны Мусульманская Лига, Хинду маха сабха, Федерация либералов, князья и Федерация «неприкасаемых». ИНК бойкотировал конференцию, отклонив предложение участвовать в ней.
Мусульманская лига выдвинула «14 пунктов», главными из которых были требования проведения реформ в Синде и создания полноправной, имеющей Законодательное собрание Северо-Западной пограничной провинции. B случае их удовлетворения, она объявила о своей готовности к политическому диалогу с представителями других политических сил Индии. Отказ делегации Хинду мадо сабха обсудить «14 пунктов» Лиги помешал выработке общей точки зрения. Нежелание английской стороны в отсутствии Конгресса продолжать переговоры было расценено мусульманскими лидерами как признание англичанами ИНК ведущей политической силой Индии, а Лигу — второстепенной организацией. Ha конференции не было принято никаких конструктивных решений.
Англичане предприняли попытку возобновления диалога с Конгрессом. B марте 1931 г. было достигнуто временное перемирие между национальным движением и колониальными властями (Пакт Ганди- Ирвин), по которому английская сторона обязывалась прекратить репрессии и освободить арестованных, не обвиняемых в насильственных действиях. Ганди объявил о прекращении кампании гражданского несотрудничества и согласии Конгресса на участие во II конференции «круглого стола», мотивируя свои действия тем, что подписанием пакта британское правительство признает национальное движение и законность его целей. Несмотря на недовольство пактом значительной части конгрессистов, на очередном съезде Конгресса в Карачи позиция Ганди была одобрена. Съезд принял резолюцию о платформе переговоров на конференции «круглого стола», а также резолюцию «Об основньк правах и обязанностях граждан Индии», содержащую развернутую социальную и экономическую программу ИНК.
II конференция «круглого стола» состоялась в сентябре 1931 г. Для ее проведения было создано три подкомитета: по вопросам федеральной структуры Индии, по делам меньшинств и по реформам в Северо-Западной пограничной провинции. Ha конференции, в центре внимания которой оказалась проблема гарантии прав малых народностей, религиозных общин и каст, наметилось два кардинально различных подхода к общинному вопросу. Конгресс рассматривал разрешение общинной проблемы в качестве венца конституции, предусматривающей самоуправление, Мусульманская Лига — как ее фундамент, что предполагало необходимость решения всех спорных проблем индусско-мусульманских отношений до определения нового государственного статуса страны. При этом Мусульманская лига не настаивала на обязательном сохранении куриальной системы выборов, считая возможным урегулировать общинную проблему путем резервирования определенного числа мест в центральных и провинциальных органах за мусульманами на условиях, предложенных Делийским манифестом 1927 г. Другие партии, принявшие участие в конференции, главное внимание уделяли вопросу о распределении мест в конституционных органах между представителями общин.
Отсутствие единства и взаимопонимания между политическими силами Индии позволило англичанам взять разработку нового закона об управлении Индией в свои руки. Позднее была опубликована «Белая книга» английского правительства, содержавшая основные положения готовящегося закона. Он состоял из двух частей: «Федеральной схемы» и «Провинциальной автономии», вопрос о предоставлении Индии статусадоминионаоставался нерешенным.
Ha конец 1932— начало 1933 г. была назначена III конференция «круглого стола». Ганди от имени Конгресса отказался принять в ней участие. B январе 1932 г. он объявил о начале новой кампании гражданского неповиновения в форме индивидуальной сатьяграхи, что привело к аресту всех делегатов Делийской сессии ИНК. Кампания несотрудничества продолжалась до мая 1933 г. Основное внимание участников сатьяграхи было сосредоточено на урегулировании общинной проблемы и на борьбе с «неприкасаемостью», что должно было, по мысли Ганди, привести к единству сил в национально-освободительном движении. III конференция «круглого стола» прошла в конце 1932 г. без участия ИНК.
Новые течения Бомбейский съезд ИНК утвердил решение Ганди о в ИНК в 30-е гг. прекращении кампании гражданского несотрудничества и принял решение об участии Конгресса в выборах в Центральную легислатуру. B 1934 г. Ганди формально вышел из ИНК, сосредоточившись на выполнении «конструктивной программы» (индусско-мусульманское единство, борьба с «неприкасаемостью», развитие ручного ткачества и прядения). Им были основаны Лига борьбы с «неприкасаемостью» и Всеиндийская ассоциация развития сельской промышленности. Руководство Конгрессом вернулось к свараджистам, развернувшим подготовку к участию в выборах. История повторилась. Подобно тому, как кампания гражданского несотрудничества гандистов начала 20-х гг. сменилась конституционной деятельностью свараджистов (1924—1929), массовые сатьяграхи начала 30-х гг. вновь уступили место свараджистской активности по проведению предвыборной кампании, а вслед за ней участию в деятельности провинциальных правительств (1934—1939).
Накануне выборов в Конгрессе произошли изменения. Группа правых во главе с М.М.Малавией вышла из него, образовав Националистическую партию, близкую по позиции к респонсивистам и Федерации либералов.
B 1934 г. внутри ИНК была создана еще одна фракция — Конг- ресс-социалистическая партия под руководством Джаяпракаша Ha- раяна, Ачарья Нарендра Дева и Ашока Мехты, отстаивающая идеи социал-демократического характера. Конгресс-социалисты не были едины. Наиболее многочисленной была группировка Дж. Нараяна и A. H. Дева, стоявшая на начальном этапе своей деятельности в вопросах антиимпериалистической борьбы и социалистического переустройства общества на позициях, близких марксизму. Группировка, возглавляемая M. P. Масани и А. Мехтой, придерживалась более умеренного курса парламентских реформ и политики социального компромисса. Они были ориентированы на «демократический социализм» британской лейбористской партии. И наконец, гретья группировка во главе с А.Патвардханом и P. M. Лохией выступала за синтез идей демократического социализма с философией гандизма, включая приверженность методам убеждения и ненасильственной борьбы.
Эта идеологическая неоднородность предопределила непоследовательную политику Конгресс-социалистической партии и частые смены ориентиров. М.К.Ганди с терпимостью относился к существованию в Конгрессе новой фракции, несмотря на ожесточенную критику «конструктивной программы» со стороны Дж.Нараяна. Право-консервативно ориентированные конгрессисты (например, Валлабхаи Патель) требовали немедленного роспуска Конгресс-социалистической партии и отставки Нараяна. Радикальные позиции в вопросах антиимпериалистической борьбы левого крыла ИНК во главе с Дж.Неру создавали предпосылки для сотрудничества с конгресс-социалистами.
Крайне неоднозначно складывались отношения КСП с КПИ. Конгресс-социалисты предприняли ряд попыток пойти на союз с коммунистами и объединить усилия в рамках антиимпериалистической борьбы, но приверженность последних изоляционистскому курсу и непоследовательность самих социалистов привели к тому, что их сотрудничество оказалось непрочным и недолговечным.
C конца 30-х гг. начался процесс постепенной эволюции первоначальных установок КПС в сторону концепции гандистского социализма (сарводайя), приверженности традиционализму и популизму, морально-нравственным и религиозным ориентирам.
B ноябре 1934 г. состоялись выборы в Центральное законодательное собрание. ИНК принял в них участие и получил более половины голосов и мест.
Закон об управле- B августе 1935 г. английский парламент принял но- нии Индией вый Закон об управлении Индией, созданный на 1935 г. и выборы основе рекомендаций Комиссии Саймона и конфе- наегооснове ренций «круглого стола» и вошедший в историю как Конституция 1935 г. Закон состоял из двух частей: «Федеральная схема» и «Провинциальная автономия». Согласно Закону, Индия представляла собой федерацию провинций Британской Индии и княжеств.
B то время как членство в федерации было обязательным для провинций, княжества наделялись свободой выбора, равно как и в отношении федеральной системы разделения властей (право либо примкнуть к федеральной схеме, либо установить прямые отношения с центральной властью и метрополией). Представители провинций в Центральном законодательном собрании были выборными, делегаты же княжеств назначались их правителями. Устанавливалось непропорциональное представительство княжеств и провинций в Государственном Совете и Законодательном собрании, при этом центральное правительство несло ответственность не перед выборным органом, каковым являлось Центральное законодательное собрание, а перед Государственным Советом, тесно связанным с колониальной администрацией.
Федеральная схема так и не была введена в действие в силу отказа большинства правителей княжеств примкнуть к федерации. Вся полнота власти оставалась в руках генерал-губернатора, назначаемого королем и являющегося его полномочным представителем в Индии. Он обладал всей исполнительной властью, а также пользовался законодательными полномочиями в центре и провинциях, имел право приостанавливать действие конституции, вводить чрезвычайное положение, продлевать срок полномочий центральной и провинциальной легислатур.
Закон сохранял принцип диархии и всю полноту власти у английской колониальной администрации. Концепция провинциальной автономии предусматривала разделение власти между центром и провинциями и расширяла прерогативы провинциальных законодательных собраний, получавших право контроля над деятельностью провинциальнціх кабинетов министров. Определялась и структура законодательных органов в провинциях, они делились на двухпалатные (в провинциях Мадрас, Бомбей, Бенгалия, Бихар, Соединенные провинции, Ассам) и однопалатные (в Пенджабе, Синде, Северо-Западной пограничной провинции, Ориссе и Центральных провинциях). Численность законодательных ассамблей варьировалась в зависимости от населения провинции.
Закон предусматривал куриальную систему выборов. Корпус избирателей расширялся до 12% взрослого населения.
O будущем политическом статусе Индии в законе 1935 г. ничего не было сказано, отсутствовали также упоминания о самоуправлении в рамках Британского содружества наций. Политические силы Индии были разочарованы умеренным характером закона, названного в прессе «рабской конституцией». Однако Закон об управлении Индией 1935 г. имел значение для дальнейшего становления институтов буржуазной демократии, поскольку наряду с общим расширением электората он вводил центральную и провинциальные легислатуры, дававшие ограниченный доступ к власти предртавите- лям местных имущих слоев. Это объективно вело к усилению в Конгрессе групп, ориентированных на конституционные формы борьбы за суверенитет.
«Провинциальная автономия» была введена в действие 1 апреля 1937 г. B том же году состоялись выборы в центральную и провинциальные легислатуры. ИНК одержал победу в 8 провинциях (Центральные, Соединенные, Бихар, Орисса, Бомбей, Мадрас, Северо-Западная, Ассам, Синд) и сформировал там провинциальные правительства, в первых шести полностью конгрессистские, в последних двух коалиционные с Мусульманской Лигой. Лишь в двух провинциях (Пенджаб и Бенгалия) Конгресс уступил свои позиции Мусульманской Лиге. Несмотря на разногласия внутри ИНК по вопросу о целесообразности формирования конгрессистских правительств (часть конгрессистов считала, что создание правительств облегчит англичанам управление страной и отсрочит предоставление индийцам независимости, другие же отстаивали точку зрения о необходимости использования возможности получения навыка политического управления и претворения в жизнь социально-экономической программы ИНК), таковые были созданы и действовали вплоть до начала Второй мировой войны. B период с 1937 по 1939 гг. Конгресс начал проведение аграрных преобразований на основе принятой в 1936 г. аграрной программы (реформа арендных отношений, снижение налогообложения и т.п.), был создан также Национальный комитет по планированию под председательством Дж.Неру, разрабатывавший программу развития промышленности.
Создание и функционирование конгрессистских правительств привело как к дальнейшей организационной перестройке ИНК, так и к соответствующему оформлению его практической деятельности. Так, создание парламентского подкомитета Конгресса, в задачи которого входила регламентация и регуляция парламентской деятельности партии, узаконивало конституционно-парламентарное направление ее деятельности и повышало значимость свараджистов. Была произведена реорганизация внутренней структуры Конгресса, упорядочившая отношения между центральным руководством ИНК и его региональными подразделениями.
Усиление раскола ^месте с тем закон 1935 г. осложнил отношения двух между инк основных конфессиональных общностей — индусов и Мусульманской и мусульман. Во-первых, он поставил их в соревно- Аигой вательные отношения на выборах и, во-вторых, создал автономные провинции с преобладанием мусульманского населения (Пенджаб, Бенгалия, Синд, Северо-Западная пограничная провинция), подготовив фактически почву для последовавшего через десятилетие раздела Британской Индии. Поражение Мусульманской Лиги на выборах 1937 г. (получение Лигой 109 мест в законодательных собраниях провинций из 482, предназначенных для мусульман; формирование лишь в четырех провинциях из 11 коалиционных правительств при участии Лиги) заставило ее руководство пересмотреть свои позиции. Этот вопрос был рассмотрен на 25-й сессии Лиги в Лакхнау в 1937 г. B целях укрепления организации и консолидации вокруг нее мусульман была разработана программа Лиги, включавшая различные требования политического, экономического и религиозного характера, отвечавшие интересам широких слоев мусульманского населения, и прежде всего лозунг о полной независимости. Если ранее Мусульманская Лига, не признававшая гандистских методов несотрудничества, выражала готовность к совместным с ИНК конституционным действиям, TO теперь она ориентировала своих последователей на самоорганизацию, опору на собственные силы и несотрудничество с ИНК.
Ha очередной сессии Лиги в Калькутте в 1938 г. M. А. Джинна выступил с заявлением, что отныне его партия будет строить свои отношения с Конгрессом на основании «полного равноправия», а не на правах религиозного меньшинства. Условием возможного диалога должно быть признание Конгрессом права Лиги представлять всех мусульман Индии. Ранее многие члены Лиги состояли на правах двойного членства в ИНК; теперь сторонников сближения с Конгрессом, равно как и всех несогласных с линией руководства, стали исключать из партии. Сессия Лиги в Патне в том же 1938 г. наделила Рабочий Комитет чрезвычайными полномочиями, а также повысила роль центральных органов Лиги по отношению к провинциальным. Централизации партии соответствовало изменение ее идеологических установок: на смену самооценке мусульманской общины как ущемленного религиозного меньшинства пришло осознание себя полноправной «мусульманской нацией», стремящейся к самоопределению. Идея о самоопределении мусульман Британской Индии презвучала официально из уст Джинны впервые на конференции Синдской превинциальной организации в Карачи в 1938 r., однако не оформилась еще в последовательную теорию «национального мусульманского очага».
Необходимо отметить, что растущая обособленность индийских мусульман была обусловлена не только развитием изоляционистских теоретических установок их лидеров на базе роста мусульманского национализма. Она была вызвана последовательной политикой англичан, нацеленной на внесение раскола в национально-освободительное движение, ростом активности индусских коммуналистских сил, выступавших за создание индусского государства, и проявлениями антимусульманских настроений среди части конгрессистовt
Лево-демокра- ® то вРемя как вторая половина 30-х гг. стала пе-
тические дви- риодом размежевания Лиги и Конгресса, она же жения во второй представляла собой период консолидации лево-демок- половине 30-х гг. ратических сил страны на основе борьбы за создание единого антиимпериалистического фронта. Этому способствовали усиление левого крыла ИНК начиная с 1936 r., когда Дж.Неру был избран его председателем, деятельность Конгресс-со- циалистической партии, Лиги прогрессивных конгрессистов, Всеин- дийского крестьянского союза, Всеиндийского конгресса профсоюзов, а также изменение позиций КПИ в результате решений VII Конгресса Коминтерна(1935 r.), нацелившего коммунистов на вхождение в общенациональные демократические блоки. Впервые в истории коммунистического движения в Индии КПИ взяла курс на вхождение в Конгресс и подключение к его деятельности.
B 1939 г. президентом ИНК был избран С.Ч.Бос, известный как один из наиболее леворадикальных деятелей партии. Однако попытка Боса провести через руководство Конгресса разработанный им «Пландействий», содержащий ультимативные требования английскому правительству, закончилась его отставкой и избранием на пост президента умеренно-консервативного Раджендра Прасада С.Ч.Бос со значительной группой сторонников вышел из ИНК и образовал самостоятельную партию Форвард блок. РасколвКонгрессе повлек уход из него левых групп конгресс-социалистов и коммунистов. Создание единого антиимпериалистического фронта было непрочным и кратковременным. Накануне вступления Индии во Вторую мировую войну ее политические силы оказались разрозненными.