МОНГОЛЬСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНО-ТЕОКРАТИЧЕСКОЙ МОНАРХИИ
Идейное развитие монгольского общества в конце XIX – начале XX в. отражало весь сложный комплекс социально-экономических и политических процессов, переживавшихся в то время Монголией.
Он определялся, как было сказано выше, и динамикой саморазвития: подъемом национально-освободительного движения, крушением цинского господства, переходом к более высокой стадии феодальных отношений, и модернизирующим влиянием стран Запада и России, приобщением к опыту передовых обществ как в области экономики и политики, так и в области идейных учений.Господствующее положение в обществе сохраняла феодально-клерикальная идеология, направленная на защиту феодального строя и интересов ламаистской церкви. Позиции клерикализма, характерными для которого являются возвеличивание роли религии и церкви, отстаивание наиболее консервативных, отсталых норм жизни, противодействие всему новому, прогрессивному, заметно усилились после возникновения теократической монархии.
Одной из форм, в которой ламаистская церковь непосредственно осуществляла свое воздействие на умы и чувства людей, были религиозные воззвания в виде посланий от имени богдо-гегена. В них содержались призывы спасать вероучение от посягательств инакомыслящих, от собственных грехов и шатаний в вере, уповать только на религию Будды и видеть в ней свое единственное спасение. Экономическая и культурная отсталость Монголии, ухудшение условий жизни населения, все бедствия и невзгоды тех лет церковь объясняла ослаблением веры в людях, недостаточным почитанием ламства, небрежением в исполнении религиозных заповедей. Эти и подобные им религиозные сочинения распространялись в обществе довольно широко и, вероятно, оказывали свое воздействие на массовое сознание верующих. Однако само их появление свидетельствовало о кризисе ортодоксальной религиозной идеологии, о начале брожения умов, против которого и были направлены подобные сочинения.
Другое направление феодальной идеологии того времени составляли идеи возрождения независимого монгольского государства, восстановления его былого могущества, рождавшиеся как стремлением занять достойное место среди развитых стран мира, так и идеализированными воспоминаниями об утраченном величии государства Чингисхана, о былой славе его «золотого рода», обо всех исконно монгольских традициях и устоях, которые пытались искоренить Цины в период своего господства. Этот идеологический комплекс направлял деятельность наиболее видных представителей класса монгольских феодалов, проявлялся в различных мероприятиях государства богдо-гегена.
Во взглядах наиболее прогрессивных представителей феодальных кругов нашел выражение подъем национального самосознания, что выразилось в проводившейся ими пропаганде монгольского языка как общенационального, в стремлении распространять просвещение и преодолеть культурную отсталость своей страны.
После провозглашения независимости эти устремления получили некоторое воплощение в организации сети государственных начальных и средних школ в Урге и хошунах. Преимущественное право учиться в этих школах получали дети из привилегированных семей, но принимали в них и детей аратов и чиновников.
Следует отметить, что правительство богдо-гегена при участии русских советников создало «Комитет по исследованию Монголии», в задачи которого входили изучение народонаселения, хозяйства, выявление геологических ресурсов и составление карты Монголии и т. д.
Подъем национально-освободительного движения в Монголии и его победа в 1911 г. наиболее важными для общественного сознания сделали идеи освободительной борьбы, самобытности исторического развития Монголии. По указу богдо-гегена монгольские историки приступили к написанию официальной истории страны. В 1918–1919 гг. этот труд под названием «Высочайше утвержденная шастра-история Монголии» был завершен. В ней особо подчеркивалось искони присущее монголам право суверенного развития их государства. Та же мысль пронизывала труды крупнейшего из историков Монголии конца XIX – начала XX в.
Ш. Дамдина (1867–1937). В главном своем произведении «Золотая книга», которое было начато им в период правления богдо-гегена, он затронул проблемы, волновавшие его соотечественников, стремясь показать, что корни культурного и политического развития Монголии уходят в глубь веков и имеют самобытное развитие.Одним из важных элементов жизни монгольского общества в начале XX в. была идеологическая борьба, которую вели представители монгольской интеллигенции, среднего и мелкого чиновничества, зарождавшегося торгового капитала с цинским гнетом и господством феодальных устоев, с засильем ламаистской церкви, с косностью и отсталость. Выходцы из этих слоев все более активно включались в общественную жизнь и политическую борьбу. Не создав своей организации, они объединились вокруг первых монгольских периодических изданий: журнала «Новое зерцало», который выходил в Урге с марта 1913 по август 1914 г., и газеты «Столичные новости», выходившей с сентября 1915 по январь 1920 г. Анализ их взглядов позволяет определить, что они имели антифеодальную направленность, развивались в русле просветительства. Оформление просветительского направления в монгольской общественной мысли было определенным «забеганием вперед» под воздействием внешних влияний, поскольку обычно появление просветительских идей характерно для более высокой ступени общественного развития, чем это было в Монголии в начале XX в.
Общеизвестно, что термин «просветительство» родился на основе европейского исторического материала для определения идейно-политического течения, представители которого стремились устранить недостатки существовавшего феодального общества путем распространения идей добра, справедливости, научных знаний. Завершающий этап эпохи Просвещения в Западной Европе явился преддверием буржуазных революций.
Однако ряд современных ученых отрицают самую возможность существования просветительства в странах Востока. При этом, видимо, они упускают из виду, что в литературе не случайно утвердились понятия «просвещение» и «просветительство» как не абсолютно адекватные.
И если об эпохе Просвещения мы действительно должны говорить как об уникальном явлении европейской истории, то понятие «просветительство» не обязательно может быть привязано к европейским рамкам, поскольку означает прежде всего идеологическое течение, объективно направленное на подрыв феодально-церковной идеологии. Поэтому, думается, что просветительство как закономерный этап развития антифеодальной идеологии можно выделить в истории всех обществ, прошедших период ломки феодальной системы или только подошедших к нему и предпринявших первые попытки выступления против феодальных устоев. С образованием мирового капиталистического рынка и распространением влияния Запада на страны Востока общественная мысль последних стала определяться не только внутренними национальными причинами, но и влиянием «чужого» капиталистического мира, обгоняя, таким образом, на какое-то время объективные запросы экономического развития своего общества и выступая вместе с тем их стимулятором. При таком подходе просветительство оказывается не случайностью, а исторической закономерностью. Ее специфической формой будет просветительство на Востоке, развившееся в условиях колониальной и полуколониальной зависимости в процессе втягивания стран этого региона в сферу мировых капиталистических отношений.Исходя из этого следует оценивать и монгольское просветительство. Его представители в монгольской общественной мысли (Ж. Цэвэн или Ц. Жамцарано, Б. Дорж, Бадрахбатор и др.) надеялись поднять экономический и культурный уровень общества с помощью широкого распространения современного образования, заимствования хозяйственного и политического опыта России и стран Запада, проповедей высоких нравственных идеалов. На страницах периодических изданий и в отдельных произведениях монгольские просветители ратовали за создание широкой сети светских школ, отстаивали идею общенародного образования – для всех слоев общества; выступали с обличением политики правящего класса, особенно против церковников. В журнальных и газетных статьях, основная задача которых была определена как распространение просвещения среди монголов, читателям регулярно сообщались сведения из области различных современных наук: физики, географии, биологии, всемирной истории и др.
Монгольские прогрессивные деятели надеялись устранить недостатки существовавшего общества путем советов и предложений, высказываемых правительству и самому богдо-гегену. Некоторые из предлагавшихся ими мер выходили за рамки феодальной системы и содержали элементы буржуазных преобразований: высказывались идеи ограничения монархии и создания представительного правления, были попытки пропаганды республиканских взглядов, в экономической области выдвигались требования свободы хозяйственно-предпринимательской инициативы, выражавшие тенденцию к полной ликвидации натурального хозяйства и утверждению товарно-денежных отношений.Ярким примером монгольского просветительства было творчество монгольского мыслителя Ч. Дэмчигдоржа. Оно отражало противоречия и сложности переломного периода в истории Монголии, когда передовые люди монгольского общества искали пути дальнейшего развития своей родины, формы и принципы, на основании которых можно было бы возродить независимое монгольское государство и вывести его из темноты и отсталости. Свои взгляды Ч. Дэмчигдорж высказал в таких произведениях, как «Драгоценное зерцало» и «Записка о проблемах новой власти». Как и сотрудники редакций первых монгольских газет и журналов, Ч. Дэмчигдорж видел путь спасения страны прежде всего в распространении научных знаний среди населения, пропаганде идей добра и справедливости, твердых нравственных принципов. В своих исканиях Ч. Дэмчигдорж обращался ко всем известным ему религиозным и этическим учениям и стремился взять из них самое, на его взгляд, лучшее, соединяя отдельные положения конфуцианства и буддизма с современными просветительскими идеями. Этот синкретизм отражал начавшийся переход в сознании монгольского общества от средневековых форм мышления к мировоззрению нового времени, что обусловливалось формировавшимся в ходе национально-освободительного движения национальным самосознанием и проникновением в монгольское общество идейных течений развитых стран.