1. Социально-экономическая жизнь Японии в 17-18 вв.
Особенности феодального строя Японии в Новое время
1) расширение контактов между странами, но нарастали различия в темпах и уровне развития
2) феодальный строй стадиально не совпадал в сравнении с обществами, территориально близкими японским островам
3) ОТСУТСТВИЕ ОТКРЫТЫХ ФОРМ КРЕПОСТНИЧЕСТВА
4) XVII в.
– период восходящего развития феодализма. В Японии самый высокоорганизованный феодальный строй из государств Азии. Основа – крестьянское хозяйство. У крестьянина – заинтересованность в хозяйственной деятельности (4 части урожая - феодалу, 6 – земледельцу). Рост числа культур. Новые типы удобрений. Поливное земледелие ? укрепление экономического положения крестьянского хозяйства. Этому помогает и общинная организация.НО такая ситуация вызвала у феодальной знати желание добиться большей управляемости земледельцами. Это стремление выразилось в т.н. «охоте за мечами» (изъятие оружия у крестьянских семей) в период правления Тоётоми Хидэёси (1536-1598). «ОзМ» должна была способствовать укреплению паразитического существования самурайского сословия за счет крестьянства.
С начала XVIII в. – рост крестьянских восстаний. Экономические силы страны парализованы.
Ещё в 1598 г. Хидэёси создал высший орган центральной власти из пяти тайро – главных министров. Один из министров, Токугава Иэясу, отбросил видимость лояльности к наследнику и развернул военные действия.
1600 г. – одержал победу. В его руках – полнота власти.
1603 г. – взял себе титул сёгуна.
Начало новой династии в Японии, Токугава (1603-1867).
В это время в Японии – около 260 крупных и мелких княжеств. 18 млн. чел., 80% - крестьяне. Социальная иерархия = си-но-ко-сё.
Си - самурайство, но - крестьянство, ко - ремесленники, сё - торговцы.
Сословие си – неоднородное. Верхушка – сёгун + окружение.
Микадо (титул императора) – только религиозно-церимониальные функции.
Знать при дворе микадо не имела земель ? не была экономической силой. Жалование получала рисом.
Сёгун обладал реальной властью, а император был живым богом и царствовал, но не управлял. (Его почитание связано с синтоизмом – религиозным культом).
Феодальные княжества = основа административно-хозяйственного устройства.
Князья – в зависимости от дома Токугава. Делились по доходам. Доходы измеряются рисом. Минимимальный доход – 10.000 коку риса в год (x 160 кг). Всего в стране в год собирали 11.000.000 коку, из них 1/3 принадлежала дому Токугава.
Самые богатые князья получали в год 1.000.000 или даже чуть больше коку риса.
Класс феодалов составлял 10% населения. Число самураев сокращается.
Крупные князья – даймё – переселяли крестьян-ленников с земель и переводили их на рисовый паёк.
Основная форма землепользования – аренда. Господствующая форма повинностей – феодальная рента (оброк), иногда – денежный. Отработочная рента не получила распространения, лишь в форме помощи феодалам – ремонт в помещении, заготовка топлива, ремонт дорог и т.д.
Земли – как государственные (сёгунские), так и частные – князья, храмы, монастыри.
Крестьяне – самостоятельные хозяйства на правах наследственного держания.
ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА – ОТСУТСТВИЕ ОТКРЫТЫХ ФОРМ КРЕПОСТНИЧЕСТВА.
Феодал не мог купить или продать крестьянина, но личная зависимость существовала.
Города (Эда, Осака, Киото, Нагойя, Нагасаки и пр.) – центр ремесла и торговли.
Эда в начале строилась как столица. Свозились камни для строительства замков. Задействовались суда. в Эда и Киото жили до 500.000 чел.
Иностранцы пытались укрепить свое влияние в стране. Князей, принявших христианство, они старались использовать для проникновения в гос. аппарат, а христиан в XVII в. было уже 700.000. Токугавское правительство = указ о запрещении миссионерской деятельности. Несколько христиан казнили, а в 1614 г. безоговорочно запретили любую религию, кроме синтаизма.
1636 г. – под страхом смертной казни японцам-торговцам запрещали покидать территорию корабля, пригодного для дальних плаваний, а миссионерам запретили их деятельность.
Был введен запрет покидать территорию страны под страхом смертной казни.Иностранные купцы могли заниматься только торговли и не имели права вести миссионерскую деятельность.
1637 г. – около Нагасаки – крестьянское восстание. Причина – притеснение дай-мё.
У крестьян оружие, которое они получили от миссионеров. Поэтому у восстания религиозная окраска.
Сёгуны обратились к голландцам и те помогли подавить восстание, т.к. бомбили территорию Японии с моря.
После этого восстания сёгунат официально закрыл страну для иностранцев.
1638 г. – из страны высланы все португальцы и испанцы. Послабления – только для голландцев (они кальвинисты, а не католики, менее наступательные, менее агрессивные).
После закрытия страны под контроль государства поставлена деятельность всех буддийских храмов и святилищ. Спец. чиновники – дзися бугё - наблюдали за священниками. Под предлогом борьбы с христианством – слежка за всем населением. У каждого японца – удостоверение личности. Числится в храмовых списках.
Все действия – свадьба, похороны – с разрешения. Если без – лишение ID.
Храмы – компоненты полицейского надзора. Священник – пайковое жалование от сёгуна.
Синкретизм синтоизма и буддизма достиг наивысшего уровня.
В одном святилище могло быть несколько Будд и ботхисатв. При открытии святилища тосёгу (мавзолейный комплекс после смерти Токугава) синкретизм буддизма и синто выражался в том, что церемонии проводились как синтоистские, так и буддистские.
При этом официальной государственной идеологией стало конфуцианство в интерпретации китайского философа Джу Си.
Конфуцианство сильно подрывало позиции буддизма, потому что его доктрина –
1) доктрина гармонии и незыблемости существующего
2) требование подчинение правителю
3) для осуществления желаемого порядка надо восхвалять порядок существующий
Поклонение императору, как живому богу.
Конфуцианцы добились в 1660-х гг. массового закрытия ряда буддистских храмов. Монахов принудили отказаться от храма и работать на полях.
Из храмов выносили буддийские скульптуры. Буддизм терял свои позиции в стране.
При сёгуне Иэмицу (1632-1651) проводилась политика контроля и над классом феодалов.
Ещё Иэясу разделил самураев на несколько разрядов:
1) кугэ – придворная аристократия в г. Киото
2) букэ – менее высокий разряд самураев, преобладающий в стране класс военно-феодального дворянства. Делились на
a. владетельных – даймё
i. верхняя часть – симпан. Связаны с сёгунами родственными узами.
ii. остальные – на две части
1. фудай-даймё – вассалы сёгуна, 150 князей. Наместники в провинциях и правительственный персонал
2. тодзама-даймё (высшее самурайство). Им не разрешали занимать правительственные посты. Были богатыми и их опасался сёгун
b. рядовых – буси
c. хатомота – нижний слой самурайства (вассалы сёгуна и удельных князей)
При малейшем подозрении – конфискации и перераспределение владений, а также заложничество – санкин-катай (1634). Конфискации могли запросто превратить индивида в самурая-без-хозяина – ронина, лишившегося не только земельных владений, но и жалования рисом.
Специальные указы предписывали периодически приезжать в столицу и демонстрировать признание верховной власти.
С 1634 г. нужно приезжать с семьёй и жить при дворе целый год, при этом жена и дети живут вместе, но считаются заложниками. Любое неповиновение – репрессии в отношении членов семьи. За переезд платит сам проверяющийся, а жизнь в столице дорогая. В течение года с приехавшего берут постоянные поборы на украшение столицы, домов, дворцов.
Верховный контроль над даймё – бакуфу. Когда даймё возвращался домой, он имел там большую самостоятельность.
Хатомота не имели владений, жалование рисом. Сёгунское войско, сыскари, надзиратели, мэцукэ (смотрящие), которые следили за нерушимостью интересов сёгуна. Подчинялись сёгуну – независимы от всех должностных лиц, тайная слежка за всеми.
Кодекс чести самурайства = запрет заниматься чем-либо, кроме военного дела.
Но в условии изоляции страны даймё не нуждались в многочисленных дружинах.
Самураи, потерявшие сюзеренов, становились ронинами, самураями без хозяина.
В эти же ряды попади и обедневшие самураи. Ронины отказывались от сословных привилегий и становились учителями, врачами, художниками, служащими. Они были недовольны социальной системой токугавского государства.
В идеологической сфере все более укрепляется конфуианство. Буддизм (идея бренности человеческого существования) мог вести к пренебрежению обязанностями подданных, этическая же программа конфуцианства иная (вера в непогрешимость традиций, покорность и послушание ей).
Антифеодальные выступления
Снижение натуральной ренты. В начале века – 2/3 урожая, к середине – 40%.
Роль барщины незначительна. Крестьянские хозяйства укрепляются. Но жизнь крестьянства очень регламентирована. Напр., повседневно есть рис запрещалось. Нужно было готовить лепешки из овса, ячменя и просо и только по праздникам есть рис.
Аналогично, даже если есть средства, нельзя каждый день носить одежду из шелка. Только хлопок и лен.
Нельзя строить жилища выше определенного размера.
Осуждались слишком пышные свадьбы, похороны и пр.
Для удобства надзора – круговая порука. Все деревни разбиты на пятидворки. Во главе – староста. Если кто-то из пятидворки убегал, налоги и пр. брались с оставшихся четверых.
На рубеже XVII-XVIII вв. – ухудшение экономической ситуации в стране. Положение крестьянства ухудшается, жизнь в столице все более роскошная. Чтобы добиться этой роскоши – изменение налоговой системы.
5 долей государю, 5 долей народу.
Сокращение населения. Детоубийство (девочек).
За время токугавского правления статистика зафиксировала 1283 крестьянских выступления. Подача петиций = тягчайшее преступление. Аналогично = бегство с земли и незаконные сборища крестьян. В случае восстания главарей распинали, причем сначала распинали на его глазах семью, а потом его самого.
Часто подобные выступления возглавляли богатые крестьяне, которые хотели торговать, но не имели возможности. Требования свободы торговли = одно из самых распространенных.
В источниках часты упоминания об убийстве агентов торговых компаний, разрушения купеческих складов.Города и городское население
Города в Японии делились на три категории:
1) сёгунатные
2) княжеские
3) вольные
Ни одна из категорий городов не имела гарантий от ущемления своего правового положения. Наибольшими полномочиями обладал губернатор, особенно в крупных городах – Осака, Киото. В Нагасаки – два губернатора-префекта (бугё). Каждый управлял по 0,5 года, не встречаясь с другим. Один управляет, а другой держит семью правящего в заложниках. А потом – наоборот. Даже княжеские города не обладали правовой неприкосновенностью. Известен указ под названием «один замок в феодальном владении». Требование разрушить все замки, кроме княжеского, в любом городе.
Только несколько городов в стране были самоуправляющимися:
1) Нагасаки – торговля, в т.ч. с иностранцами
2) Осака – внутренняя торговля
3) Сакаи
4) Хакато – разбогатевшие торговые город.
Но и там чиновники бакуфу наблюдали за всем происходящим. Возрастающее могущество торгово-ростовщического капитала сёгунат вынужденно признал с появлением компаний, контролирующих рынок.
До конца XVIII в. – нестабильный состав населения. Высокий уровень социальной мобильности.
Ко = ремесленники + сё = торговцы.
Юридически – меньше прав, чем другие торговцы. Обслуживали феодальный класс. Центры купечества – Эдо, Киото, Сакаи, Нагасаки.
В Эдо торговцы ориентировались на представителей верховной власти, в Киото – на потребности столичного города, а в Осаке – сравнительно независимые, много привилегий. Осака – центр коммерческой деятельности. Здесь действовали купеческие гильдии и цехи ремесленников.
Рис, парча, шелк, сакэ, шелк-сырец, хлопок, лаковые изделие, фарфор, бумага, воск.
Рисовая биржа, которая устанавливала цены на рис, обязательные для всех рынков страны. Рыбная биржа, овощная биржа.
Мануфактуры – с конца XVI в. Гильдии оптовых торговцев.
Купцов ограничивали в праве ношения шелковых одежд, украшений, строительство просторных домов. Капиталы большие, а потратить их сложно. Ширина фасад не должна превышать 9 м. Но в глубину – сколько хочешь. На улицу – 1 окно (налог на окна). На окне – решетка и узкая маленькая дверь. Внешне скромные, внутри роскошные.
Ремесленники. Цехи – дза.
Иерархия. Занятие ремеслом наследственное. Цехи – объект поборов. Надзор за выпускаемыми товарами и сбытом.
В числе горожан – выходцы из самураев, купечества и ремесленников, ставшие учителями, художниками, врачами. На них – давление со стороны режима (ограничивают развитие этого слоя). Ответ – недовольство. Часто становятся руководителями выступлений горожан.
Рисовые бунты конца XVIII в. часто поддерживаются горожанами, потому что города вели многовековую борьбу за правовой статус как особого социального организма.