§ 11. Южный и Северный Йемен
Южный и Северный Йемен в начале XX в. и в годы Первой мировой войны
Южный Йемен был в начале XX в. одной из наиболее отсталых частей арабского мира. Главный город страны — Аден — являлся английской колонией, большая часть остальной территории — протекторатами Англии.
Страна представляла собой ряд враждовавших друг с другом феодально-племенных карликовых государств.Политическую разобщенность Южного Йемена питали застойность и отсталость экономических и социальных структур, которые стремились сохранить колонизаторы. B результате был заторможен процесс этнической консолидации населения и развития национального самосознания.
Первая мировая война сказалась одинаково на обеих частях Йемена. Следует отметить восстания племен, вдохновлявшиеся успехами имама Северного Йемена Яхьи, развернувшего борьбу за освобождение Южного Йемена. Британское господство в Западной части Южного Йемена пошатнулось. Поднималось против колонизаторов и население восточной части страны.
Южный Йемен Чтобы противостоять силам имама и восставшим в межвоенный племенам, англичане увеличили контингент коло- период ниальных войск, а в 1928 г. разместили в колонии свои ВВС. Ведя активные военныедействия, англичане в 1928-1934rr. сумели восстановить свое господство в западной части Южного Йемена. 11 февраля 1934 г. в Сане был заключен договор между Йеменским королевством и Великобританией, согласно которому англичане признавали независимость королевства, а имам Яхья — статус-кво Южного Йемена. Однако восстания племен в западной части Южного Йемена продолжались и после заключения мирного договора.
Англичане стремились полностью подчинить своему влиянию и восточную часть Южного Йемена, где племена также оказывали им сопротивление. Здесь, как и на западе, англичане стали в большей степени опираться на марионеток из среды племенной знати. B Хад- рамауте было создано карательное военное формирование под названием Бедуинского легиона.
B различных районах южной оконечности Аравийского полуострова периодически возникали восстания племен, безжалостно подавлявшиеся колониальной администрацией (с 1858 по 1937 г. Аден управлялся Бомбейским президентом, подчинявшимся англо-индийскому руководству). Успехи движения имама Яхья по созданию независимого централизованного государства пошатнули британское господство в регионе. Лишь ценой больших усилий Лондону удалось удержаться в Южном Йемене.Стремясь укрепить свое положение, англичане в 1937 г. видоизменили систему управления колонией и протекторатами. Аден был объявлен колонией короны, т.е. отныне управлялся непосредственно из Лондона. Главой колониальной администрации Адена вместо политического резидента становился губернатор, одновременно являющийся главнокомандующим вооруженными силами. C правителями остальной территории заключались конвенции и договоры о протекторате. Bce бывшие протектораты входили теперь в состав образованных Западного либо Восточного протектората Адена.
Южный Йемен B годы Второй мировой войны Аден приобрел особо в годы Второй большое значение для англичан как военно-страте- мировойвойны гический пункт, там была размещена военная база колонизаторов. Там же находились станции по заправке судов жидким топливом. Возросло и его военно-стратегическое значение, особенно в связи с ослаблением позиций Англии в Египте, Ираке и ряде других арабских стран.
B годы войны англичане подчинили экономику страны своим военным нуждам. Аденская военная база сыграла важную роль в обеспечении английских интересов в регионе, в противоборстве с Германией и Италией.
B начале XX в. территория исторического Йемена,
Северлый расположенного на южной и юго-западной оконеч-
Иемен к началу .
ххв ности Аравииского полуострова, еще оставалась разделенной на несколько частей. C 1839 г. в омываемых Аравийским морем областях, отторгнутых у Османской империи, господствовали англичане. Весь горный Асир и районы побережья Красного моря находились в руках эмира Мухаммеда Али аль-Идриси (Южный Йемен).
Ha севере и северо-востоке горного района Джебель, на территории расселения племен шиитской секты зейдитов, с 1872 г. входившей в состав Османской империи, вся полнота власти находилась у главы зейдитов имама Яхьи Хамид ад-Дина. По традиции эту часть исторического Йемена станут называть Северным Йеменом.Население юга Аравии со средних веков делилось на сословные группы. Высшие ступени иерархии занимали сейиды, потомки пророка Мухаммеда, выполнявшие функции советчиков и арбитров в спорах. Из сословия зейдитских сейидов, начиная с IX в., избирались имамы. Следующие ступени по нисходящей занимали судьи (кади), шейхи племен и их соплеменники, купцы и ремесленники, земледельцы, слуги (адхам) и, наконец, рабы.
B руках шейхов были сосредоточены местные административные органы, судопроизводство, финансовые дела, под их командованием находилось племенное ополчение. Фактически сан шейха закреплялся за представителем одной семьи и передавался по наследству. Согласно древней традиции, шейх давал обет повиноваться имаму, который как духовный глава утверждал его назначение.
Северный B г°ды Первой мировой войны весь юг Аравии стал Йемен в годы ареной борьбы между английским гарнизоном в Аде- Первой мировой не и турецкими войсками, осадившими его при под- войны держке некоторых северойеменских племен. Таким
образом, судьба Северного Йемена была в эти годы в еще большей степени связана с его южным соседом.
He имея возможности собственными силами разгромить турецкие войска англичане заключили соглашение с идрисидским имамом Сабии (Южный Йемен) Мухаммедом Али. Англичане гарантировали независимость и целостность его владений, обещали помощь с моря, деньги, оружие и военное снаряжение. Мухаммед Али, в свою очередь, обязался вести активные антитурецкие операции в Йемене. Однако надежды на быстрый результат действий идрисидов не оправдались. B течение всего 1915 г. и в начале 1916 г. Мухаммед Али, получив английское оружие, сводил счеты со своими соперниками в горном Асире.
Английские агенты вели также переговоры с имамом Яхьей. Они предлагали ему в обмен на официальное признание независимости выступить против турецких войск. Ho зайдитский имам предпочитал не оказывать помощи ни своим турецким сюзеренам, ни англичанам.
Бои в Йемене длились до ноября 1918 r., причем турецкие войска в целом успешно удерживали свои позиции, продолжая угрожать английскому гарнизону в Адене. Только в результате общего военного поражения Османской империи и заключения Мудросского перемирия турецкий командующий войсками в Северном Йемене прекратил военные действия и капитулировал.
Экономика Северного Йемена в первой половине XX в.
B первой половине XX в. промышленности в Северном Йемене не существовало, были лишь ее зачатки в лице городской мануфактуры. Немногочисленные ремесленники в малонаселенных городах объединялись в цеховые организации. Крупными городами по йеменским меркам могли считаться Сана, Холейда, Забид, Тайза. Их население колебалось от 10 до 20 тыс. жителей и, помимо ремесленников, состояло из небольшой прослойки мелкой буржуазии, представителей торгово-ростовщического капитала, богословов, феодалов и их отрядов. B общем, йеменский город в тот период представлял собой типичный образец города феодальной эпохи: он был административным и торговым центром, а население его наряду с кустарно-ремес- ленным промыслом занималось сельским хозяйством.
B рассматриваемый период, как и десятилетия спустя (до 1963 r.), Йемен не имел собственной валюты. B обращении находились серебряные монеты —так называемые талеры Марии-Терезии весом в одну унцию (28,35 г) и содержанием около 90% чистого серебра. У местного населения они получили название риалов.
Сельским хозяйством занималось свыше 90% населения. Там же активней, чем в городах, применялся рабский труд. Климатические и исторические факторы обусловили то обстоятельство, что именно горные долины района Джебель, а не плоскогорья внутреннего Йемена использовались более интенсивно. B них концентрировалось более 80% обрабатываемой земли.
Огромной проблемой являлось искусственное орошение — непременное условие хорошей урожайности. Основными культурами были зерновые: сорго, просо, ячмень, бобовые, кофейные деревья, финиковые пальмы. За исключением фиников другие фруктовые культуры, а также овощи и сахарный тростник выращивались в небольшом количестве в отдельных оазисах. Еще в XIX в. Йемен славился своим знаменитым кофе — мокко (по имени порта Мохи, через который он вывозился). Ho с конца XIX в. в результате непрерывных политических потрясений и возросшей конкуренции на мировом рынке роль Йемена в мировой торговле кофе стала падать.Животноводство в подавляющем большинстве районор страны играло по отношению к земледелию подсобную роль. Только на крайнем востоке и северо-востоке ЙАР на границе пустыни Руб-эль-Хали имелись области, население которых, ведущее кочевой образ жизни, было занято исключительно пастбищным скотоводством.
Наиболее распространено разведение мелкого рогатого скота — овец и коз. B меньших количествах разводится зебу (местная горбатая порода крупного рогатого скота), верблюды и ослы.
Коневодство не имело в Йемене широкого распространения. Оно ограничивалось разведением породистых арабских коней, обладание которыми с давних пор было привилегией наиболее богатых и знатных слоев населения.
Птицеводство практически ограничивалось разведением кур и более всего было распространено в Тихаме. Преобладали низкопородные куры местных пород. Весьма было развито пчеловодство. B основном им занимались жители долин в западной цепи гор. Из морских промыслов на первом месте стояло рыболовство. Оно было в основном морским, так как внутренние водоемы были бедны рыбой. K тому же население внутренних областей рыбы, как правило, не употребляло. B районах Салифа и Эль-Лухайи в ограниченных количествах добывался также жемчуг и перламутровые раковины.
Аграрные отношения и их юридические нормы в Йемене значительно отличались (и отличаются) от стройной системы, изложенной в мусульманском праве.
Обычное право (т.е. традиция) — «аль-урф» или «аль-ада» — имело в вопросе земледелия большее значение, чем религиозное и светское.B истории становления аграрных отношений в Йемене явственно прослеживаются две тенденции. Первая — стремление правящих феодальных верхов привести аграрные отношения в соответствие с мусульманскими законами, и особенно с принципом верховной собственности на землю главы мусульманской общины. Значительные площади обрабатываемых земель (сначала турками, а после объявления независимости имамом Яхьей) закреплялись за представителями местной знати и купцами. Сам имам претендовал на роль верховного собственника всех земель в качестве главы мусульманской (зейдитской) общины.
Против этой тенденции выступала другая — стремление населения, особенно племен, сохранить традиционные аграрные отношения. Еще с первых веков ислама в Йемене в большем объеме, чем в других арабских странах, был распространен институт частного землевладения (мульк). B результате сохранила землю значительная часть собственников предшествующего периода, а владения мусульманской общины существенно ограничены.
Ho особенно большое влияние на практику аграрных отношений и становление форм земельной собственности оказывало упорное сопротивление крестьянских и особенно родоплеменных общин попыткам центральной власти и феодальной верхушки экспроприировать их земли.
B результате сложного переплетения этих факторов в стране существовало несколько форм земельной собственности. Значительные позиции сохраняла общинно-коллективная собственность — пережиток ранее господствовавшей совместной собственности на землю отдельных племен и земельных общин. B большинстве областей, где она сохраняла и сохраняет определенные позиции (особенно на севере страны), общинно-коллективная собственность приняла форму собственности большой семьи. Контроль за ее использованием осуществлялся главой семьи (рода).
Однако коллективные формы активно вытеснялись частным землевладением. B большей части страны земли оседлых земледельческих племен и сельских общин, после того как были закреплены за отдельными крестьянскими семьями, стали предметом наследования, объектом торговых сделок и спекуляций. Такая мелкокрестьянская собственность на землю была и остается широко распространенной по всей стране, а в ряде районов является преобладающей.
Ho процесс замены общинной собственности на землю мелкокрестьянской сопровождался все усиливавшимся процессом перехода крестьянских наделов в руки деревенских богатеев и крупных феодалов. Особенно широкий размах он приобрел в периоды неоднократно поражавших страну неурожаев и недородов.
K середине 30-х гг. политическая обстановка в Йеме-
Северный
ѵсосрпшл ^
Йемен накануне не несколько стабилизировалась, поскольку оыли за- Второймировой вершены собирание йеменских земель, борьба за войны национальную независимость, установлено спокойствие на северной и южной границах. Ho с другой стороны, значительно сузилась социальная опора правительства. Прежде имам пользовался поддержкой многих социальных слоев — крестьян, бедуинов, купечества, феодалов. B 30-е гг. его деятельность стала вызывать недовольство и даже враждебность. Это объяснялось застойными явлениями в экономике, консервацией архаических форм общественных отношений и автократизацией власти.
Появились первые оппозиционные кружки. B1935 г. в Сане Ахмед аль-Мута, выходец из обедневшей семьи сейидов, создал тайное общество «Организация борьбы». Затем в различных городах страны появились нелегальные литературные общества. A в конце 30-х гг. известный поэт Мухаммед Махмуд аз-Зубейри и литератор зль-Ха- лиди создали в Сане легальное общество «Организация доброго совета и порицания плохих дел», а Ахмед аль-Варис начал издавать первый в стране журнал «Аль-Хакма аль-Йамания» («Йеменская власть»).
Начавшаяся Вторая мировая война не затронула не-
м Северный посредственно территории Северного Йемена. Де-
Иемен B годы
„ w ^ w ликатность ситуации состояла в том, что имамат Второй мировои
войны испытывал давление со стороны двух влиятельных
представителей противоборствующих коалиций — Великобритании и Италии. B этих условиях Яхья решил придерживаться политики нейтралитета, формально сохраняя связи с обоими соперниками. Лишь в феврале 1941 г. после поражения, нанесенного итальянским силам англичанами в районе Красного моря, имам заявил о разрыве отношений со странами «оси». Bo второй половине 40-х гг. имам взял курс на расширение и укрепление отношений с арабскими странами.
Война ухудшила экономическое положение Северного Йемена, вызвав рост оппозиционного движения. Выступлениями против неограниченной власти имама Яхья оппозиционерам удалось поначалу даже склонить на свою сторону наследного принца Ахмеда, который, со своей стороны, обещал в случае прихода к власти провести политические и социальные реформы. Этот альянс просуществовал недолго: имам и наследник престола смогли «объясниться» и нанесли антиправительственным силам упреждающий удар. Спасаясь от репрессий, лидеры оппозиции Ахмед Мухаммед Нуман и Мухаммед Махмуд аз-Зубейри и их сторонники в 1944 г. эмигрировали в Аден, где положили начало движению «свободных йеменцев». Социальноэкономическая программа этого движения отражала интересы преимущественно шафиитского населения, отстраненного от управления экономической и политической жизнью имамата, призвала к ограничению власти правящей династии и созданию института конституционной монархии.