<<
>>

Чжан 10.

  Перемены содержат Дао совершенномудрого человека, четыре (положения) в нем:

В речах ставить превыше всего их (Перемен) афоризмы, В действиях ставить превыше всего их (Перемен) метаморфозы,

Формула остатков, сумма с первым подвешенным стеблем и количества «нечетов* и счетов» совпадают со второй метаморфозой.

Формула подбора черты гексаграммы.

Учитываются стебли третьего и четвертого действий всех трех метаморфоз: сумма стеблей в «нечетах» и «четах* и количество стеблей, прошедших отсчет по четыре.

а)              если три «нечета» в сумме дают 13 стеблей, то прошедших отсчет п» четыре 36 стеблей. Это «старший ян», его графика CD , что называется «сильный».

б)              если два «нечета» и один «чет» в сумме дают 17 стеблей, то прошедших отсчет по четыре 32 стебля. Это младшая инь, ее графика — — gt; что называется «прерванная».

в)              если два «чета» и один «нечет» в сумме составляют 21 стебель, то прошедших отсчет по четыре 28 стеблей. Это младший ян, его графика              „

что называется «единица».

г)              если три «чета» в сумме дают 25 стеблей, то прошедших отсчет по четыре 25 стеблей. Это старшая инь, ее графика X, что называется «пересечение». (По сути дела все инь и ян графически можно обозначить прерванной — — и цельной              чертами, это двоица и единица.

Вот такими математическими действиями и вычисляется первая, или «начальная», черта гексаграммы. Точно так же вычисляются все остальные пять черт гексаграммы, которая на данный момент времени характеризует физическое состояние космоса. В гексаграмме фиксируется знание времени года, сроков разливов рек, посева и сбора урожая, дни равноденствий и солнцестояний^ знания о погоде на данные периоды и т. д. Здесь же фиксируется ритмика хозяйственных работ и политических мероприятий, динамика идей сознания » т.

д. вплоть до архитектуры жилища, фасона одежды, прически, ритуалов обращения к старшим и младшим и т. д. Всякие религиозно-мантические толкования, которыми за тысячелетия обросла математика и графика «И цзин»* здесь нас не интересуют и опускаются.

37 Можно предположить следующее: девять метаморфоз при наборе гексаграммы составляют триграмму, нижняя триграмма в гексаграмме означает «внутреннее», верхняя означает «внешнее». «Восемь триграмм малое составляют», т. е. они —исходное основание получения гексаграмм. «Вытягивание их» —раскладка триграмм в ряды. Затем триграммы складываются каждая с каждой и с самой собой и таким образом «достраиваются», «наращиваются» до 64 гексаграмм.

В создании орудий ставить превыше всего их (Перемен) образы,

В гаданиях на костях и тысячелистнике ставить превыше всего

их (Перемен) предсказания (оракул).

Вот почему цзюньцзы в будущем предстоят деяния,

В будущем предстоят действия.

(Он) спрашивает у них (Перемен) и через речи получаст Судьбу (указание о том),

В каком порядке познавать грядущие явления бытия-небы тия,

далекого-близкого, сокрытого-таинственного. Неверно, что кто-то может сравниться с совершенными цзин (энергетическими частицами) Поднебесной! Три и пять метаморфозами сплетают (скрещивают и связывают) их (Перемен) счисления,

Связывают эти метаморфозы (в круг) И по порядку вершат узоры Неба и Земли. (Три и пять) ставят пределы их (Перемен) счислениям и по порядку утверждают образы Поднебесной. Неверно, что кто-то может сравниться с совершенными метаморфозами Поднебесной!

Перемены — это отсутствие размышления, отсутствие деяния. Стань спокойным, отключи чувства, И тогда проникнешь в основу Поднебесной. Неверно, что кто-то может сравниться с совершенным духом Поднебесной!

Перемены — это то, посредством чего совершенномудрый человек достигает предела глубочайшею и вникает в мельчайшее. Только (достигнув предела) глубочайшего, можно проникнуть в стремления Поднебесной, Только (вникнув) в мельчайшее, можно вершить дела Поднебесной.

Только духом можно не торопиться, но быть быстрым, не двигаться, не достигать (предела). Мудрец сказал:

«О том, что в Переменах содержится Дао совершенномудрого человека и четыре (положения) в нем — здесь сказано».

<< | >>
Источник: Лукьянов А. Е.. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия): Монография. —М.: Изд-во УДН,1989.— 188 с.. 1989

Еще по теме Чжан 10.:

  1. ГЛАВА ПЯТАЯ «ВАНЬ ЧЖАН Щ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ  
  2.   Чжоу И (Чжоуские Перемены) Трактат «Сицы чжуань» 1 Верхний раздел Чжан 1.
  3.   Чжан 4.
  4.   Чжан 8.
  5.   Чжан 9.
  6. Чжан 10.
  7.   Чжан 11.
  8.   Чжан 6.
  9.   Чжан 8.
  10. Чжан 10.
  11. ЧЖАН ЦЗАЙ
  12. Глава Ш ВОСТОЧНОЕ ЧЖОУ: ПЕРИОД ЧЖАНЬГО
  13. ОТ ЧУНЬЦЮ К ЧЖАНЬГО: УСИЛЕНИЕ ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ