ЕВТИДЕМ
В настоящем диалоге Сократ рассказывает о встрече со своим земляком, другом и сверстником Критоном. Оба они из дема Алопеки филы Антиохиды. Но в отличие от Сократа Критон — человек богатый и практичный в житейских обстоятельствах. Это он («Апология Сократа»), когда Сократу будет грозить не только суд, но и смертный приговор, выкажет готовность заплатить 30 мин штрафа (1 мина= прибл. от 25 до 36 руб.), а затем попытается спасти его из тюрьмы («Критон»). Критон же закроет умирающему глаза, выслушав его последние слова («Федон»). Из настоящего диалога мы узнаем, что у Критона есть сын Критобул, которому отец хочет дать хорошее воспитание.
Критон расспрашивает Сократа, с кем тот беседовал вчера в Ли- кее, и Сократ пересказывает ему свою беседу с двумя софистами — братьями Евтидемом (не путать с Евтидемом, сыном Кефала и братом оратора Лисия, о котором упоминается в «Государстве» 328 Ь) и Дио- нисодором. Оба брата прибыли в Афины (ср.: Ксенофонт. Воспоминания... Ill, 1, 1) из г. Фурии (см. ниже прим. 5), но родом они с о-ва Хиоса. Явившись в Афины, они сначала занялись обучением борьбе в палестрах, а затем перешли к преподаванию риторики, искусства словесной борьбы. Братья, видимо, учились у знаменитого софиста Протагора (см. ниже прим.
32), но остались на второстепенных ролях заядлых спорщиков, увертливых в хитросплетениях мысли и беззастенчивых хвастунов (существует, однако, мнение, что здесь дается сатира на эристику, диалектику и гносеологию киников, и в частности Антисфена. См.: Трубецкой С. Н. Рассуждение об «Евтидеме».— Творения Платона, т. II. Пер. Вл. Соловьева. М., 1903, с. 229—249). Софисты в полной мере проявляют себя, давая по просьбе Сократа наставления юному Клинию, сыну Аксиоха, двоюродному брату известного в,сем Алкивиада (см. прим. Ікс. 175). Речи софистов особенно возмущают Ктесиппа, юношу, близкого к Сократу, несдержанного и решительного в суждениях и весьма остроумного. Это тот самый Ктесипп из дема Пэанияфилы Пандионида, который будет вместе с другими молодыми друзьями Сократа присутствовать при его кончине (см. прим. 1 к с. 96). Поведение софистов в ходе их беседы с Сократом приводит Критона в крайнее смущение, и он окончательно затрудняется решить вопрос о воспитании сына. Однако более всего Критона смущает то, что Сократ беседует с недостойными людьми и что окружающие даже порицают Сократа за это. В диалоге, таким образом, содержится намек на некоторое недовольство в обществе поведением Сократа.Действие диалога происходит, возможно, между 408—405 гг., поскольку приблизительно в 411 г. произошло выселение из Фурии Евтидема и Дионисодора, которые сначала жили в Аттике, затем переселились в Афины и около двух лет пребывали в безвестности. Кроме того, Критобул, который в дальнейшем стал приверженцем Сократа, судя но этому диалогу, еще не начал слушать философа. Его встреча с Сократом состоится вскоре — в 407 г. Наконец, Алкивиад, двоюродный брат Клиния, назван в этом диалоге «ныне здравствующим», а он, как известно, погиб в 404 г.
- Ликей — парк и гимнасий при храме Аполлона Ликейского (Павсаний I, 19, 4) в восточном пригороде Афин у Диохаровых ворот, одно из излюбленных мест отдыха афинян. В Л инее часто бывал Сократ, свидетельства чему находим в диалогах «Лисид» и «Евтифрон», а также у Ксенофонта (Воспоминания... I 10; Домострой XI 15). Уже после смерти Платона (347) Аристотель открыл там (ок. 335 г.) свою философскую школу, тоже носившую наименование «Ликей». Однако в отличие от Платоновской Академии (см. прим. Ікс. 296) земля, на которой находился Ликей, не являлась собственностью Аристотеля (см. прим. 13 к с. 99). — 113.
- Сын Аксиоха — Клиний (см. выше преамбулу). Аксиох был братом Клиния — отца Алкивиада. Не путать Клиния, участника этого диалога, с Клинием — родным братом Алкивиада, упоминаемым в «Алкивиаде I» (см. прим. 27 к с. 197). Аксиоху посвящен одноименный диалог (см. наст. изд.). — 113.
- О Критобуле см. выше преамбулу.— 113.
- О Евтидеме и Дионисодоре см. выше преамбулу.— 113.
- Фурии, город в Южной Италии (на побережье Лукании), был основан в 443 г. афинскими переселенцами и жителями разрушенного в VI в. г. Сибариса (греческая колония, основанная ахейцами в VIII в.). Среди основателей Фурии был знаменитый историк Геродот. Бегство софистов из Фурии, видимо, было связано с борьбой политических партий: около 411 г. произошло выселение оттуда приверженцев Афин.— 113.
- Многоборцами братья названы иронически. Многоборье — пен- татл, или панкратия,— включало в себя бег, прыжки, борьбу, метание диска, метание копья (ср. элегию Симон и да Кеосского, где перечисляются все виды многоборья.— Fr. 151 Diehl). Братья же обучали и борьбе в палестре и словесной борьбе. См. также прим. 11 к с. 409. —
113.
- О братьях из Акарнании сведений не имеется. — 113.
- Если братья — ученики Протагора (см. ниже прим. 32), то, следовательно, не такие уж они старцы. Сократ называет их так не без иронии, намекая на то, что они поздно начали заниматься софистикой, когда перепробовали другие способы заработать.— 114.
- См. прим. 9 к с. 98. - 114.
- Божественное знамение — гений Сократа (см. прим. 24 к
kj плинии и Ктесиппе см. выше преамбулу. — 115.
- Опять иронический намек на «многоборье» обоих братьев. См. выше прим. 6. — 115.
- Характерное для софистов замечание: обучать не только лучше, но и скорее. Именно этим они привлекали многих, так как родители учащихся считали выгодным вносить пусть большую плату за учение, но не длительное время. См. также прим. 4 к с. 67. Искусство, на владение которым претендуют софисты,— обучение добродетели, арете (arete). Исследованию ее посвящен диалог «Протагор». В нем арете отождествляется с искусством управлять государством (320 Ь, 322 е, 323 ab и т. д.), но, как видно из других сочинений Платона, понимание добродетели у него гораздо более многозначно. Подробнее о разных типах добродетели у Платона см.: Соч., т. 1, с. 542. В диалоге «Менон» не только дается критика софистического определения добродетели, как в «Протагоре», но и отмечаются некоторые положительные моменты их интерпретации. Так, среди добродетелей у софистов фигурируют мужество и рассудительность, без которых немыслимы практическая жизнь, мудрость и щедрость человеческой натуры. Сократ добавляет сюда еще один вид добродетели — благочестие, или справедливость (78 d). О разных видах софистической добродетели см.: Горгий, прим. 34. В «Государстве» Платона все виды добродетели относятся к сфере добродетели созерцающей, т. е. «философской души», и души деятельной (486 а — d) с добавлением великодушия (487 а), под которым можно понимать все ту же щедрость человеческой природы (megaloprepeia). По всему видно, что претензии лучше и скорее всех привить добродетель — типичное для софистов хвастливое заявление, которое и вызывает дальнейшие иронические слова Сократа. — 115.
- В греческом тексте стоит hermaion, т. е. то, что относится к божеству Гермесу, помощнику путников и подателю всего, что встречается человеку на дороге (см. прим. 15 к с. 301). В обычном для него ироническом духе Сократ называет дело софистов находкой (или сокровищем). Дальнейшее рассуждение — сравнение софистов с богами и персидским царем — продолжение этой иронической игры. См. также прим. 9 к с. 272. — 115.
- Великий царь — наименование персидских царей, абсолютная власть и несметные сокровища которых были символом высочайшего счастья. — 116.
- Софисты были известны своей дерзостью и самонадеянностью. Именно такими изображаются у Платона Гиппий из Элиды («Гиппий больший») или Фрасимах из Халкедона («Государство») и набравшийся софистической премудрости Калликл («Горгий»). — 117.
- Музы — покровительницы искусства, дочери Зевса и Мнемоси- нЫу богини памяти. — 117.
- Ср. рассуждение Диотимы в «Пире» о том, что Эрот не бог (201 d— 202 е). Боги ни в чем не нуждаются, обладая полнотою бытия, а потому никуда не стремятся. Эрот стремится к прекрасному, которого ему не хватает, значит, он не бог. Здесь, в «Евтидеме», рассуждение о мудрости строится по такой же логике: мудрые обладают знанием, значит, им не надо к нему стремиться, следовательно, учиться должны те, кому не хватает знания, а именно невежды. — 118.
- Т. е. софист подобен плясуну, который, танцуя и выполняя различные па, поворачивается к зрителям то одним, то другим боком. Ниже софистические приемы сравниваются с применением подножки во время борьбы и со злой шуткой, когда у садящегося выхватывают скамейку и он падает навзничь (277 с, 278 bс). Атмосфера показного и рассчитанного на слушателя мудрствования сравнивается с условной игрой и хороводами таинств посвящения (277 е, 278 Ь). Все это не случайные сравнения, а один из любимых в греческой литературе и философии приемов — уподобление жизни космической и человеческой игре, хороводу, хору, сцене. См.: Тахо-Годи А. А. Жизнь как сценическая игра в представлении древних греков.— Искусство слова. М., 1973. - 118.
- Корибанты — жрецы Великой Матери богов — фригийской богини Кибелы или критской Реи, участники экстатических оргий под звуки флейт и тимпанов. — 120.
- Познание мудрости неоднократно сравнивается у Платона с посвящением в таинства. В «Пире» мудрая Диотима готова посвятить Сократа в «таинства» любви (210 а — 212 а). Сам Сократ, как легендарные певцы Марсий и Олимп, увлекает тех своих слушателей, ¦ кто испытывает потребность в богах и таинствах» (215 с). — 120.
- О Продике см. прим. 23 к с. 75. — 120.
- О разных дистинкциях глаголов, относящихся к области познания, ср.: Аристотель. Риторика III, 10, 1410 b 10—28. — 120.
- Ср. Горгий (451 е — 452 d)tгде приводится рассуждение означении разных видов блага для людей — здоровье, красоте, богатстве — в зависимости от профессии того, кто о них судит — врач, учитель гимнастики, делец. В «Законах» (III 697 Ь) существуют блага, относящиеся к душе, к телу и к имуществу. — 121.
- Ср. рассуждения в «Протагоре»: «...единственное дурное дело — лишиться знания...» (345 Ь); того, кто «познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать иначе, чем велит знание» (352 с); «стыдно было бы не ставить мудрость и знание превыше всех человеческих дел» (352 d). — 125.
- Поговорка; русск. эквивалент: «Типун тебе на язык». — 127.
- Карийцы, жители Карии (Малая Азия), славились своим бесстрашием и в качестве наемных солдат выступали обычно в первых рядах. У греков существовала даже поговорка «испытать опасность на каринце». См. также прим. 19 к с. 232. — 130.
- Согласно мифу, Медея погубила царя Пелия, сварив его в котле. Она пообещала вернуть ему молодость и научила дочерей разрубить отца на части и бросить в котел, откуда он якобы вновь появится полный сил (Аполлодор I, 9, 27). — 130.
- Имеется в виду миф о состязании в искусстве игры на флейте между Аполлоном и сатиром Марсием. Победитель Аполлон заживо содрал с Марсия шкуру (Овидий. Метаморфозы VI 382 —400; Ксенофонт. Анабазис I, 2, 8). — 130.
- Эта мысль принадлежит Антисфену, основателю кинической школы, вначале ученику софиста Горгия (см. прим. 23 к с. 75), а затем близкого к Сократу. Антисфен пытался доказать, что невозможно противоречить (80 А 1 Diels). У Аристотеля в «Метафизике» читаем: «...Антисфен был чрезмерно простодушен, когда полагал, что об одном может быть высказано только одно, а именно единственно лишь его собственное наименование (logos), откуда следовало, что не может быть никакого противоречия, да пожалуй, что и говорить неправду — тоже» (V 29, 1024 b33 сл.). Согласно Диогену Лаэрцию, первым за Антисфеном это учение развивал Протагор (см. ниже прим. 32). — 130.
- См. выше прим. 30. — 131.
- Протагор из Абдер (480/5—410/5), один из основателей софистики, прибыл в Афины в 40-х гг. и прославился как ритор и учитель красноречия. Был обвинен в вольнодумстве, бежал в Сицилию и погиб в бурю (А 3 Diels). Книги его были сожжены в Афинах. Тезис софистов «неправое дело выставить правым» или «более слабый аргумент выставить более сильным» мастерски применялся Протагором (GellinoctiumAtticarumLibriXX, ed. С. Hosius. Leipzig, 1903, V3, 7). Ему принадлежат слова: «О богах я не могу утверждать ни что они существуют, ни что их нет» (80 А 23 Diels), послужившие причиной его изгнания. По свидетельству Секста Эмпирика, Протагору принадлежит также знаменитая релятивистская формула софистов: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют* (В 1 Diels). Жизнеописание Протагора помещено у Диогена Лаэрция (О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979,1X50—56). См. также: Протагор (Вступление). — 131.
- О том, что невозможно произнести ложное мнение, говорится также в «Кратиле» (429 cd).— 131.
- Титан Кронос был отцом Зевса, т. е. жил в очень давние времена, и потому образ его являлся как бы символом древности и отсталости (см. также: Аристофан. Облака 929).— 132.
Протей, морское божество, обладал пророческим даром и был известен способностью принимать вид разных существ и ускользать таким образом из рук тех, кто пытался его схватить. Здесь он назван египетским софистом, поскольку Гомер в «Одиссее» (IV 351—370) рассказывает, как, находясь в Египте, Менелай но совету дочери Протея Эдофе и хитростью овладевает этим «морским старцем» и получает от него предсказание своего будущего. — 133.
- См. выше прим. 35. — 133.
- Ср. рассуждение в «Государстве» (VII 532 Ь, 533 Л). Диалектика — это единственно правильный и универсальный метод постижения высшего блага, прочие науки изучают только чувственно-вещественное его проявление в осязаемом, видимом мире. Диалектиком же называется тот, «кому доступно доказательство сущности каждой вещи» (534 Ь). См. также ниже прим. 38. — 136.
- Под царским искусством Платон понимает диалектику, которая есть не что иное, как искусство управления познанием. Поэтому она сродни искусству управления вообще. Диалектика ведет внутреннее знание человека к высшему благу, а сила и понимание, необходимые для управления государством, должны находиться в душе царя, и ему самому подобает познавательное, а не практическое ремесленное искусство (Политик 259 b —d). — 137.
- Эсхил. Семеро против Фив 1 — 3. — 137.
- Коринф был сыном Зевса и дочери Атланта Электры. Но Коринф также и название города. Пословицу можно понять двояко. С одной стороны, как русский эквивалент — «сказка про белого бычка», т. е. упорное повторение одного и того же: согласно схолиасту (VI, р. 295 Hermann), коринфские послы с завидным упорством уговаривали мегарцев не восставать против них, иначе «восстанет на вас Коринф — сын Зевса!». С другой стороны, из этих высокопарных слов невозможно было понять, о ком идет речь — о герое Коринфе или о самом городе, что, однако, никак не меняло сути дела в отношениях коринфян и мегарцев: ср. русский вариант — «что в лоб, что по лбу». - 139.
- Диоскуры — братья Кастор и Полидевк, сыновья Зевса и Леды. По одному из вариантов мифа, Кастор — сын спартанского царя Тин- дара и, значит, смертен, а Полидевк — сын Зевса — бессмертен. Любовь братьев была так сильна, что, когда Кастор погиб, Полидевк упросил Зевса сделать и его смертным. Ему было позволено проводить день на Олимпе и день с братом в царстве мертвых. Диоскуры считались покровителями спартанцев. Одна из их главных функций — помощь терпящим бедствие, особенно спасение моряков. — 139.
- О Конне см. прим. 9 к с. 98. В предыдущей фразе Сократ пользуется охотничьей метафорой. Надо сказать, поиски идей, разре- шение философских вопросов, выяснение истины часто уподобляются в диалогах Платона и ранних, и зрелых, охоте (см., напр.: наст, изд., Евтидем 295 d, 297 b, Лахет 194 b, Лисид 204 е, 205 е, 206 а, 216 d, 218 с, Хармид 1*66 Ь, 174 Ь). Удовольствие, красота, добродетель, благо, мудрость, истина — все это предмет ловли для философа, как дичь для охотника. По мнению А. Ф. Лосева, «эта «охотничья» символика является у Платона одним из самых основных способов представить себе отношение идеи и материи» (История античной эстетики. Высокая классика. М., 1974, с. 279. Подробное исследование этого вопроса см. там же, с. 277 — 293). — 143.
- Сражение с девятиглавой Лернейской гидрой — второй подвиг Геракла (см. прим. 7 к с. 271). Вместо одной отрубленной у нее каждый раз вырастали две новые головы. На помощь гидре выполз огромный рак, который стал кусать Геракла за ногу. Геракл убил рака, а затем призвал на помощь Полая,своего племянника, который прижигал шеи гидры горящими стволами деревьев, не давая вырастать новым головам. Затем Геракл зарыл в землю отрубленную голову, которая была бессмертна, и навалил на это место тяжелый камень (Аполлодор, II 5, 2). Раком Сократ иронически называет Дионисодора, который, как известно, приплыл с братом в Афины прямо из моря. Во время беседы он сидит слева от Сократа и досаждает ему своими укусами слева. — 145.
- Вероятно, Сократ имеет в виду Ктесиппа. Упоминание Патрок- ла (видимо, обращение) в квадратных скобках дается по изданию Барнета. — 145.
- Сводные братья Ификл и Геракл имели общую мать Алкмену и разных отцов: Геракл — Зевса, Ификл — Амфитриона. Имена Ификл и Патрокл не имеют ничего общего, кроме окончаний. Но и этого оказывается достаточным для софистов, чтобы считать их родственниками. ^ 145.
- Сведения о Патрокле, брате Сократа, нигде больше не встречаются. Судя по дальнейшему изложению, это сводный брат Сократа. Есть предположение, что это тот скульптор Патрокл, о котором упоминают Плиний в «Естественной истории» (С. PliniSecundinaturalishistoriaeLibriXXXVII, postL. Jan, ed. C. Mayhoff, vol. V. Lipsiae, 1897, XXXIV8, 19) и Павсаний (IV3, 4; X9, 10). - 145.
- Софрониск, отец Сократа, был, по преданию, скульптором. О Хэредеме сведений нет. — 146.
Т. е. глуп, как камень. — 146.
- Т. е. у тебя не сходятся концы с концами. — 146.
- Эллебор — чемерица (лат. veratrum) — ядовитое растение, в корневищах которого содержатся алкалоиды, оказывающие парализующее действие на нервную систему. В древности применялось для лечения душевных болезней, а также как слабительное и рвотное средство. Едкий порошок из корня чемерицы вызывал чихание. О ядовитом воздействии чемерицы пишет Лукреций (IV 640). — 148.
- В Дельфах было много статуй (см., напр., прим. 23 к с. 75). О каком изваянии идет речь, здесь неизвестно, может быть, о статуе Аполлона. — 148.
- Герион, сын Хрисаора и Каллирои, великан, состоявший из трех сросшихся тел, владел прекрасными стадами. Геракл угнал их, это был его десятый подвиг, и убил Гериона, пытавшегося его преследовать (Аполлодор II 5,10). Вриарей — великан, один из трех братьев Сторуких, которые помогли Зевсу одолеть титанов, а затем стерегли их, низвергнутых в Тартар (Гесиод. Работы и дни 717—735). — 148.
- Обычай золотить черепа умерших отцов и приносить им жертвы существовал у исседонов — соседей скифов (см.: Геродот IV 26). - 149.
- Каждый грек почитал определенное божество как покровителя и прародителя своего рода. Зевс, будучи «отцом богов и людей», как его обычно именует Гомер, является всеобщим прародителем (см. наст, изд., Алкивиад I 121 а и прим. 34). — 152.
- По преданию, Аполлон — отец Ионау матерью которого была Креуса, дочь афинского царя Эрехфея. Ион был в дальнейшем усыновлен сыном Эллина Ксуфом, женившимся на Креусе (см.: Еврипид. Ион). Однако, по Аполлодору, Ксуф — родной отец Иона (I 7, 3; ср.: Геродот VIII 44). Братья Ксуфа, Эол и Дор, считались родоначальниками племен эолийцев и дорийцев, Ион — родоначальником племени ионийцев, а младший сын Ксуфа и Креусы Ахей — ахейцев. Жители Аттики всегда считали себя древнейшими из ионийцев, тем более что, согласно мифу, Ион стал афинским царем и через своих сыновей положил начало четырем ионийским филам. Схолиаст указывает, что существовало две версии мифа о происхождении афинян. По одной, афиняне считали, что их предками была сама Гея — Земля и Аполлон — Солнце (см. также прим. 46 к с. 106). По другой — они происходят от Иона, сына Аполлона, поэтому Аполлона они именуют родовым (VI, р. 296 Hermann). - 152.
5 Здесь приводятся древние эпитеты Зевса и Афины (см. также: Софокл. Антигона 487; Пиндар. Олимиийские оды VIII 16; Пифийские оды IV 167). Последняя искони считалась покровительницей Аттики. В Афинах почитался также Зевс Городской (Полней) — покровитель полиса (Павсаний I 24, 4) и Аполлон Уличный (Агией) — охранитель улиц (см. схолии к «Осам» Аристофана 875.— Scholia graeca in Ari- stophanem, ed. Fr. Diibner. Parisiis, 1877; Лосев А. Ф. Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии.— Ученые записки МГПИ, 1953, т. 72, с. 53—133; его же. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957, с. 460—461). — 152.
- Под видом хвалебного слова Сократ произносит резко критические суждения в адрес софистики вообще. Оказывается, что весь этот словесный фейерверк спорщиков — явление достаточно заурядное и даже дешевое. Здесь Сократ апеллирует к народной мудрости, перефразируя известную пословицу «прекрасное — трудно», основанную на изречении Солона (подробнее см.: Гиппий больший, прим. 37), а также к стихам знаменитого поэта Пиндара. Одна из од Пиндара (Олимпийская I) начинается со слов «наилучшее — вода» (возможно, что здесь намек на учение философа VI в. Фалеса, который считал воду первичной материей, началом всякого бытия.— См.: 41 А 13, 23 Diels).- 154.
- Согласно ряду исследователей (Ф. Шлейермахер, JI. Ф. Гейн- дорф, JI. Шпенгель, О. Апельт, С. Н. Трубецкой), весьма мудрый незнакомец, беседовавший с Критоном,— видный политический деятель Исократ (436—338), известный своими антимакедонскими настроениями. Он прославился и как логограф — автор речей (сохранилась 21 речь), отличавшихся высоким патриотизмом, изяществом стиля и чистотой языка. Характеристика Критоном его собеседника (муж, весьма мудрый в судебных речах, но не оратор; не появляется в судах, но понимает судебное дело и сочиняет речи; не философ и не политик, но в меру заимствующий и в философии, и в политике) действительно может быть отнесена к Исократу. Мнение же о том, что это мог быть логограф Лисий, или Фразимах Халкедонский, илиФеодор из Византия (учитель Лисия), вряд ли основательно. Лисий (ок. 445— 378), сын Кефала из Сиракуз, знаменитый логограф, писал для своих клиентов судебные речи, в которых прекрасно передавал характер заказчика, его воспитание и манеру говорить. В «Федре» это приятель героя диалога — юного Федра, который читает Сократу речь Лисия о любви. Там же в конце диалога вспоминается «приятель» (по словам Федра) Сократа — Исократ, пока еще молодой двадцатилетний человек. Как бы предвидя будущую славу своего молодого друга, Сократ говорит, что тот не только превзойдет всех в речах, но «божественный порыв» увлечет его к большему, ибо у него благородный душевный склад и в нем «природой заложена какая-то любовь к мудрости» (279 а — с). Как известно, Исократ, будучи афинским патриотом, выступал против македонского влияния в Афинах и после победы македонцев при Херонее в отчаянии покончил с собой. Таким образом, Платон в «Федре» рисует Исократа высокоблагородным человеком, близким к Сократу. Если считать, что события «Федра» происходят приблизительно в 416 г., а события настоящего диалога около 408 г., то здесь Исократу, свидетелю беседы софистов с Сократом, уже под тридцать. Он, возмужав, стал опытнее и считает себя вправе предупредить Критона о том вреде, который могут нанести Сократу его публичные споры с софистами.
Сцена, которая разыгрывается далее в конце настоящего диалога, полагал Вл. Соловьев (см.: Творения Платона, т. И, пер. Вл. Соловьева, с. 224, прим. 161 и с. 233), добавлена позже. Вряд ли, однако, это мнение обоснованно: сцена эта вполне логична. Критон, старый друг Сократа, обеспокоен наскоками софистов на Сократа. Последний, явно иронизируя, выражает готовность пойти к софистам в обучение, о чем и заявляет всем окружающим. Видимо, Критону известны слухи о том, что некоторые речи самого Сократа обыватели расценивают как нескромные и причисляют его к надоевшим всем софистам, а также обвиняют в предосудительных знакомствах, мыслях и поведении. Критон уверяет Сократа, что мудрый незнакомец правильно порицал стремление рассуждать с софистами перед лицом целой толпы. В диалоге «Критон» его герой опять напоминает Сократу, находящемуся в тюрьме, о силе мнения толпы, с чем Сократ вовсе не желает считаться. Однако в речи перед судьями (Апология Сократа 23 е) и Сократ говорит о тех, кто «честолюбивы, сильны, многочисленны и... давно уже прожужжали вам уши клеветой на меня». Критон смущен и запутан всеми обстоятельствами спора, опасаясь, помимо всего, за воспитание своего сына Критобула, которого он хочет всячески отвратить от софистики и склонить к философии. Как мы знаем, Крнтобул пойдет за Сократом. И если Критон инстинктивно чувствовал правоту своего друга, то Критобул вполне сознательно остается с Сократом до самого его конца. Переход же к теме воспитания в конце «Евтндема» чрезвычайно характерен как для Платона, так и для его Сократа, который в «Апологии...» (29 d — 31 е) говорит, что не уставал многие годы воспитывать афинян и считает это главной целью своей жизни.— 155.